УДК 388.58.89

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зоркин Дмитрий Юрьевич
Российский Университет Дружбы Народов
бакалавр менеджмента, магистрант кафедры менеджмента

Аннотация
Статья посвящена раскрытию сути понятия «государственно-частное партнерство» и определению его роли в вопросах, связанных с социально-экономическим развитием Российской Федерации. Также в статье рассмотрены наиболее распространенные в международной практике формы ГЧП, выделены ключевые задачи ГЧП и основные выгоды, получаемые каждой из сторон партнерства, а также определены социально значимые сферы, в которых реализация ГЧП-проектов является наиболее востребованной.

Ключевые слова: Аренда, Государственно-частное партнерство, государственный сектор, контракт, концессионное соглашение, частный сектор


PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS AS A MEANS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zorkin Dmitry Yurevich
Russian University of People Friendship
Bachelor of Management, a candidate for a Master's degree of Management Department

Abstract
Article is devoted to the essence of the concept of «public-private partnership» and the definition of its role in matters related to social and economic development of the Russian Federation. The article also describes the most common international practice forms of PPP, PPP highlighted key challenges and the main benefits derived from each side of the partnership as well as defined socially important areas in which the implementation of PPP projects is the most popular.

Keywords: concession agreement, contract, lease, private sector, public sector, public-private partnership


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зоркин Д.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41174 (дата обращения: 02.06.2017).

Обязательства государства по проведению эффективной социальной политики, направленной на соблюдение общественных интересов и предоставление качественных социальных услуг, закреплены в Конституции РФ. В связи с этим государство заинтересованно в развитии социально значимых сфер, что связано с взаимозависимостью уровня развития социальной сферы и качества жизни населения. Но несмотря на прилагаемые им усилия, государственные институты и организации, ответственные за реализацию социально значимых проектов и программ, сталкиваются с целым рядом проблем. В основном они связаны с необходимостью дополнительного финансирования, потребностью в использовании современных технологий и методов управления с целью повышения качества и обеспечения доступности оказываемых услуг. В связи с нехваткой бюджетных средств, используемых для финансирования социально значимых проектов, и недостаточной компетентностью государственных служащих, участвующих в их реализации, государство вынуждено привлекать дополнительные средства из внешних источников финансирования в лице коммерческих компаний и организаций [5, с. 43]. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия государства и частного сектора, широко применяющихся в ряде зарубежных стран и имеющих огромные перспективы для применения в Российской Федерации.

Государственно-частное партнерство – это своего рода взаимодействие представителей государственного и частного секторов как на институциональном, так и на организационном уровне, направленное на реализацию социально значимых проектов различных масштабов (федеральный, региональный, муниципальный), ресурсное обеспечение которых осуществляется как из государственных источников, так и за счет частных инвестиций.

Стоит также выделить ключевые элементы ГЧП:

  • Субъект: государственный сектор в лице органа федерального, регионального или муниципального уровня власти и частный сектор в лице частной компании;
  • Объект: имущество, принадлежащее на правах собственности государству (как правило, земельные участки, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры), а также предоставляемые государственными учреждениями услуги;
  • Предмет: отношения в процессе взаимодействия представителей органов государственной власти и частного сектора в вопросах реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами государственной собственности.

Следует отметить, что не все формы сотрудничества представителей государственного и частного секторов являются государственно-частным партнерством, а только те, которые предполагают исполнение части государственных функций частными компании при его непосредственной поддержке. Сотрудничество через государственно-частное партнерство позволяет государству сохранить контроль за социально значимыми сферами, и в тоже время способствует повышению эффективности деятельности социальных учреждений и бюджетных организаций и предоставляемых ими услуг, за счет принятия определенной части обязательств частной стороной.

Наиболее распространенными формами государственно-частного партнерства в международной практике являются [2, с.71]:

  • Контракт, т.е. договор, объектом которого являются конкретные социально значимые блага, а в качестве сторон выступают государственный и частный сектора. Данная форма государственно-частного партнерства часто применяется при осуществлении таких видов деятельности, как осуществление определенного перечня работ, проведение мероприятий по предоставлению и улучшению качества социальных услуг, оказание услуг по управлению государственными учреждениями и поддержанию их жизнедеятельности. В качестве собственника предмета договора выступает государство, оно также берет на себя полную ответственность за риски, связанные с выполнением условий договора.  Что касается частной стороны соглашения, то для нее выгода заключается в предоставлении государством прав на участие в доходах от деятельности, детальное описание которой указывается в договоре, а также получение определенных фискальных преференций и льгот.
  • Аренда, как в форме заключения между сторонами традиционного договора об аренде, так и в качестве осуществления лизинговых услуг. Отличительная особенность данной формы государственно-частного партнерства состоит в предоставлении частному сектору во временное пользование объектов государственной собственности на заранее установленных условиях, закрепленных в договоре. В рамках данной формы государственно-частного партнерства государственное имущество, выступающее в качестве предмета договора, может как остаться в собственности у государства, так и быть выкуплено представителем частной стороны, если данный случай, как и условия его реализации закреплены в договоре.
  • Концессионное соглашение – форма взаимодействия государства и частного сектора, получившая широкое распространение в международной практике и наиболее перспективная форма государственно-частного партнерства применительно к Российской Федерации. Отличительной особенностью концессионного соглашения является передача частной стороне прав собственности в отношении объекта государственного имущества на определенный срок и на заранее установленных условиях, предусматриваемых соглашением, с целью повышения эффективности использования объектов государственной собственности. Частная сторона, в свою очередь, в соответствии с предусмотренными в договоре условиями выплачивает определенную сумму за предоставление данной возможности государством. Несмотря на большую, по сравнению с другими формами государственно-частного партнерства, свободу, предоставляемую частному сектору в вопросах управления и организации в рамках концессионного соглашения, его представители принимают на себя ряд обязательств, предполагающих осуществление деятельности в соответствии с общественными интересами и направленных на обеспечение доступности и высокого качества социальных услуг.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что независимо от применяемой формы государственно-частного партнерства, основной целью, преследуемой представителями государственного сектора в рамках сотрудничества с частной стороной, является обеспечение эффективности деятельности учреждений социальной инфраструктуры и, как следствие, повышение уровня и качества жизни общества, что, в свою очередь, весьма затруднительно и проблематично без задействования представителей бизнеса, основными показателями успешности которого являются эффективность и прибыльность. Таким образом, можно выделить ключевые задачи, преследуемые сторонами в рамках такого рода сотрудничества [3, с. 25]:

  • Обеспечение качественного взаимодействия между сторонами государственно-частного партнерства, благоприятствующего росту социально-экономических показателей (уровня занятости населения, размера оплаты труда и социального обеспечения);
  • Увеличение показателей эффективности использования государственного имущества и повышение качества предоставляемых ими услуг;
  • Внедрение инноваций и совершенствование технологического процесса функционирования государственных предприятий и учреждений;
  • Оптимизация организационной системы управления.

Сущность проектов ГЧП заключается в передаче функций государственного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному сектору, а также закрепление за ним, в случае согласия, функций по предоставлению общественных услуг. Данная форма сотрудничества предоставляет ряд преимуществ обеим сторонам (Таблица 1).

Таблица 1. Преимущества ГЧП для сторон

Государственный сектор

Частный сектор

  • Стимулирование экономики;
  • Внедрение и использование современных методов управления применительно к государственной собственности;
  • Возможность сосредоточиться на контролирующих и регулирующих функциях;
  • Оптимизация системы расходования бюджетных средств;
  • Сокращение сроков реализации проектов;
  • Снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест.
  • Возможность долгосрочного и устойчивого развития бизнеса;
  • Реализация инновационного потенциала при государственной поддержке;
  • Получение доступа к общественным ресурсам и активам;
  • Получение гарантированных финансовых поступлений в долгосрочной перспективе

Составлено автором по данным Института Экономической Политики имени Е.Т. Гайдара

Таким образом данная форма сотрудничества способствует повышению качества и доступности инфраструктуры, финансовых ресурсов, рабочей силы, технологий и, как следствие, способствует привлечению иностранных инвестиций. Но в то же время возникает вопрос о необходимости определения типового спектра работ и механизмов финансирования в рамках различных проектов.

Главная причина необходимости развития форм и методов государственно-частного партнерства и их широкого применения в качестве механизма социально-экономического развития Российской Федерации заключается в том, что на данном этапе развития российское государство не в состоянии самостоятельно исполнить свои обязательства по обеспечению качества и доступности социальных услуг [4, с. 118]. В данном случае весьма закономерно взаимодействие государства с представителями бизнеса, имеющими значительный опыт в сфере управления проектами, и, в большинстве случаев, берут на себя обязательства по подготовке, организации и непосредственной реализации проекта, ресурсному обеспечению (техника, персонал, финансовые средства) и предоставлению услуг по послепроектному обслуживанию. Представители государственного сектора, в свою очередь, выполняют в основном роль заказчика, предоставляя коммерческим компаниям объем работ по достижению конкретной цели и осуществлению целого ряда задач и выполняя различного рода контрольные функции, но в то же время предоставляют им некоторые преимущества в виде налоговых льгот в рамках участия в социальном проекте, а также возможности получения дохода от управления объектом государственной собственности по его завершению. В международной практике сотрудничество представителей государства и бизнеса через государственно-частное партнерство широко распространилось в большинстве социально значимых сфер, ключевыми среди которых являются [2, с. 142]:

  • Социальная инфраструктура (реставрация и строительство медицинских, образовательных и культурных учреждений, их полное технологическое и организационное обеспечение, а также поддержание их жизнедеятельности);
  • Транспортная инфраструктура (строительство автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, аэропортов и трубопроводов, а также оказание услуг по их обслуживанию и обеспечению эффективности их деятельности);
  • Жилищно-коммунальное хозяйство (реставрация старых и строительство новых объектов газо-, водо-, и электрообеспечения и водоочистных сооружений и их обслуживание, а также обеспечение надлежащей чистоты и порядка на закрепленной территории).

Государственно-частное партнерство, независимо от его формы, предоставляет ряд возможностей и обеспечивает определенные преимущества для каждой из сторон. Для частного сектора эти возможности и преимущества выражаются в получении стабильного и емкого рынка сбыта, а также улучшение своего имиджа, вследствие участия в реализации социально значимого проекта. Значительным преимуществом для представителей частной стороны соглашения будет также являться увеличение денежного потока за счет: эффективного управления и использования объектов государственной собственности, переданной им во временное владение, и инвестиций в ценные бумаги, выпускаемые специально в поддержку осуществления определенного социального проекта. Что касается государственного сектора, то сотрудничество с представителями бизнеса через государственно-частное партнерство способствует его некоторому раскрепощению, посредством переложения части своих функций на частную сторону соглашения, и позволяет сосредоточиться на обеспечении более качественного исполнения таких обязанностей, как: защита интересов общества, а также регулирование и контроль их соблюдения.  И, конечно же, стоить отметить и выгоду третьей (негласной) стороны данного рода соглашений, т.е. общества, которое, являясь конечным потребителем результатов деятельности государственно-частного партнерства, в конечном счете получает более качественные и более доступные услуги.


Библиографический список
  1. Варнавский В.Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 287 с.
  2. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
  3. Демидов А.Ю. Государственный аппарат. Эффективность и результативность деятельности. – М.: Издательский Дом «Бюджет», 2013. – 240 с.
  4. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. – СПб.: Нестор-История, 2011. – 320 с.


Все статьи автора «Зоркин Дмитрий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: