SWOT-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Кошевенко Светлана Вячеславовна
ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет
к.п.н., доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья содержит материал по актуальной теме управленческой науки и практики – стратегическое управление. Однако, теоретическая и практическая новизна изложенного заключаются в разработке рекомендаций по использованию в практике управления школой метода стратегического анализа SWOT

Ключевые слова: возможности, образование, сильные стороны, система общего школьного образования, слабые стороны, стратегический менеджмент, стратегическое управление школой, угрозы


SWOT-ANALYSIS AS A TOOL FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF THE SCHOOL

Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of management

Abstract
This article contains material on the topical subject of management science and practice - strategic management. However, the theoretical and practical novelty above are to develop recommendations for the use in the school practice method of strategic management SWOT- аnalysis

Keywords: SWOT-анализ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кошевенко С.В. SWOT-анализ как инструмент стратегического управления школой // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41244 (дата обращения: 19.04.2024).

Стратегическое управление любой организацией является неотъемлемым элементом её менеджмента. На данном этапе социально-экономического развития страны, в условиях реформирования системы образования стратегическому менеджменту в образовательном учреждении должно быть уделено самое пристальное внимание. При этом необходимо не просто определить видение, миссию, стратегическую цель, поставить стратегические задачи, разработать стратегический план образовательного учреждения, а сделать это, проведя тщательный анализ его внутренней и внешней среды, опереться на сильные стороны деятельности, выделить её недостатки, учесть угрозы и возможности, которые позволят образовательному учреждению упрочить своё положение. Для качественного проведения такого анализа используют SWOT-анализ.

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Силы и слабости относятся к внутренней среде организации, а угрозы и возможности – к внешней.

Руководство школы, при написании программы развития своего образовательного учреждения, пытается выделить особую, специфическую составляющую деятельности, позволяющую его идентифицировать среди других школ. Для стратегической перспективы школы именно сильные стороны особенно значимы, так как на них, как на фундаменте будет строиться вся стратегия развития, будут достигаться конкурентные преимущества.

В то же время стратегия должна быть приспособлена к реалиям действительности, направлена на нейтрализацию, устранение имеющихся слабых сторон.

Для определения сильных и слабых сторон школы необходимо следовать следующему алгоритму:

1. Определить ряд параметров, лежащих в основе оценки деятельности образовательного учреждения;

2. По каждому из этих параметров определить, что является сильной стороной образовательного учреждения, а что – слабой;

3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны и занести их в матрицу SWOT-анализа (табл. 1).

Для оценки образовательных учреждений системы общего школьного образования можно воспользоваться следующим списком параметров:

1.  Финансирование (достаточность объема финансирования деятельности школы из местного бюджета, выделение средств органами местной власти, использование спонсорской помощи, а именно материальной помощи родительского комитета и на основе заявок спонсорской помощи частных организаций);

2. Кадры (оценивается уровень квалификации педагогических сотрудников и администрации школы, их заинтересованность в развитии образовательного учреждения, наличие взаимодействия между  преподавателями, структурными подразделениями школы, морально-психологический климат в коллективе и т.п.);

3. Материально-техническая база (оценивается состояние зданий, помещений школы, качество и степень износа оборудования, оснащённость компьютерной техникой и мультимедийными устройствами и т.п.);

4. Организация учебно-воспитательного процесса (может оцениваться соответствие программ требованиям ФГОС, качество подготовки выпускников, качество и количество внеклассных мероприятий, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), наличие победителей и лауреатов всероссийских и региональных олимпиад, конкурсов и т.п.);

5. Инновации (здесь может оцениваться частота и качество внедрения новых педагогических технологий и ИКТ в учебный процесс, создание авторских курсов, гранты, получение статуса экспериментальной площадки, издание учебников и т.п.);

6. Маркетинг (оценивается качество образовательных услуг, известность школы, полноту ассортимента предлагаемых школой образовательных услуг, уровень цен, наличие рекламы, репутацию образовательного учреждения, уровень корпоративной культуры и т.п.).

Из полного перечня выделенных сильных и слабых сторон образовательного учреждения требуется выбрать 5-7 самых сильных и самых слабых сторон.

Оценка внешней среды образовательного учреждения нацелена на то, чтобы понять, каких угроз опасаться образовательному учреждению (и, соответственно, заранее к ним подготовиться), а также какие стратегические и тактические возможности позволят предотвратить эти угрозы, снизить влияние слабостей и увеличить рост силы.

Действия на этом шаге анализа идентичны методике по определению сильных и слабых сторон школы:

1. Составляется перечень параметров, по которому будет оцениваться социально-экономическая ситуация;

2. По каждому параметру из списка предложенных, определяется, что является возможностью, а что – угрозой;

3. Выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

За основу при оценке возможностей и угроз образовательного учреждения системы общего школьного образования можно взять следующий список параметров:

1. Спрос (учитываются темпы роста либо сокращения рынка образовательных услуг, структура спроса на образовательные услуги и т.п.);

2. Конкуренция (следует учитывать количество основных конкурентов (близлежащих школ), наличие учреждений дополнительного образования, распределение долей между основными конкурентами, позиция по отношению к лидеру и т.п.);

3. Реализация услуг (рассматриваются условия поставок оборудования, учебных материалов, осуществление строительных работ и т.п.);

4. Экономическая ситуация (учитывается уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень жизни населения, налоговая политика и т.п.);

5. Политик-правовое регулирование (оценивается вероятность внесения изменений в правовую базу в области образования, уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности и т.п.);

6. Научно-технический прогресс (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.);

7. Социально-демографическая ситуация (учитывается численность и половозрастную структура населения района города, в котором находится школа, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.);

8. Социокультурные условия (учитываются традиции, система ценностей общества, существующая культура, имеющиеся стереотипы поведения людей и привычки в области образования);

9. Природные условия и экология (принимается в расчет климатическая зона, в которой находится образовательное учреждение, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.);

10. Международное взаимодействие (учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов, степень международного взаимодействия в области науки и образования, совместные международные проекты и т.п.).

Как и на предыдущем шаге, далее необходимо выбрать из полного списка те угрозы и те возможности, которые имеют наибольшее влияние на деятельность образовательного учреждения (по 5-7 штук). При выделении угроз и возможностей следует обращать внимание на вероятность события и на степень его влияния на деятельность учебного заведения.

На простом перечне сильных и слабых сторон образовательного учреждения, определении угроз и возможностей SWOT-анализ не заканчивается. Далее необходимо их сопоставить. При сопоставлении необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • какие сильные стороны образовательного учреждения позволят воспользоваться обозначенными возможностями;
  • какие слабые стороны могут помешать реализации открывающихся возможностей;
  • какие сильные стороны позволят нейтрализовать имеющиеся угрозы;
  • какие слабые стороны в нашей деятельности усугубляют наметившиеся угрозы.

Матрица SWOT-анализа имеет следующий вид (табл. 1). В данной таблице значения в полях пересечения заполнены произвольным образом для примера.

На пересечении разделов образуются четыре поля. На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.

Для пар поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей внешней среды. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.[2, с.44]

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа

 

Угрозы

Возможности

I.    … I.    …
II.   … II.   …
III.  … III.  …

Сильные стороны

1.  …

I - 3,4

II - 2,4

III - 1,4,5

I – 2

II -3,4

III -4,5

2.  …
3.  …
4.  …
5.  …

Слабые стороны

1.  …

I - 1

II - 1,3

III - 2

I - 3

II - 1,2

III - 1

2.  …
3.  …

При необходимости анализ можно углубить, определяя степень влияния факторов.

 SWOT-анализ помогает ответить руководству и педагогическому коллективу школы  на следующие вопросы:

- Использует ли учебное заведение свои сильные стороны и конкурентные преимущества в своей стратегии развития? Какие из потенциальных сильных сторон школы могут стать её отличительными преимуществами?

- Мешают ли слабые стороны школы в её конкурентной борьбе, в использовании определенных благоприятных обстоятельств?

- Какие внешние возможности дают школе реальные шансы на успех?

- Какие шаги должен сделать руководитель образовательного учреждения, чтобы защитить его и обеспечить дальнейшее развитие?


Библиографический список
  1. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации / И. Альтшулер – М: Вершина, 2006. – 232 с.
  2. Экономическое обоснование технических решений: учебное        пособие / В.В. Жариков, А.Н. Колодин, М.В. Соколов, В.Г. Однолько. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 80 с.  – 1. - [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/466/76466/57703/page5 (дата обращения: 28.11.2014)
  3. Разрабатываем план маркетинга: SWOT-анализ – [Электронный ресурс]. URL: http://www.infowave.ru/publications/2marketolog/2003_kp_adviser/swot-analysis (дата обращения: 28.11.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кошевенко Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация