УДК 159.9

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Лебедева Татьяна Евгеньевна
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы управления стрессом. Приведен анализ профилактических методов профессионального выгорания. Представлена программа тренинга.

Ключевые слова: выгорание, профилактика, психологическая помощь, Стресс, сфера услуг., тренинг


STRESS MANAGEMENT PROFESSIONALS WORKING IN THE FIELD OF SERVICE AND TOURISM

Lebedeva Tatiana Evgenievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management

Abstract
The article examines stress management. An analysis of preventive methods of professional burnout. The program of the training.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е. Управление стрессом специалистов, работающих в сфере сервиса и туризма // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40830 (дата обращения: 02.06.2017).

Напряженный ритм жизни работников сервисных организаций, интенсификация их труда ведет к повышению напряжения, неумению расслабиться, обретению психологического равновесия. Работники сферы сервиса – представители стрессогенной профессии, которые нуждаются в психологической поддержке, позволяющей снизить уровень стресса и эмоционального выгорания. Следует отметить, что в психологической литературе выделяют два направления психологической помощи работникам, испытывающим стресс и подверженных синдрому эмоционального выгорания. Первое направление – профилактика. Профилактика способствует минимизации организационных и ролевых факторов риска выгорания на уровне всей организации в целом. Это находит отражение в:

  • корпоративном развитии;
  • развитии организационной культуры и «здоровой» атмосферы в трудовом коллективе;
  • эффективном руководстве;
  • корпоративной лояльности;
  • карьерном росте персонала.

Второе – психологическое вмешательство в процесс восстановления психоэнергетических ресурсов и профессиональной мотивации. Отсюда следует, что основными задачами психологической помощи специалистам с синдромом эмоционального выгорания могут быть следующие:

  • психологическая разгрузка;
  • обучение конструктивным моделям преодолевающего поведения – «здоровому копингу»;
  • развитие профессиональных умений;
  • повышение коммуникативной компетентности;
  • развитие навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля;
  • формирование позитивных и активных жизненных установок;
  • развитие творческого потенциала.

Исследователи пишут о различных формах психологической помощи: как индивидуальных, так и групповых. К групповым формам относят лекцию, практический семинар, профессиональную консультацию и тренинги. Но большинство из них пришли к выводу о том, что стратегия психологической помощи, направленной на снижение уровня эмоционального выгорания, должна быть частью корпоративной программы по психологическому обеспечению здорового труда и отдыха персонала [3]. По мнению Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. для сохранения «человеческих ресурсов», организации должны включать программы «антивыгорания» в общую (корпоративную) концепцию управления и развития персонала [1]. В современном обществе компании для предупреждения и преодоления выгорания персонала отдают предпочтение различным тренингам. Анализ опубликованных данных показывает, что такие тренинги носят комплексный характер. Комплексный характер заключается в использовании, например, техники релаксации и управлении когнитивным стрессом.

К сожалению, работ, посвященных описанию результативности тренинговых программ по предупреждению выгорания работников сферы сервиса и туризма в настоящее время практически нет. Есть только работы по исследуемой проблеме, касающиеся медицинских работников.  Например, Вест, Хоран и Геймз (1984) продемонстрировали, что можно добиться большего успеха в преодолении выгорания у медсестер [1]. Они оценили эффективность обучения навыкам борьбы со стрессом, которое состояло из следующих направлений:

1. Управление образовательным или дидактическим стрессом (т. е. испытуемые получали теоретическую информацию о тревоге и стрессе).

2. Обучение навыкам преодоления (копинга): обучение релаксации, формирование навыков ассертивного поведения, когнитивное переструктурирование, тайм-менеджмент.

3. Помещение в стрессовую ситуацию – демонстрация (после обучения испытуемые были подвергнуты стрессогенным воздействиям и обучались тому, как справляться со стрессом в ролевых играх).

А.Л. Геращенко в работе «Консультирование и тренинг: профессиональный подход» также пишет о возможностях тренингов профессионально-личностного роста при работе с синдромом эмоционального выгорания специалиста [2].

Автором была разработана программа тренинга: «Антивыгорание» для профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания специалистов, работающих с людьми. Это навыковый тренинг. Цель тренинга: управление стрессом специалистов, работающих в сфере сервиса и туризма, профилактика и снижение уровня эмоционального выгорания.

Задачи тренинга:
  1. Изучение теоретических основ управления стрессом.
  2. Изучение и анализ факторов, вызывающих эмоциональное выгорание.
  3. Анализ симптомов выгорания.
  4. Обучение методам психологической самопомощи, навыкам саморегуляции и релаксации.
  5. Обучение «здоровому копингу» – конструктивным моделям преодолевающего поведения.
  6. Тайм-менеджмент.
  7. Повышение коммуникативной компетентности, развитие коммуникативных умений.
  8. Повышение самооценки.
  9. Формирование позитивных и активных жизненных установок.
  10. Планирование личных достижений и профессиональной карьеры.

В процессе тренинга между членами тренинговой группы и тренером должны складываться партнерские отношения. Установление отношений партнерства с тренером требуют от участников высокой активности и ответственности. Слепая вера в тренера и повышенный скептицизм участников – две полярные причины того, что цель и задачи тренинга не будут реализованы [3].

Время: тренинг рассчитан на 6 месяцев. В течении этого срока участникам предлагается 10 занятий по 6-8 часов каждое. Занятия скомпанованы следующим образом:

Задачи 1, 2, 3 решаются на 1-ом занятии.

Задачи 4 и 5 – на 2, 3 и 4 занятиях (занятия могут проводиться с разрывом во времени).

Задача 6 – на 5 занятии.

Задача 7 – на 6 и 7 занятиях, причем эти занятия проводятся 2 дня подряд (например, пятница и суббота).

Задача 8 и 9 – на 8 и 9 занятиях, причем эти занятия проводятся 2 дня подряд (например, пятница и суббота).

Задача 10 – на 10 занятии.

Каждое из 10 занятий может быть рассмотрено как самостоятельный тренинг.

Темы и цели занятий

Задача

Тема занятия

  1. Изучение теоретических основ управления стрессом.
  2. Изучение и анализ факторов, вызывающих эмоциональное выгорание.
  3. Анализ симптомов выгорания.
Занятие 1. Симптомы выгорания
      4. Обучение методам психологической самопомощи, навыкам саморегуляции и релаксации.

5. Обучение «здоровому копингу» – конструктивным моделям преодолевающего поведения.

Занятие 2, 3, 4. Тренинг самопомощи, саморегуляции и релаксации
      6. Тайм-менеджмент. Занятие 5. «Тайм-менеджмент»
      7. Повышение коммуникативной компетентности, развитие коммуникативных умений. Занятие 6, 7. Тренинг коммуникативной компетентности.
      8. Повышение самооценки.

9. Формирование позитивных и активных жизненных установок.

Занятие 8, 9. Тренинг уверенности, позитивных и активных жизненных установок.
     10. Планирование личных достижений и профессиональной карьеры. Занятие 10. Тренинг карьеры.

Библиографический список
  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Спб.: Питер, 2009.
  2. Геращенко А.Л., Геращенко Ж.В. Консультирование и тренинг: профессиональный подход – М.: Институт эффективного тренинга, 2003.
  3. Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Использование тренинговых технологий при подготовке специалиста сферы сервиса // Вестник Волжского университета. 2012. № 3. С.132-139.


Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: