УДК 378

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ПЛАТФОРМАХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Горбунов Валерий Николаевич1, Дмитриева Татьяна Николаевна1, Семенов Александр Владимирович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассмотрены факторы конкурентоспособности вузовского дистанционного образования, построенного на платформах массовых открытых онлайн-курсов.

Ключевые слова: дистанционное образование, конкурентоспособность, массовые открытые онлайн-курсы, университет


COMPETITIVE FACTORS UNIVERSITY DISTANCE EDUCATION BUILT ON PLATFORMS MASSIVE OPEN ONLINE COURSE

Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Dmitrieva Tatiana Nikolaevna1, Semenov Aleksandr Vladimirovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
The article describes the factors of competitiveness of university distance education built on platforms massive open online course.

Keywords: competitiveness, distance education, massive open online course, university


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Факторы конкурентоспособности вузовского дистанционного образования, построенного на платформах массовых открытых онлайн-курсов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41748 (дата обращения: 03.06.2017).

Интерактивное автоматизированное дистанционное обучение — самая значительная тенденция в образовании за последние годы. Активно развиваются проекты дистанционного обучения Udacity [1] и Coursera [2]. Модели образования, развиваемые российскими региональными вузами, вынуждены конкурировать с моделью, которую предлагают платформы массовых открытых онлайн-курсы (МООС – massive open online courses), и она способна изменить высшее образование во всем мире коренным образом. Содержание представлено ведущими мировыми вузами, курсы читают именитые профессора. В России первопроходцами стали НИУ ВШЭ и МФТИ, ожидаются курсы от СПбГУ [3. Попытаемся проанализировать некоторые особенности формы и технологий представления учебных материалов в MOOC.

Региональным вузам, например, таким как пензенские вузы, будет очень тяжело бороться за внимание и деньги студентов [4-8], когда подобные проекты представлены не только в виде классических сайтов, но и множество сторонних приложений для платформ IOS, Android, что позволяет студентам учиться где угодно и когда угодно, онлайн и офлайн. Успешное освоение курса позволяет при подтверждении личности получить официальное признание работы в виде цифрового сертификата за небольшую плату [9]. Всю эффективность и удобство этих решений авторы испытали на себе.

Другой инновацией, которая была опробована на Coursera и просто «кладет на лопатки» своих конкурентов, стало применение краудсорсинга и запуск бета-версии сайта «Переведем Coursera», на котором около 450 пользователей безвозмездно трудятся над переводом иностранных курсов платформы. Это стало результатом работы над курсом «Геймификация» Пенсильванского университета, к которому предлагаются русские субтитры. Переводом занимались профессиональные переводчики, но такая модель оказалась медленной и затратной.

У авторов имеется свой небольшой опыт применения подобных нетрадиционных форм обучения. Несколько лет по всем читаемым курсам применяются сайты на базе платформы «Сайты Google» [10], используется инструментарий Google Analytics [11], при помощи Google Docs весьма успешно происходит командные совместная работа студентов над учебными проектами и т.д. Это позволяет нам сделать некоторые рекомендации о том, по каким признакам следует отбирать решения.

Бесплатность. Решение бесплатно при небольших масштабах, есть возможность испытать. Зачастую оказывается, что бесплатных возможностей достаточно. Неплохой инструмент для преподавателей, имеющих американский аккаунт Apple ID, – это iTunes U – программа от Apple, в которой собраны курсы известных университетов по различным предметам.

В ПГУАС предпринимаются попытки применять систему управления обучением Moodle, которая представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. По различным причинам (отсутствие в штате достаточного числа высококвалифицированных специалистов по Moodle для развертывания и поддержки системы, консерватизм преподавателей, большая трудоемкость заполнения форм, отсутствие подключенных модулей расширения для обмена, выгрузок и т.д.) система используется не повсеместно.

Кроссплатформенность. Решение должно работать на не только на традиционных компьютерах под Windows, Linux, но и на планшетах и телефонах с iOS, Android, WP. Рост числа посетителей по данным Google Analytics для учебных сайтов говорит об этом. Размещаемые материалы не должны предполагать установку стороннего программного обеспечения, в идеале все должно работать и открываться в браузере.

Возможность совместной работы. Студенты намного охотнее заполняли требуемые формы по дисциплине «Специальный курс по дипломному проектированию», если видели, что заполнили другие. На курсе «Экономическая оценка инвестиций» электронные таблицы в совместном доступе, позволяли не только видеть, как происходит проектирование денежных потоков инвестиционного проекта, но и сразу же при необходимости брать и переносить любой кусок таблицы, формулу в свой проект, оставлять комментарии и т.д. при этом не мешая другим. В рамках курса «Экономика отрасли» студенческие проекты имели общие информационные ресурсы, списки, иллюстрации и т.д.

Продуктивность обучения. Решение должно предусматривать возможность менять длительность учебных циклов в широком диапазоне. В отличии от традиционных вузовских занятий в 2 академических часа по 45 минут, на курсах в формате массовых открытых онлайн курсов (MOOC) весь контент разбит на небольшие логические фрагменты по 8-12 минут, перемежаемые вопросами на проверку концентрации. Сами фрагменты бывают трех типов: теоретический материал, демонстрации физических явлений и семинары с обзором подходов к решению задач. В конце каждой недели даётся домашняя работа, которую можно выполнять в течении недели. В середине и в конце курса даются контрольные работы, на решение которых выделяется по неделе. Опыт авторов в обучении такими циклами говорит о значительной концентрации внимания и, как следствие, высокой продуктивности обучения.

Краудсорсинг. Краудсорсинг — часть того, что можно назвать «инновацией с расчетом на студентов-пользователей», при которой организаторы обучения полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей обучающихся, но и в определении усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Пример успешной реализации краудсорсинга – Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров.

Интерактивность. Возможность интерактивного общения студентов и преподавателей через форумы, электронную почту, IP-телефонию, конференц-связь и т.д., в том числе очные лекции-встречи с целью проведения консультаций, рассмотрения самых популярных вопросов.

Нужно понимать, что приведенный перечень свойств и признаков образовательных платформ не является конечным и будет расширяться по мере развития информационных технологий, методик образования и т.д., и может, например, дополняться игровыми элементами системы образования, изложенными в статье основателя социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова [12].

Возрастающая популярность МООС, активность ведущих вузов в этой сфере позволяет прогнозировать серьезную конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг [13], на котором региональным вузам придется искать свою нишу, дифференцироваться, объединяться для совместных проектов и т.д., чтобы не стать простым зрителем в этой, ставшей теперь глобальной, конкурентной борьбе образовательных технологий и платформ.


Библиографический список
  1. Udacity [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
  2. Coursera [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://www. coursera.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
  3. Российские вузы идут в народ // Сайт ЗАО «Газета.Ру» URL: http://www.gazeta.ru/social/2014/02/04/5881349.shtml (дата обращения: 25.10.2014).
  4. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей. М.: ИНФРА-М, 2009.  – 388 с.
  5. Резник С.Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России [Текст]/С.Д. Резник, Е.С. Коновалова//Проблемы современной экономики. 2011. №2 (38). С. 345-349.
  6. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
  7. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С.Д. Резника. -Москва: ИНФРА-М, 2009. – 474 с.
  8. Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf.
  9. Официальное признание ваших академических достижений // Сайт Coursera Inc URL: https://www.coursera.org/signature (дата обращения: 25.10.2014).
  10. Сайты Google [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.google.com/sites/help/intl/ru/overview.html (дата обращения: 25.10.2014).
  11. Google Analytics [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.google.com/sites/help/intl/ru/overview.html (дата обращения: 25.10.2014).
  12. 7 элементов системы образования XXI века. Павел Дуров. // Сайт Slon.ru URL: http://slon.ru/ipad/7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760.xhtml (дата обращения: 25.10.2014).
  13. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н. Проблемы и перспективы дистанционного образования в российских вузах в условиях развития платформ массовых открытых онлайн-курсов // Наука, образование и культурно-исторические аспекты и перспективы Улытау-Жезганского региона. Сборник материалов Республиканских VII Маргулановских чтений. – Жезказган: АО «ЖезУ», 2014. 320 стр. – С. 119-123.


Все статьи автора «alex»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: