ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Попельников Андрей Игоревич
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
аспирант очной формы обучения, кафедра социально-экономических наук

Аннотация
Для выбора путей экологически ориентированного регионального развития необходимы корректная оценка социально-экономических и экологических условий территории с последующим определением возможных методов оптимизации землепользования.
Одно из условий решения проблемы рационального природопользования – внедрение экономической политики, регулирующим и фундаментальным механизмом которой являются административные меры.

Ключевые слова: рациональное природопользование, Тюменская область, экономические методы


ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC METHODS OF RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION

Popelnikov Andrey Igorevich
State agrarian University of Northern TRANS-Ural region
Graduate full-time form of education, Department of social and economic Sciences

Abstract
The correct assessment of natural and resource potential, ecological and social and economic conditions of the territory with the subsequent definition of possible options of optimization of land use and a complex of actions for their realization are necessary for a choice of ways of ecologically focused regional development.
One of conditions of a solution of the problem of rational environmental management is introduction of accurate economic policy, fundamental which regulating mechanism are administrative measures.

Keywords: economic methods, rational environmental management, Tyumen region


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Попельников А.И. Организационно-экономические методы рационального природопользования в регионе на примере Тюменской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40583 (дата обращения: 21.03.2024).

Требование совершенствования методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а так же оценки ущерба определяется неблагоприятным развитием экологической ситуации в РФ как результата многолетнего негативного воздействия на окружающую природную среду. Большой перечень нормативно-методических документов содержит противоречивые в методологическом отношении схемы исчисления размера экологического ущерба.

С точки зрения российских экономистов и экологов отличительной особенностью действующей системы экономической оценки экологического ущерба является ее компонентный подход и, как следствие комплексности в расчетах, а так же преобладание нормативных методов оценки [2].

Оценка ущерба по отдельным компонентам природной среды регламентируется не связанными между собой в методологическом отношении нормативно-методическими документами, которые содержат различные технологии расчетов [4]. Большая часть специалистов рассматривает экономические рычаги как дополнения к непосредственному регулированию природопользованием [5].

Механизм экономической оценки ущерба от загрязнения среды на основе теории риска позволяет более полно учитывать последствия воздействия экологических факторов в стоимостном выражении как по загрязнителям, так и по их источникам [5]. В этом случае появляется возможность учесть долговременные и опасные для здоровья человека факторы.

В последнее время, в практику природоохранной деятельности внедряются принципы управления, которые вытекают из теории управления рисками [1] Концепция риска увязывает прирост расходов на охрану среды с ожидаемой величиной снижения потерь, определяющиеся по отношению к уровню риска, вызванного присутствием загрязнителя и соответствующим ему экономическом ущербом. При этом, в качестве основного показателя потерь, рассматривается критерий чистоты окружающей среды и здоровье человека, отсутствие заболеваний, которые вызваны экологическими факторами. Важным отличием такого метода является компенсационный характер платежей за экологические нарушения. Объем платежей жестко привязывается к уровню экономической оценки возможного или нанесенного ущерба – их цель состоит в его компенсации и снижении до приемлемой величины с «низким» уровнем риска. По сравнению с нормативным подходом реализуется достижение максимального эффекта за счет более полного учета потерь от загрязнения окружающей среды [3].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду или Экологические платежи устанавливаются в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Плата за негативное воздействие на окружающую среду или экологический платеж обязателен для организации и физические лица, деятельность которых, связана с негативным воздействием на окружающую среду.

Так, например, с 31.01.2014 вступил в силу Приказ Минприроды РФ от 05.08.2013 № 274 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующиеся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа» (Зарегистрированного в Минюсте России 17.12.2013 № 30622). С 1 квартала2014 г. при сдаче расчетов платы за негативное воздействие, необходимо применять указанные в положении инструктивно-методические указания. Показатель сжигания на факельных установках и рассеивания попутного нефтяного газа определяется по формуле:

, (1)

где: S – объем сожженного на факельных установках и рассеянного попутного нефтяного газа, который добыт на участке (ах) недр, предоставленных в пользование, млн. м3;

V – объем попутного нефтяного газа, который добыт на участке (ах) недр, предоставленных в пользование, млн. м3.

При применении метода агрегирования интегральный показатель сжигания за соответствующий квартал определяется по формуле:

, (2)

где:  – суммарный объем сожженного на факельных установках и рассеянного попутного нефтяного газа, добытого пользователем недр на предоставленных ему участках недр;

– суммарный объем попутного нефтяного газа, который добыт пользователем недр на всех участках недр;

n – количество пользователей недр, входящих в группу пользователей.

Прием расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на территории Тюменской области (без автономных округов) осуществляется в Управлении Росприроднадзора по Тюменской области.

В начале 1970 гг. в странах Западной Европы был принят переход к хозяйственному механизму охраны окружающей среды, базирующемуся на принципе «коллективной ответственности» за загрязнения [5], т.е., экологические издержки должны нести все потребители, так как производство преследует цели удовлетворения их потребностей. Доказано, эффективное предотвращение ущерба возможно лишь при создании перераспределения экологических расходов между всеми членами общества. На практике это означает введение экологических штрафов и налогов для всех юридических и частных лиц, создание экологических фондов с целью аккумулирования и эффективного расходования собираемых средств на охрану окружающей среды.

Так, Управлением Росприроднадзора по Тюменской области в период 29 октября – 04 ноября2014 г. были осуществлены следующие мероприятия:

29.10.2014 – в отношении юридического лица ОАО «Золотые луга» по ст.8.15 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс.руб.

30.10.2014 – в отношении должностного лица ООО «Газпром трансгаз Сургут» по ст. 7.6 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс.руб.

30.10.2014 – в отношении должностного лица ООО «МУП Московское ЖКХ по ч. 2 ст. 7.3 (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами) КоАП РФ. Вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

30.10.2014 – в отношении юридического лица ЗАО «Бетон» по ст. 8.41 (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки) КоАП РФ. Вынесено постановление о наложении штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

30.10.2014 – в отношении юридического лица ООО «Тюменьстроймонтаж» по ст. по ст. 8.41 (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки) КоАП РФ. Вынесено постановлении о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

30.10.2014 – в отношении юридического лица ООО «МУП Московское ЖКХ» по ч. 2 ст. 8.21 (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) КоАП РФ. Вынесено постановление о назначении штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.

30.10.2014 – в отношении должностного лица ООО «МУП Московское ЖКХ» по ст. 8.5 (сокрытие экологической информации) КоАП РФ. Вынесено постановление о назначении штрафа в размере 1 000 (одной тысяч) рублей.

30.10.2014 – в отношении должностного лица ООО «МУП Московское ЖКХ» по ст. 8.41 (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки) КоАП РФ. Вынесено постановление о назначении штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

На предприятии ООО «Технологии по переработке нефти» в промзоне п. Утешево Тюменского района выявлен разлив нефтесодержащих отходов на землю. Срок проведения расследования: 11.09. – 10.10.2014. Административное расследование по делу об административном правонарушении от 11 сентября 2014 года № 3-084-2014 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Технологии переработки нефти» продлено на 30 дней до 10 ноября 2014 года. Административное дело завершилось 29.10.2014 составлением протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Согласно плану и на основании приказа Управления Росприроднадзора по Тюменской  области от 03.03.2014 г. № 20-а специалистами отдела экологического надзора и надзора в сфере охоты и разрешительной деятельности, закрепленными за заказником федерального значения «Белоозерский», 22 октября осуществлено патрулирование территорий ООПТ. Нарушений не выявлено.

К началу 1980 гг. произошла модернизация механизма предоставления большей свободы природопользователям в выборе оптимальной стратегии охраны среды. Модернизация была совершена с целью включения рыночных рычагов к решению указанных проблем [6].

Данный подход основан на сделках по купле-продаже «прав» на загрязнение, а его суть состоит в том, что в регионе устанавливается общая допустимая норма выброса того или иного загрязняющего вещества.

Рассмотрим, как действует механизм купли-продажи прав на загрязнение в случае выбросов в окружающую среду однородных загрязняющих веществ. Как известно из экономической теории, условием достижения экологических целей с минимальными издержками является обеспечение равенства для всех загрязнителей:

MAC1 = MAC2 = … = MACi (3).

Предположим, что в Тюмени двумя ТЭС выбрасывается начальное количество углекислого газа, равное 20 тыс. тонн в год. И стоит задача сократить их вдвое. Региональный экологический комитет с этой целью выпускает 10 тыс. эмиссионных разрешений, каждое из которых соответствует выбросам углекислого газа, равным 1 тонна в год. После установления фирмам эмиссионных нормативов они получают возможность торговать правами на загрязнение. Разумно предположить, что ТЭС с о более высоким уровнем природоохранных затрат будет покупать права на загрязнение, а фирма с низкими природоохранными издержками будет продавцом.

Возникающие природоохранные проблемы отражаются в законах, которые подкреплены системой экономических мер, среди которых используется налоговое регулирование, направленное на стимулирование в осуществлении эффективной природоохранной политики [1].

Так, например, при проведении мероприятий по осуществлению государственного водного и земельного контроля Управление Росприроднадзора по Тюменской области руководствуется: Положением об Управлении; Статьями 13, 42, 71 Земельного Кодекса РФ от 25.10.01 г. № 136-ФЗ; Статьями 11, 36, 65 Водного Кодекса РФ от 03.06.06 г. № 74-ФЗ; Статьей 65 Федерального закона от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476; Приказом Минприроды России «Об утверждении перечня объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов» от 18.12.06 г. № 288; Приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 543 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Тюменской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному экологическому контролю».

При проведении мероприятий по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управление Росприроднадзора по Тюменской области руководствуется: Положением об Управлении Росприроднадзора по Тюменской области, утв. приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 г. № 423; Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 мая2005 г. №293; Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 28.12.2013) «О недрах»; Федеральным законом от 26 декабря2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 543 (ред. от 05.08.2013) «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Тюменской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному экологическому контролю»; Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом МПР РФ от 29 июня2012 г. №196.

Введение специальных экологических налогов направлено на ограничение развития экологически опасных производств и их замену альтернативными производствами, не приносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Следуя данному направлению, необходимо стимулирование инвентаризации источников загрязнений, содействие повышению культуры производства и укреплению технологической дисциплины, накопление финансовых ресурсов и стимулирование природоохранных инвестиций. Необходимо устранить и препятствия в виде отсталости средств мониторинга, слабости органов контроля, несовершенства судебной и исполнительной властей.


Библиографический список
  1. Анохин Е.С. Зарубежный опыт в области налогообложения природных ресурсов // Экономика и организация производства. 1996. № 6. – с. 62.
  2. Ахмедова И.Д. Актуальные вопросы экономики окружающей среды: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2008. – 184 с.
  3. Коркодел В.А. Российский и зарубежный опыт экономического регулирования негативного воздействия на окружающую природную среду. Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 3. – с. 179 – 184.
  4. Яжлев И.К. О состоянии методического обеспечения оценки ущерба природной среде в Российской Федерации и за рубежом. – М., 2007. – 119 с.
  5. Boyd J. Financial Assurance Rules and Natural Resource Damage Liability // Resourses for the Future. 2011. March. – p. 57 – 89.
  6. Thompson D. Valuing the Environment: Court’s Struggles With Natural Resource Damages // Environmental Law. 2012. March. № 1. – p. 57 – 89.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Попельников Андрей Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация