УДК 338.14

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Фролова Виктория Борисовна1, Ивакина Анна Андреевна2
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, к.э.н, профессор кафедры Финансового менеджмента
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, студентка

Аннотация
В статье рассмотрены основные аспекты воздействия санкционных ограничений на российский рынок страхования как одного из основных сегментов национальной экономики. Классифицированы последствия влияния санкций на страховой бизнес. Проанализирована динамика рентабельности собственного капитала компаний сферы страхового бизнеса. Определены основные направления преодоления влияния санкций на страховой бизнес.

Ключевые слова: государственный перестраховщик, закон о страховом деле, перестрахование, пулы, рентабельность, риски, санкционный режим, страховые премии


IMPACT OF SANCTIONS ON THE FINANCIAL CAPACITY OF THE INSURANCE BUSINESS IN RUSSIA

Frolova Victoria Borisovna1, Ivakina Anna Andreevna2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD, Professor of Financial Management
2Financial University under the Government of the Russian Federation, Student

Abstract
The article describes the main aspects of the impact of sanctions restrictions on the Russian insurance market as one of the main segments of the national economy. Classified the impact of sanctions on the consequences of the insurance business. The dynamics of return on equity companies scope of the insurance business. The basic directions of overcoming the impact of sanctions on the insurance business.

Keywords: insurance premiums, law on insurance business, pooling risks, profitability, reinsurance, reinsurer State, sanctions regime


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фролова В.Б., Ивакина А.А. Влияние санкций на финансовый потенциал страхового бизнеса в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40574 (дата обращения: 04.10.2017).

Страховой бизнес является неотъемлемой частью функционирования рыночной экономической системы, основным назначением которой является снижение риска и величины финансовых потерь. Однако, и сам страховой бизнес при обострении общегосударственных проблем оказывается в затруднительном положении. Уже не первый месяц наша страна терпит на себе последствия вновь вспыхнувшей «холодной войны», в который раз разведшей на разные полюса Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки. Тяжелый экономико-политический кризис, вновь разгоревшийся на Украине зимой этого года, ярко обозначил биполярность современного мирового сообщества, оставив по разные стороны баррикад проамериканский и российский блоки. По объективным причинам окончательно потеряв малейший вес в глазах основных игроков, Украина невольно оказалась «шахматной доской», на которой в первую очередь разыгрываются геополитические интересы стран-мировых лидеров, нежели решаются внутренние национальные вопросы.
Трудно четко разграничить политические и экономические интересы противоборствующих блоков, а также определить их первоочередность. Что на самом деле послужило толчком к изначальному движению – защита интересов национального производителя или же поддержание политического имиджа, расширение экономического контроля на глобальном уровне? Вероятно, и в этом противостоянии истинные мотивы происходящего станут ясны только по прошествии времени. 
Впервые слово «санкции», до сегодняшнего дня не сходящее с уст дикторов и полос новостных газет, прозвучало в конце апреля 2014 года в качестве акта крайнего несогласия европейских и американских лидеров по вопросу присоединения Крымского Федерального округа к составу Российской Федерации. «Первая волна» предусматривала ограничение въезда на территорию стран проамериканского блока ряда украинских и российских деятелей, позиция которых шла вразрез с провозглашаемой США трактовкой событий. Также в качестве особой меры воздействия были заморожены финансовые активы на заграничных счетах граждан, попавших в «черный список». Лишенная возможности полностью прекратить любые экономические отношения с Россией, Америка предпринимает так называемые «точечные удары», используя политику блокадного ограничения по отношению к конкретным лицам.
К настоящему моменту санкционные меры принуждения заметно расширились – как в качественном (к примеру, продовольственное эмбарго), так и в количественном направлении (к всё разрастающемуся списку «нерукопожатных» лиц добавились и юридические организации). Вышеуказанные процессы развиваются на фоне последствий финансового кризиса 2008 года. [1]

Последние несколько лет на рынке отечественного страхования прослеживалась тенденция падения общего объема сбора премий. Так, в первом полугодии текущего года падение темпа прироста составило 8,4%. 

График 1. Квартальная динамика страховых премий [2]

Только с учетом этого замечания как основополагающего можно рассмотривать влияния санкций на состояние нашего государства, основной эффект которых стал возможен только в условиях и без того стагнирующей системы.
Воздействие санкций на страховой рынок можно условно подразделить на две группы – количественные и качественные. (см. рис.1)


Рис. 1. Классификация последствий влияния санкий на страховой бизнес России

К количественным воздействиям следует отнести те изменения страхового рынка, которые вызваны легко исчисляемыми скачками в стоимости товаров и услуг, прямо или косвенно связанных со страхованием. 
Во-первых, крайне негативная и устойчивая тенденция ослабления рубля по отношению к американскому доллару. Обесценение национальной валюты влияет на рост издержек, выплачиваемых в ходе международных расчетов.
Во-вторых, спад экономического развития. Существующий на уровне государства отрицательный тренд не может не отразиться и на более мелких субъектах экономики. Так, с одной стороны, сокращаются резервные возможности самих страховых компаний, изменяется структура и ликвидность активов. С другой стороны, вынужденные бросить большие силы на поддержание непосредственной деятельности, российские компании снижают расходы на страховое обеспечение, что ещё больше замедляет развитие отрасли. Первое полугодие 2014 года ознаменовалось продолжением падения рентабельности страховых организаций. Средний показатель рентабельности страховых средств за этот период достигнул значения в 4,1%, тем самым зафиксировав минимальное значение за последние шесть лет.

 

График 2. Динамика рентабельности собственных средств страховых компаний [2]

В-третьих, в непростом положении находится и банковская сфера. Жесткая политика ЦБ по отношению к мелким и недостаточно конкурентоспособным банкам вынудила слабых игроков покинуть арену. Под американские санкции попали ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк: иностранным инвесторам воспрещается предоставлять перечисленным организациям финансирование на срок более месяца [3]. Таким образом, свертываются инвестиционные проекты, реализуемые страховыми компаниями в этом секторе, что также не может не влиять на долгосрочное развитие отрасли. 
Наконец, непростая ситуация в нише автострахования – в отрасли, которую называют «балансом» рынка, его индикатором. Стоимость оказываемых услуг растет в прямой пропорциональности с повышением цен на автомобильные запчасти, на сами машины, оказывая негативное влияние на и без того убыточные в последнее время полюса. Всероссийский союз страховщиков в анализе итогов первого полугодия 2014 года приводит следующие данные: «рентабельность собственных средств страховщиков, специализирующихся на автостраховании, упала в первом полугодии до 1%. При этом коэффициент убыточности–нетто по страхованию автокаско за год вырос на 4.4 п.п., по ОСАГО – на 5.3 п.п.» [2] 
Ко второй группе можно отнести санкционные последствия, связанные скорее с психологическим, нежели прямым экономическим эффектом. Методы ведения информационных войн, впервые отдаленно проявившиеся во времена Степана Разина, в наши дни достигли колоссальных, невообразимых масштабов. Теперь именно общественное мнение, взгляд со стороны мирового сообщества определяют необходимость принятия определенного управленческого решения, а внутренние интересы стран подчиняются заданной страной-лидером линии поведения. Казалось бы, с одной стороны современное мировое сообщество позиционирует главной ценностью интересы личности, индивидуальности, ставит на первое место собственное, а не коллективное; под весьма своеобразным углом взирая на прогрессивный путь развития, европейские страны широким размахом шаг за шагом уничтожают институт семьи, патриархальные ценности. На деле же украинский кризис как нельзя ярко показал, что внешне самостоятельные и прогрессивные государства во главу угла ставят не интересы индивидуума, а собственный имидж в глазах мирового лидера, сосредоточившего в своих руках значительные экономические и политические полномочия. 
Таким образом, именно эффектом психологического ожидания объясняется воздействие американских санкций на отечественный рынок страхования. Опасаясь поддерживать контакты с Россией, зарубежные страховщики подчас даже в ущерб собственным интересам стремятся уменьшить взаимное сотрудничество. В первую очередь санкционные угрозы повлияли на состояние рынка перестрахования. Наиболее явно пострадала ниша перестрахования грузов, а также перестрахование имущества тех организаций, которые попали в «черные списки».
Доля входящих перестраховочных премий, получаемых в ходе реализации русско-украинских партнерских соглашений, по оценкам «Эксперт РА», составляет 7-10% всех премий отечественного перестрахования. В случае эскалации кризиса и дальнейшего ненахождения путей мирного выхода из сложившейся ситуации существует реальный риск потерять прибыль в соответствующем размере в период с временным лагом до одного года.
Кроме того, по решению США, диктующим правила игры на зарубежном страховом рынке, антироссийские санкции обязаны соблюдать не только американские страховые компании, но и иные компании, осуществляющие деятельность на их территории. Так, под эту оговорку попадает крупнейшая перестраховочная компания Lloyd’s. «Уже есть симптомы, что Lloyd’s, перестраховщики Германии, Швейцарии, Бермудских островов не гарантируют свои обязательства: есть большой риск невыплаты даже в отношении российских компаний, не попавших под санкции» [4], отмечает гендиректор Национального объединения страховых посредников Михаил Калашник. Учитывая то, что объем рисков, передаваемых в перестрахование этим компаниям, в совокупности превышает 80% всех российских корпоративных рисков, ситуация может обернуться для российского рынка воистину катастрофическими последствиями.
Также ко второй группе санкционных воздействия я бы отнесла положение на рынке ДМС, показавшего в этом году резкое ухудшение. Связывают это с «общей нервозностью» населения, вызванной нестабильным экономико-политическим состоянием. Подобная ситуация имела место в кризисы 2008 и 1998 годов. ДМС в нашей стране до сих пор по объективным причинам не пользуется большой популярностью среди населения, привыкшего мыслить категориями плановой советской экономики. Низкая заинтересованность в дополнительной страховой защите вкупе с тревожной неуверенностью в завтрашнем дне отрицательно влияют на доходность по полисам добровольного медицинского страхования. 
Таким образом, введение системы санкционных мер повлияло на российский рынок страхования настолько, насколько затронуло экономику страны в целом, усугубив и ярче обозначив и без того назревшие внутренние проблемы. На данный момент предпринимаются некоторые попытки привести шаткое положение дел в некоторое равновесие.
Лидеры отечественного страхования сходятся во взглядах на рынок перестрахования как на наиболее опасный и непредсказуемый сегмент, предлагая различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Необходимость поиска иного перестраховочного «пула» очевидна. Заместитель председателя Центрального Банка Владимир Чистюхин видит смысл в создании национального государственного страховщика и предлагает ориентироваться на азиатские резервные емкости [5]. Президент Страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов предлагает сделать упор на «пулы» в России и на восточных рынках, активно отвергая мысль о создании государственной перестраховочной компании («Эффективность их работы известна. Не думаю, что вы предпочтете государственную парикмахерскую частной» [6]).
С позиции регулятора Центральный банк принял решение о курсе сближения российских страховых компаний с европейскими в рамках организации и документации. В частности, принят ряд указаний, по которым предоставление отчетных данных страховщиков должно приблизиться к зарубежным стандартам (упор делается на стандарт Solvency II), где поднимаются вопросы как ведения бухгалтерского учета, так и вопросы финансовой устойчивости компаний. При успешной реализации задуманного, отечественные страховые организации должны будут получить более простой и удобный доступ к сотрудничеству с международными фирмами, тем самым расширив возможности выбора партнера при передаче рисков в столь сейчас проблемное перестрахование. Кроме того, единые стандарты могут произвести положительный психологический эффект на зарубежные фирмы, предоставляя отчетность организации в привычном и понятном виде.
В рамках решения внутренних проблем ЦБ также отмечает необходимость немедленного рассмотрения вопроса о разработке и дополнениях закона о страховом деле, а также создания нового нормативно-правового акта, регулирующего вопросы ДМС. [7]
Таким образом, сложившаяся ситуация снижения финансового потенциала представляет для российского страхового рынка довольно серьезную и крайне актуальную проблему, решение которой должно быть найдено в кратчайшие сроки. К сожалению, взаимообусловленность и сложная соподчиненность структурных подсистем экономико-политического устройства государства делает принятие подобного решения практически невозможным. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию в страховом бизнесе для начала необходимо успокоить волнения национальной экономики. Это же, в свою очередь, не представляется возможным до нахождения политических компромиссов по насущным вопросам с американским блоком.


Библиографический список
  1. Фролова В.Б. Финансовая политика государства на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010 . № 22 . с.14-22
  2. Итоги 1 полугодия 2014 года на страховом рынке: стагнация вместо падения // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». 2014. URL: http://www1.raexpert.ru/researches/insurance/insurance_1p2014 (дата обращения: 02.11.2014).
  3. Биянова Н., Рожков А., Воронова Т. Санкции вынудили Сбербанк искать альтернативные источники длинных денег. Газета «Ведомости». 2014. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/33978211/sberbank-sobiraet-pensii (дата обращения: 02.11.2014).
  4. Желобанов Д., Нехайчук Ю., Бочкарева Т. Акционеры вывели «Согаз» из-под санкций// Газета «Ведомости». 2014. URL: http: // http://www.vedomosti.ru/ companies/ news/32150541/  gazprom – vyvel-sogaz-iz-pod-ugrozy-ankcij   (дата обращения: 02.11.2014).
  5. Интервью В.Чистюхина. О проблемах отрасли. Интервью зам.председателя ЦБ В.Чистюхин // Газета «Коммерсантъ». 2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2559077 (дата обращения: 02.11.2014).
  6. Саркисов С. Ситуация с КАСКО абсурдная из-за Верховного суда // Газета «РБК». 2014. URL: http://top.rbc.ru/economics/15/09/2014/949071.shtml (дата обращения: 02.11.2014).
  7. Страховщики попросили ЦБ защитить их от возможных санкций США и ЕС // Газета «РБК». 2014. URL: http://top.rbc.ru/economics/17/09/2014/949581.shtml (дата обращения: 02.11.2014).


Все статьи автора «Фролова Виктория Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: