ВИДЕО И ФОТО В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Устинов Игорь Евгеньевич1, Федорова Алина Валентиновна1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье представлены варианты использования видео и фото в физическом воспитании студентов.

Ключевые слова: видео, спорт, фото


VIDEO AND PHOTO IN THE PRACTICE OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Ustinov Igor' Evgen'evich1, Fedorova Alina Valentinovna1
1Saint -Petersburg State Economic University, senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences

Abstract
The article presents the options for using video and photographic materials in physical education students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Устинов И.Е., Федорова А.В. Видео и фото в практике физического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/40529 (дата обращения: 13.04.2024).

Совершенствование технических средств фиксации, обработки и воспроизведения наглядной информации в современном мире делает их доступными и, в тоже время, эффективными неспецифическими средствами физического воспитания и спорта в стенах высшего учебного заведения. Дополнительное програмное обеспечение позволяет сделать отснятый материал более целенаправленным, разнообразным и эффективным. При этом не обязательно использовать дорогостоящие коммерческие продукты, а вполне можно обходится програмным обеспечением распространяемом в рамках лицензии свободного, либо поставляемых в комплекте с видеокамерой или фотоаппаратом.

Спектр задач, решаемых с помощью создания и демонстрации видео и фото материалов, достаточно широк и представляет собой:

  • презентация деятельности кафедры за отчетный период

  • представление сотрудников кафедры физического воспитания и спорта

  • демонстрация идеального исполнения техники двигательного действия

  • анализ техники двигательного действия

  • поощрение лучших спортсменов и активистов

Мы считаем целесообразно более подробно остановиться на решений каждой из вышеперечисленных задач по таким аспектам как цели, охват аудитории, особенности процесса создания, результаты.

Презентация деятельности кафедры.

Задачи, решаемые в этом разделе, чрезвычайно широки и связаны с популяризацией физической культуры и оздоровительного спорта как фактора здорового образа жизни, представлением деятельности кафедры физического воспитания в отчетных мероприятиях, актуализацией спортивных наборов и привлечением студентов к обучению на специализации спортивного профиля.

При фотосъемке спортивных мероприятий предъявляются повышенные требования как к аппаратуре , так и  к мастерству фотографа. В зависимости от цели съемки можно сконцентрироваться на эмоциях зрителей, красоте спортивных моментов, массовости соревнований, награждение [1] .

При видеосъемке важно показать начало соревнований (построение, жеребьевка), отдельные моменты соревновательной активности, желательно финал соревнований и награждение. При монтаже видеороликов важно чредовать общие и крупные планы.

Данный тип видео и фотоматериалов предполагает максимально широкий охват аудитории и видов деятельности кафедры физического воспитания и спорта. Сюда можно отнести создание и регулярное обновление спортивной странички на сайте высшего учебного заведения, оформление стендов по спортивной тематике на учебных площадках факультетах, проводимых в стенах университета и за его пределами, наиболее зрелищная информация о учебно-тренировочных занятиях в учебное и внеучебное время. В данном разделе могут быть представлены материалы с выступлениями студентов на межвузовских соревнованиях и в спартакиаде вуза, научных конференциях с докладами по физической культуре, спортивно-массовая работа с сотрудниками вуза.

Демонстрация видеороликов с использованем современных проекторов уместна на встречах с абитуриентами, при проведение спортивно-массовой работы в стенах общежития, на спортивном празднике.

Представление сотрудников кафедры физического воспитания и спортивного клуба.

Основная задача на таких мероприятиях-ориентировать студентов на целенаправленное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом.

Наиболее эффективно проведение данного мероприятия в начале учебного года у студентов первого курса на вводных занятиях по физической культуре с обозначением должности и специализации преподавателей, которые должны вести учебно-тренировочные занятия, на собрании физоргов и спортивного актива. Наиболее информативно строить такую презентацию с сообщением должности преподавателя, его спортивной квалификации и спортивной специализации. Данная информация может быть дополнена следующими сведениями: кураторство учебной группы, отвественность за спортивно-массовую работу на определенном факультете, ведение секционной работы, ответственность за студенческое научное общество и т.д.

Показ техники выполнения двигательного действия

Основная задача для данного направления — сформировать первоначальный образ техники двигательного действия.

Данный тип видео и фотоматериалов может применяться при описании техники сложных физических упражнений и двигательных действий, при описании исходных и конечных положений, при визуальном объяснении ошибок при сдаче студентами контрольных норм по различным разделам программы физического воспитания . Единственным условием является четкость ракурса и показ техники высококвалифицированным спортсменом. Применяться данные видео и фотоматериалы могут при подготовки к спортивным соревнованиям и объяснении способа передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах. При разучивании студентами техники сложных двигательных действий. Например при согласовании вдоха и выдоха с работой рук в кроле на груди описании техники движения туловищем при обучении студентов плаванию стилем баттерфляй.

В некоторых  случаях необходимость применения обработанного фото и замедленного видео при обучении элементам техники двигательного действия объясняется быстротечностью [2]. Да, показ техники передачи мяча, подачи или приема мяча в волейболе  преподавателем или спортсменом позволит уловить общую структуру движений.  Однако на отдельных элементах техники сконцентрироваться не получиться.

Фото и видео могут входить в структуру электронных учебников, энциклопедий здорового образа жизни, электронных программ фитнеса, калькуляторов расчета тренировочных нагрузок. Этим повышается мотивация к физкультурной активности, обеспечивается наглядность учебно-тренировочного процесса.  Использование фото и видео в рамках мультимедийного представления информации по дисциплине “Физическая культура” позволяет осуществлять самоконтроль и самокоррецию [3]. Важно что использование электронных пособий возможно не только в процессе обучения студента в вузе, но и по его окончанию в рамках самостоятельных занятий физической культурой.

На базе большого количества фото и видео материалов могут быть созданы электронные учебные пособия с комплексами общеразвивающих упражнений по разделам программы по физической культуре. Данный раздел значительно облегчит деятельность преподавателей кафедры в период отработок студентами пропущенных занятий.

Анализ техники выполнения двигательного действия

При совершенствовании техники высококвалифицированных спортсменов в рамках спортивного отделения вузов большое значение имеет получение информации о пространственно-временных, простренственных и временных характеристиках техники двигательного действия. Для изучения и оценивания пространственных характеристик двигательного действия (исходного и конечного положения, траектории движения) иногда достаточно воспроизвести видеоматериал в замедленном темпе.

В более сложных случаях используют сложную и дорогую видеотехнику, специализированные программы и специальные варианты съемок. На основе видеозаписи осуществляют промеры и определяют координаты звеньев тела, осуществляют анализ пространственно-временных характеристик движений [4].

Поощрение лучших спортсменов и активистов

Для различных массовых мероприятий, в которых есть процедура награждения (спортивный праздник, день здоровья, день факультета) лучших спортсменов и активистов, достаточно остро стоит вопрос выбора призов. При высокой квалификации спортсмена и финансовом благополучии вуза проблем не возникает. Однако для победителей соревнований уровня спартакиады факультета или вуза вполне допустимо при награждении помимо почетной грамоты вручать видео и фото материалы на цифровом носителе с фотографиями либо видеороликами с записью выступления спортсмена или сборной команды на соревнованиях. В результате у организаторов появляется возможность с наименьшими финансовыми потерями организовать ценный приз, а призеры и победители соревнований получают фото и видеоматериалы, которые будет вспоминаться долгие годы.

В заключение хочется подчеркнуть, что современные технические средства позволяют существенно расширить границы использования неспецифических средств физической культуры в целях популяризации здорового образа жизни, активной жизненной позиции и самореализации в спортивной деятельности. Использование фото и видео материалов в практике физичекого воспитания студентов позволяет решать целый спектр задач информационного, агитационно-пропагандистского и презентационного характера.


Библиографический список
  1. Гурьев С.В. Особенности фотосъемки спортивных соревнований, использование мультимедиатехнологий в физической культуре и спорте.   // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы 3 международной научно-практической конференции, Екатеринбург 28 марта 2014 года. ФГАОУ ВПО “Рос. гос. проф. -пед. ун-т. 2014 С. 185-205.
  2. Козина Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 1. С. 58-64.
  3. Смолина В.А. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «физическая культура» на основе средств мультимедиа технологий//Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 6. № 1 (15). С. 111-113.
  4. Загревский В.О. Компьютерная обработка материалов видеосъемки для анализа техники гимнастических упражнений//Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 124-127.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Устинов Игорь Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация