УДК 378.147:005.95-051

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Попова Анна Васильевна
Донбасский государственный педагогический университет
старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В статье освещены вопросы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры управления персоналом, организованной на базе Донбасского государственного педагогического университета в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров. Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность введения предложенных педагогических условий в процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров с целью формирования культуры управления персоналом.

Ключевые слова: культура управления персоналом, менеджер, педагогические условия, профессиональная подготовка, эксперимент


PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF THE CULTURE OF THE PERSONNEL ADMINISTRATION IN THE PROCESS OF FUTURE MANAGERS’ PROFESSIONAL TRAINING

Popova Anna Vasilyevna
Donbass State Pedagogical University
Senior Lecturer, Department of Management

Abstract
The article deals with the questions of experimental work to form the culture of the personnel administration that has been organized at Donbass State Pedagogical University during the process of the future managers’ professional training. The results of the pedagogical experiment have confirmed the expediency of the introduction of the proposed pedagogical conditions in the process of forming the future managers’ professional training to form the culture of the personnel administration.

Keywords: culture of personnel administration, experiment, manager, pedagogical conditions, professional training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Попова А.В. Педагогический эксперимент по формированию культуры управления персоналом в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40362 (дата обращения: 04.10.2017).

На современном этапе профессиональному менеджмент-образованию характерны выполнение гуманистических функций воспитания, личностного формирования и социализации будущих специалистов, привития культуры в ее разнообразных проявлениях. Приобщение личности к миру культуры интенсивней всего происходит в процессе образования, не исключением является и профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшем учебном заведении.

Проблеме формирования в высшей школе различных видов культуры будущих специалистов управленческого профиля посвящены многочисленные научные работы российских и украинских ученых, среди которых необходимо отметить таких авторов, как О. Ершова [1], Е. Ефимова [2], М. Нюшенкова [3], А. Остапенко [4], Ю. Сытникова [5], Э. Ященко [6]. Формируя профессиональную, управленческую, предпринимательскую, коммуникативную культуру в процессе подготовки будущих менеджеров, ученые разрабатывали различные способы обеспечения ее культурологической направленности. Тем не менее, несмотря на имеющееся научно-педагогическое наследие, остается слабо изученной проблема формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров, что и определило вектор данного научного исследования.

Культура управления персоналом ‒ это особенная составляющая профессиональной культуры менеджера, которая проявляется в соответствующей сфере управленческой деятельности в определенном уровне владения специалистом системой профессиональных, культуро-ориентированных знаний, культуротворческих умений и выражается в развитой интеллектуальной, мотивационно-ценностной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферах личности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры управления персоналом будущих менеджеров предполагала поэтапное развертывание педагогического эксперимента. На первом, разведывательном этапе обрабатывались исходящие теоретико-практические основы исследования с целью получения дополнительной информации о предмете, объекте научного поиска, также уточнялись и корректировались его задачи, гипотеза.

Следующий этап предполагал организацию констатирующего эксперимента, в процессе которого разработан критериальный аппарат оценки сформированности культуры управления персоналом, выбрана необходимая шкала, подобран целесообразный методический инструментарий, организована диагностика исследуемого явления, проведен количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных. Культура управления персоналом будущих менеджеров оценивалась по когнитивному, операционно-технологическому, личностному критериям при помощи четырехуровневой шкалы, предполагающей наличие высокого, достаточного, недостаточного и низкого уровней сформированности данного педагогического явления.

В процессе эксперимента были использованы ряд диагностических методов исследования: анкетирование, тестирование, экспертные оценки, самооценка, наблюдение, интервью, математические, статистистические и др. Также применялся разнообразный методический инструментарий, как составленный автором самостоятельно (комплекс тестовых заданий, „банк ситуацийˮ, индивидуальные учебно-исследовательские задания, опросник „Ценностные ориентацииˮ и др.), так и валидные психодиагностическое методики („КОСˮ В. Синявского, Б. Федоришина, вербальный тест Торренса „Исследование уровня креативностиˮ, методики изучения учебных и профессиональных мотивов Б. Додонова, К. Замфир и др.). Результаты констатирующей диагностики показали преимущественно низкий и недостаточный уровень сформированности культуры управления персоналом у студентов как экспериментальной, так и контрольной выборок по всем критериям.

На этапе формирующего эксперимента в учебно-воспитательный процесс экспериментальных групп были введены новые факторы – специально разработанные педагогические условия, которые в соответствии с гипотезой исследования должны повысить эффективность профессиональной подготовки будущих менеджеров в направлении формирования культуры управления персоналом; в контрольных группах учебно-воспитательный процесс организовывался без изменений, по классической схеме. Таким образом, был внедрен комплекс следующих педагогических условий: обогащение содержания обучения по управлению персоналом дополнительной культуро-ориентированной тематикой; создание разнообразия форм и методов учебно-воспитательной деятельности в процессе подготовки будущих менеджеров в высшем учебном заведении; содействие развитию профессионализма педагогических кадров в целях достижения эффективности процесса формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров.

Следует отметить, что педагогические условия внедрялись одновременно, чему предшествовала последовательная, систематическая работа: участникам эксперимента разъяснялись цели и задачи исследования, предоставлялось необходимое информационное, учебно-методическое обеспечение. Экспериментальная работа по формированию культуры управления персоналом, организованная на базе Донбасского государственного педагогического университета, охватила период обучения 2-5 курсы подготовки бакалавров и специалистов по специальности „Менеджмент организацийˮ на протяжении 2009-2013 г.г.

Первое педагогическое условие реализовывалось при помощи последовательного введения в учебные дисциплины „Основы менеджментаˮ (2-3 курс), „Управление персоналомˮ (4 курс), „Менеджмент организацийˮ (5 курс) разработанного автором содержательного модуля „Культура управления персоналомˮ (ЗМКУП). Эти курсы были выбраны исходя из того, что они последовательно освещают различные аспекты управления персоналом, освоение которых способствует формированию компетентного специалиста для дальнейшей профессиональной деятельности в этой сфере. ЗМКУП разработан как самостоятельный тематический блок культуро-ориентированной информации, который имеет определенную функциональную нагрузку, достаточную для овладения будущими менеджерами системой профессиональных, культуро-ориентированных знаний, культуротворческих умений, а также для развития качеств личности, необходимых для работы в области управления персоналом. Смысловая конструкция данного модуля представлена разнообразными культуро-ориентированными аспектами: сущность, структура, функции культуры управления персоналом, деятельностный, ценностный подходы к ее изучению; культура информационной деятельности менеджера, особенности ее реализации в сфере управления персоналом; культура организации исследований в области управления персоналом; культура коммуникативной деятельности менеджера в организации работы с персоналом; культуросообразное коммуникативное поведение менеджера в решении конфликтов в коллективе; культура инновационной деятельности менеджера в сфере управления персоналом.

Данная форма реализации педагогического условия является обоснованной, так как в украинских высших учебных заведениях организация обучения осуществляется согласно кредитно-модульной системе, которая предусматривает его модульное построение и организацию. Внедрение содержательного модуля предполагало усовершенствование учебно-методического обеспечения вышеуказанных дисциплин: учебных и рабочих программ курсов, построенных по модульному принципу; опорных конспектов лекций; методических рекомендаций для проведения практических занятий, организации самостоятельной, индивидуальной работы, контроля знаний студентов.

Таким образом, нами обеспечено обогащение содержания профессионального обучения культуро-ориентированным контекстом и создано достаточное информационно-содержательное, учебно-методическое основание для параллельного введения следующего педагогического условия, которое предусматривало максимальное использование разнообразия форм и методов обучения и воспитания в процессе подготовки будущих менеджеров. При этом нас интересовала возможность интеграции традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических занятий и т.п.) с активными и интерактивными методами. Таким образом, на лекциях, семинарских, практических занятиях, в самостоятельной и индивидуальной работе студентов широко внедрялись различные элементы проблемного обучения: проблемные вопросы, задания, ситуации. Распространенными формами обучения стали лекции-дисскусии, проблемные, „сводное изложениеˮ (лекция, организованная двумя специалистами), визуализации, с использованием мультимедийного оборудования. Во время семинарских, практических занятий широко применялись такие методы обучения, как анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), управленческие игры, инсценизации, организованные в подгруппах (метод „малых групˮ), активно применялись тренинговые технологии. В процессе организации самостоятельной, индивидуальной работы студентов предусмотрены разнообразные виды деятельности: работа с первоисточниками; составление краткого конспекта по дополнительным вопросам темы; решение задач, ситуационно-расчетных упражнений; анализ кейсов; составление кроссвордов, структурно-логических схем по опорным сигналам темы; разработка моделей; выполнение индивидуальных учебно-исследовательских заданий.

Безусловное педагогическое влияние на формирование культуры управления будущих менеджеров имела воспитательная работа, организованная в следующих формах: круглые столы с яркими представителями управленческой профессии; выездные семинары на базе ведущих предприятий региона; привлечение менеджеров-практиков к участию в кураторских часах на профессиональную, культуро-ориентированную тематику, публичные конкурсные мероприятия „Лучший исследовательский проектˮ и др.

Таким образом, в результате реализации данного педагогического условия был максимально задействован деятельностный аспект профессиональной подготовки будущих менеджеров, посредством активного привлечения потенциала разнообразных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Результативность вышеизложенных педагогических условий имеет прямую взаимосвязь с мастерством преподавателей, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс подготовки будущих менеджеров. Поэтому параллельно обеспечивали следующее педагогическое условие, которое предусматривало содействие развитию профессионализма педагогических кадров в целях достижения эффективности процесса формирования культуры управления персоналом будущих менеджеров.

Данное педагогическое условие было реализовано в форме теоретико-практического семинара „Основы самосовершенствования преподавателя высшего учебного заведенияˮ, организованного при содействии кафедры педагогики высшей школы и непосредственном участии ее преподавателей. Тематическим планом семинара предусмотрены следующие аспекты профессионализма педагогической деятельности: достижение личностью „акмеˮ в различных видах жизнедеятельности, в частности в образовании, самообразовании и профессиональной деятельности; развитие педагогических качеств; стимулирование творческого потенциала; профессиональное владение педагогическими техниками; выявление и плодотворное использование личностных ресурсов с целью предотвращения педагогических деформаций и достижения успеха в профессии; инновационные подходы к организации лекций, семинарских и практических занятий, организации самостоятельной и индивидуальной работы со студентами; активные и интерактивные технологии обучения. Занятия семинаров проходили в различных формах – это творческие семинары, практикумы, мастер-классы ведущих педагогов-практиков, разнообразные тренинги. Таким образом, данное педагогические условие обеспечило необходимую мотивацию субъектов обучения к формированию культуры управления персоналом. Именно преподаватель, осознавший глубину собственной педагогической профессии, относящийся к саморазвитию личного профессионализма как самоценности, способен сформировать мотивацию будущих менеджеров к целенаправленной учебно-познавательной деятельности по овладению культурой управления персоналом, ее восприятию как профессиональной ценности.

Предложенные нами педагогические условия является целостным интегративным образованием, вследствие чего процесс формирования культуры управления персоналом в профессиональной подготовке будущих менеджеров становится логичным и целесообразным. Их комплексная реализация позволила обеспечить системное усвоение студентами профессиональных, культура-ориентированных знаний, овладение культуротворческими (информационными, исследовательскими, коммуникативными, технологическими) умениями, необходимыми в сфере управления персоналом, а также способствовала развитию профессионально значимых качеств личности.

На следующем этапе педагогического эксперимента проверялась объективность результатов реализации данных педагогических условий: выполнялось теоретическое осмысление данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; определялась их результативность путем контрольной диагностики исследуемого явления; производилось сопоставление полученных результатов с теми, что засвидетельствовал констатирующий срез.

Вследствие сравнительного анализа констатирующего и контрольного срезов педагогического эксперимента мы наблюдали стремительную положительную динамику развития культуры управления персоналом в экспериментальной группе относительно контрольной. Статистическая значимость результатов опытно-экспериментальной работы подтверждена при помощи t-критерия Стьюдента, который доказал достоверность педагогического эксперимента, а также подтвердил эффективность педагогических условий, реализованных в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров.

Таким образом, педагогический эксперимент по формированию культуры управления персоналом будущих менеджеров показал высокую результативность, вследствие обогащения содержания профессионального обучения дополнительной культуро-ориентированной тематикой, целесообразного отбора необходимых форм и методов обучения и воспитания, совершенного владения ими преподавателями высшей школы ‒ мастерами педагогической профессии, настоящими профессионалами.


Библиографический список
  1. Ершова О.А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005.
  2. Ефимова Е.В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2010.
  3. Нюшенкова М.Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы: дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2010.
  4. Ситникова Ю.В. Формування професійної культури майбутніх менеджерів на гендерних засадах: дис. … канд. пед. наук. Харків, 2013.
  5. Остапенко О.М. Педагогічні умови формування професійної культури майбутніх менеджерів зовнішньоекономічної діяльності // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка: педагогічні науки. 2011. №10. Ч. 1.
  6. Ященко Е.М. Формування комунікативної культури студентів у навчально-виховному процесі вищих навчальних закладів економічного профілю: дис. … канд. пед. наук. Київ, 2010.


Все статьи автора «Попова Анна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: