УДК 376.64

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Гудалина Татьяна Анатольевна
ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»
зам. директора по социальной работе

Аннотация
В статье представлена система работы Тольяттинского социального приюта «Дельфин» по профилактике самовольных уходов воспитанников. Кратко изложены условия и причины побегов, направления, формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам, в условиях временного пребывания на основе практики деятельности Тольяттинского социального приюта «Дельфин».

Ключевые слова: дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, профилактика, самовольный уход, социальный приют


EXPERIENCE IN THE PREVENTION OF UNAUTHORIZED DEPARTURES STUDENTS OF SOCIAL ORPHANAGE

Gudalina Tatiana Anatolievna
Togliatti social shelter «Dolphin»
deputy director

Abstract
The article presents a system of Togliatti social shelter "Dolphin" prevention of unauthorized departures of pupils. Briefly set out the conditions and causes of escapes, directions, forms and methods of work with children who are prone to unauthorized treatments, in conditions of temporary residence on the basis of the practice of the Togliatti social shelter "Dolphin".

Keywords: absconded, children in difficult life situation, prevention, social shelter


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гудалина Т.А. Опыт работы по профилактике самовольных уходов воспитанников социального приюта // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40500 (дата обращения: 02.06.2017).

Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.

Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как социальный приют.

У детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; у детей, оставшиеся без попечения родителей, периодически пребывающие в реабилитационных учреждениях, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам.

Недостатки, детерминированные неполноценными условиями жизнедеятельности и воспитания в неблагополучной семье, в психофизиологическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка к подростковому возрасту  трансформируются в искажение ценностных ориентиров и направленности интересов.

Как правило, подросток на момент поступления в социальный приют уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:

- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;

- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;

- несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;

- низкой социальная активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;

- потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом [1].

Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.

За 2004 год зафиксировано 30 фактов самовольных уходов воспитанников в Тольяттинского социального приюта «Дельфин», за 2011 – 8, за текущий год – 3. Правонарушений, преступлений, общественно-опасных деяний за время отсутствия несовершеннолетними совершено не было. Случаев массовых уходов не выявлено.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Основой которой  является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных уходов воспитанников можно выделить следующие:

1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.

2. Комплекс социально-реабилитационных мер.

3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.

4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.

С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, администрацией учреждения изданы распорядительные документы, разработаны локально-нормативные акты и методические материалы.

Коллективом Тольяттинского социального приюта накоплен богатый опыт работы по профилактике правонарушений и преступлений в подростковой среде. Данный опыт обобщен и представлен в Мезоструктурной модели  работы по профилактике самовольных уходов, в которую входит ряд методических и нормативных документов (рис.1).

Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями.

Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными причинами ухода являются:

-                    психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в приюте (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);

-                   желание навестить свое близкое окружение (родителей, родственников, друзей), посетить дом, потребность в теплых межличностных отношениях;

-                   жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима;

-                   склонность  к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).

Рис. 1. Мезоструктурная модель  работы по профилактике самовольных уходов воспитанников ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»

Доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет 4 типа побегов: 1) эмансипационные; 2) импульсивные; 3) демонстративные; 4) дромоманические побеги [2].

Эффективность профилактической работы зависит от адекватности комплекса реализуемых мероприятий условиям и факторам, послужившим причиной самовольного ухода воспитанника. При анализе событийного ряда, следствием которого является побег, можно выделить несколько групп факторов:

-                   факторы, связанные с психо-эмоциональным состоянием ребенка, как следствия длительного стресса, ситуативной тревожности, реакции гиперкомпенсации в ответ на сложившуюся ситуацию;

-                   факторы, связанные с имеющимися у подростка жизненными планами (возможно фантастическими);

-                   факторы, связанные с акцентуацией характера как крайний вариант нормы, с развитием заболевания, когда побег имеет диагностическое значение;

-                   факторы, связанные с личными  и профессиональными качествами, компетентностью сотрудников учреждения [3].

Минимизация таких внутренних факторов, как индивидуально-психологические особенности, проявления кризиса подросткового возраста, влияние на подростка стихийно-группового общения, способствуют мероприятия медицинской, психологической, педагогической, физической, социально-правовой, творческой, профессионально-трудовой реабилитации, осуществляемые в режиме дня учреждения.

В рамках каждого из перечисленных видов  реабилитации специалистами (воспитателем, инструктором по труду, музыкальным руководителем и др.) разработаны и реализуются модифицированные рабочие программы клубной деятельности в соответствии с основными направлениями:

-                   формирование ценностных ориентиров личности;

-                   формирование здорового образа жизни;

-                   основы социализации, реализации творческих интересов, самоактуализации;

-                   трудовое воспитание, жизнеобеспечение;

-                   эстетическое воспитание, самореализация личности.

Реабилитационно-воспитательная, и в том числе досуговая и профилактическая, работа в приюте проводится в соответствии с основными принципами работы с дезадаптивными детьми: принципами гуманизма, комплексности и индивидуального подхода.

Наравне с традиционными формами досуга (тематическими мероприятиями, праздниками; спортивными, народными, подвижными, сюжетно-ролевыми, деловыми играми; коллективными творческими делами) введена новая форма организации досуга – инициативные досуговые дела. Это дела необычные по форме и содержанию, ориентированные на разнообразные постоянные или модные увлечения воспитанников.

Работа педагогов-психологов направлена на формирование коммуникативных компетенций детей, развитие позитивного социального опыта, изменение стратегии поведения подростков в конфликте, коррекцию психоэмоционального состояния.

Результативной технологией работы с девиантными детьми является игротерапия. Игры в образах, игры по литературным произведениям, инсценировки используются как инструмент для изучения ребенка, для воспроизведения психотравмирующей ситуации, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.

Особенностью психологических занятий с воспитанниками подросткового и юношеского возраста является использование элементов тренинга.

С целью наиболее эффективного сотрудничества с ребенком по коррекции его асоциального поведения на основе дифференцированного подхода, выстраивается индивидуальная социально-реабилитационная программа с обязательным включением социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий.

Это позволяет воспитаннику наиболее быстро адаптироваться к условиям социального приюта, то есть воспринять установленные нормы и правила поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила общежития.

Установить причины, влияющие на склонность подростка к самовольным уходам, отнесенным к таким внешним, по отношению к ребенку,  факторам, как уровень владения педагогами профессиональными компетенциями, наличие социально значимых личностных качеств (доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, стрессоустойчивость и пр.), стиль педагогического общения, призвана методическая работа.

Формирование и реализация единой конструкции методов и технологий реабилитации воспитанников в условиях специализированного учреждения, позволяющих минимизировать проявления дезадаптации в поведении подростков – такова цель методической работы.

В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:

- понимание детства как особой ценности;

- понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;

- выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.

Подтверждением результативности реализации Мезоструктурной модели как технологи оказания социально-психологической, социально-педагогической, социально-профилактической помощи детям с нарушениями в поведении в условиях реабилитационного учреждения является значительное положительное воздействие на их личностное развитие и адаптацию в социуме, и как следствие, отрицательная динамика случаев самовольных уходов.

 


Библиографический список
  1. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т.И. Шульга. – №2, 1998.
  2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
  3. Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н.А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.


Все статьи автора «Гудалина Татьяна Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: