УДК 343.98.065

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Макаренко Владимир Геннадьевич
Московский институт юриспруденции
Аспирант Российской таможенный академии

Аннотация
В данной статье автором представлен аналитический правовой обзор экспертно-криминалистической деятельности в таможенных органах Российской Федерации и дана оценка перспективам ее развития с учетом создания Крымского федерального округа. На основании действующего законодательства определены некоторые приоритетные направления совершенствования экспертной деятельности в таможенных органах.

Ключевые слова: Крымский федеральный округ, таможенные органы, экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности


THE IMPROVEMENT OF FORENSIC EXPERTISE SUPPORT OF THE CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

Makarenko Vladimir Gennadevich
Moscow Law Institute
Post-Graduate student or Russian Customs Academy

Abstract
In this article, the author presents an analytical review of legal forensic activities in the RF Customs authorities and the evaluation of the prospects of its development with the creation of the Crimean Federal District. Some priority areas of improvement expert activity are identified on the basis of existing legislation.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.Г. Совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов в Крымском федеральном округе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40645 (дата обращения: 28.09.2017).

В структуре таможенных органов Российской Федерации, начиная с 1995 года, функционируют экспертные подразделения, система которых с тех пор существенно видоизменилась. В самом начале своего становления данная система состояла из таможенных лабораторий, которые структурно входили в состав региональных таможенных управлений. В то же время, научное и методическое руководство экспертной системы осуществлялось Главной таможенной лабораторией, расположенной в Москве.

В последствии, с созданием в начале 2000-х нового специализированного регионального таможенного управления, а именно –  Центрального  экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ), входящего в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, экспертная система приобрела четкие очертания и стала в полной мере обеспечивать экспертно-криминалистическое сопровождение деятельности таможенных органов, в том числе и правоохранительной, в различных регионах. Расширение географии региональных экспертных филиалов ЦЭКТУ позволяет решать задачи не только в интересах таможенных органов, но и лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность.

Управление осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность. Основная же деятельность – это судебно-экспертная. Надо отметить, что судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [1].

Наряду с вышесказанным общим понятием существует сугубо специфическое, можно даже сказать – ведомственное, а именно таможенная экспертиза, т.е. организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования [2].

Как отмечает Глазунова И.В., с точки зрения общей теории экспертизы таможенные экспертизы не представляют самостоятельный вид. Тем не менее при классификации экспертиз некоторыми учеными предпринимаются попытки обосновать правомерность и целесообразность выделения таможенных экспертиз в отдельный вид [3].

Для выполнения задач, возложенных на ЦЭКТУ, в регионе его деятельности созданы региональные филиалы, включающие экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ, экспертно-исследовательские отделы (отделения), а в перспективе планируются создать и научно-исследовательские лаборатории. Структура и штатное расписание региональных филиалов ЦЭКТУ в настоящее время утверждаются его приказом.

Требуется отметить, что ЦЭКТУ руководит деятельностью региональных филиалов и структурных подразделений, а также обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе его деятельности в пределах компетенции, определенной Положением о ЦЭКТУ. Региональные филиалы и структурные подразделения находятся в непосредственном подчинении данному управлению.

Изменения в государственном устройстве страны накладывают определенный отпечаток и на деятельность таможенных органов. В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя Президент России Владимир Путин своим указом от 21 марта 2014 года постановил образовать Крымский федеральный округ [4], а  Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя обеспечить размещение органов российской исполнительной власти на полуострове.

На основании этого и в соответствии с двумя приказами Федеральной таможенной службы России с 31 марта 2014 года созданы Крымская и Севастопольская таможни, регионом деятельности которых является вновь созданный Крымский федеральный округ [5, 6]. Задачи, поставленные перед данными таможенными органами непосредственно подчиненными ФТС России, являются достаточно обширными и непростыми в условиях современной геополитической обстановки.

Наличие в Крымском федеральном округе протяженной морской границы, трёх аэропортов (один из которых международный), а также двух участков сухопутной границы с Украиной на севере полуострова – все это предполагает определенно большой объем перемещаемых товаров самого широкого спектра категорий, что найдет непосредственное отражение на деятельности таможенных органов Крыма и локальных участников ВЭД.

Следует отметить, что на сегодняшний день ближайшим региональным филиалом ЦЭКТУ, расположенным на материковой части России, является экспертно-криминалистическая служба в г. Ростов-на-Дону. В составе данного филиала ЦЭКТУ функционирует экспертно-исследовательский отдел в г. Краснодаре, территориальное расположение которого и является наиболее приближенным к Крыму – немногим более четырехсот километров до города Симферополя.

Однако, тот факт, что подразделение в Краснодаре выполняет достаточно узкий спектр исследований товаров, направляемых на экспертизу таможенными органами региона и то, что количество исследований постоянно растет ввиду обширной территории данного края – это существенно усложнит экспертное обеспечение совершения таможенных операций и таможенного контроля для крымских таможен. В большей степени, в случаях направления образцов товара на экспертное исследование в другой регион, значительно возрастают издержки лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, возникающие в связи с их временным хранением на период проведения таможенной экспертизы.

На наш взгляд, для решения задач экспертно-криминалистического обеспечения деятельности (в том числе правоохранительной) таможенных органов в Крыму необходимо сформировать в структуре ЦЭКТУ новые подразделения за счет перераспределения штатной численности.

Предлагается создать Экспертно-криминалистическую службу – региональный филиал ЦЭКТУ в Симферополе и определить регионом экспертно-криминалистического обеспечения регион деятельности Крымской таможни и Севастопольской таможни. В то же время, наличие крупных международных морских портов в городах Феодосия и Керчь возможно потребует создание выносного отдела, специализирующегося на проведении исследований тех групп товаров, объем таможенного оформления которых является наибольшим. Считаем, что такое подразделение возможно создать в Феодосии, так как данный город расположен на одинаковом расстоянии от Керчи и Симферополя – около ста километров, что позволит исследовать объекты таможенной экспертизы, направляемые из центральной части полуострова.

Уже сейчас многие участники ВЭД, осуществляющие свою деятельность на территории Крымского федерального округа задают различные вопросы, касающиеся разъяснения порядка совершения таможенных операции и форм таможенного контроля в соответствии с российским законодательством и нормативными правовыми актами Таможенного союза [7]. Некоторые из них в скором времени могут коснуться вопросов проведения таможенных экспертиз и исследований по различным группам товаров, оформляемых в Крыму, так как это напрямую влияет на интересы и материальные затраты бизнес-организаций.

В заключении следует отметить, что предлагаемое к созданию экспертно-криминалистическое таможенное подразделение в Крымском федеральном округе должно иметь кадровое и материальное обеспечение позволяющее выполнять основные виды исследований: товароведческие, химико-физические, криминалистические, материаловедческие и другие, потребность в которых будет отражена реалиями формирующейся среды взаимоотношений государства (в лице таможенных органов) и бизнеса.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. 25.11.2013)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010)// Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 50 – Ст. 6615.
  3. Глазунова И.В. Новые положения правового регулирования производства таможенной экспертизы// Вестник Российской таможенной академии. – 2010. – № 1.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 168 «Об образовании Крымского федерального округа»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.03.2014.
  5. Приказ ФТС России от 31.03.2014 № 579 «О создании Крымской таможни».
  6. Приказ ФТС России от 31.03.2014 № 580 «О создании Севастопольской таможни».
  7. Обращения участников ВЭД Крыма: [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба Российской Федерации. М., 2014 URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=417&Itemid=2461&limitstart=60.


Все статьи автора «Владимир Макаренко»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: