ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Пучкова Елена Борисовна
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и социальной психологии

Аннотация
Данная статья посвящена результатам исследования представлений преподавателей вуза об основных параметрах профессиональной успешности. Психологическое тестирование про-водилось с помощью как традиционных методов – опросников, так и с использованием не-типичной методики – метода аттитюдов. Удалось установить типичное представление преподавателя о хорошо выполненной работе.

Ключевые слова: преподаватели вузов, профессиональная успешность


STUDY ON VOCATIONAL COLLEGE TEACHERS ' PERCEPTIONS OF SUCCESS

Puchkova Elena Borisovna
Moscow State humanitarian University named after M.A. Sholokhov
PhD, Associate Professor, Chair of management and social psychology

Abstract
This article is devoted to the study of university teachers ' views on basic parameters of professional success. Psychological testing conducted using both traditional methods-questionnaires and using atypical methods-method for the attitude angles. Failed to install a typical teacher's view on the well done work.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пучкова Е.Б. Изучение представлений преподавателей ВУЗа о профессиональной успешности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/39587 (дата обращения: 22.04.2024).

В рамках проведения исследований по реализации компетентностного подхода в МГГУ им. М.А.Шолохова в 2013 году было проведено изучение представлений профессорско-преподавательского состава о профессиональной успешности. Ранее более подробно были освещены теоретические основания проводимого исследования [1]. В качестве основного теоретического конструкта, выбранного основанием психологического тестирования преподавателей, является положение А.К. Марковой о главной роли социальной компетентности в структуре преподавательской деятельности. Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда [2].  В рамках социальной компетенции была выбрана в качестве ключевой (ядерной) социально-психологическая компетенция преподавателя, состоящая по большей части из эмоционального интеллекта, коммуникативной толерантности.

Основным методом исследования  было выбрано психологическое тестирование. В связи с имеющимся опытом диагностики компетенций инструментарий исследования составили опросники и метод аттитюдов [3].  Опросники были использованы как метод формирования выборки. Если бы у части преподавательского состава были выявлены значение ниже порогового уровня по параметрам социального интеллекта и коммуникативной толерантности, то их ответы по методу аттитюдов не использовались бы при анализе представлений о профессиональной успешности.

В проведении диагностики профессиональных компетенций соблюдалось несколько условий: 1) Выбор базы исследования проводился по принципу представленности в выборке всех факультетов университета, включая общеуниверситетские кафедры; 2) Соблюдение принципа психологической безопасности респондентов: руководители кафедр и факультетов были поставлены в известность о проводимом тестировании, но не указывалась его направленность, тестирование проводилось анонимно, цель диагностики не объяснялась, указывалось, что результаты будут представлены в обобщенном виде; 3) При обработке результатов тестирования все индивидуальные бланки испытуемых были закодированы.

Таблица 1. Порядок предъявления тестов.

Диагностируемый параметр Название теста
1 Уровень эмоционального интеллекта Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н.Холл) [4].
2 Уровень коммуникативной толерантности Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) [4].
3 Типичное отношение к профессиональной деятельности Метод аттитюдов

Анализ общих данных:

1.Из 100 респондентов: женский пол – 73%, мужской – 27%.

2.По педагогическому стажу можно выделить 4 группы:

  • 0-10 лет – 43 респондента (ж- 33, м – 10)
  • 11-20 лет – 26 респондентов (ж -21, м – 5)
  • 21-30 лет – 16 респондентов (ж – 9, м – 7)
  • 31 и больше лет – 15 респондентов (ж – 10, м – 5)

3.По профилям преподаваемых курсов:

  • Гуманитарный, социальный и экономический – 44
  • Математический и естественно-научный -  15
  • Гуманитарный, социальный и экономический/ Профессиональный – 8
  • Математический и естественно-научный/ Профессиональный – 2
  • Профессиональный – 31

Анализ результатов по тесту «Эмоциональный интеллект»

Таблица 2. Результаты испытуемых по тесту 1.

Уровень

Шкала 1. Эмоциональная осведомленность Шкала 2. Эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность Шкала 3. Произвольное управление своими эмоциями Шкала 4. Эмпатия Шкала 5. Умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей Итоговый уровень эмоционального интеллекта
высокий 28 5 22 39 24 9
средний 37 28 36 41 42 49
низкий 22

27

23 14 20 42
очень низкий 13

40

19 6 14

Таким образом, можно констатировать, что по всей выборке респондентов в целом преобладающим является средний тип эмоционального интеллекта. 

Таблица 3. Соотношение уровней эмоционального интеллекта в зависимости от группы педагогического стажа.

Группа стажа

Количество респондентов

Уровни эмоционального интеллекта

высокий

средний

низкий

0 – 10 лет

43

3

22

18

процент

7%

51%

42%

11 – 20 лет

26

1

14

11

процент

4%

54%

42%

21 – 30 лет

16

3

6

7

процент

19%

37%

44%

свыше 30 лет

15

2

7

6

процент

13%

47%

40%

Проведенный статистический анализ показал: 1) Не удалось установить значимых различий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни) по параметру уровней эмоционального интеллекта между группами респондентов, выделенных по педагогическому стажу; 2) Не удалось установить значимых различий по параметру эмоционального интеллекта между группами респондентов, выделенных по гендерному признаку. Можно считать, что типичным для группы респондентов является средний уровень эмоционального интеллекта с  преобладающим средним уровнем эмпатии и умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Анализ результатов по тесту коммуникативной толерантности

Таблица 4. Результаты испытуемых по тесту 2.

Уровень

Шкала 1. Способность принимать индивидуальность другого человека Шкала 2. Умение приспосабливаться к некомфортной коммуникации Шкала 3. Адаптация в общении Итоговый уровень коммуникативной толерантности
высокий

55

64

77

67 %

средний

43

35

23

33 %

низкий

2

1

0

0 %

Проведенный статистический анализ показал: 1) Не удалось установить значимых различий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни) по параметру уровней коммуникативной толерантности между группами респондентов, выделенных по педагогическому стажу;  2) Не удалось установить значимых различий по параметру коммуникативной толерантности между группами респондентов, выделенных по гендерному признаку.

Таблица 5. Соотношение уровней коммуникативной толерантности в зависимости от группы педагогического стажа.

Группа стажа

Количество респондентов

Уровни эмоционального интеллекта

высокий

средний

низкий

0 – 10 лет

43

29

14

0

процент

67%

33%

0%

11 – 20 лет

26

18

8

0

процент

69%

31%

0%

21 – 30 лет

16

11

5

0

процент

69%

31%

0%

свыше 30 лет

15

9

6

0

процент

60%

40%

0%

Можно считать, что типичным для группы респондентов является высокий уровень коммуникативной толерантности с  доминирующей способностью к адаптации в общении.

Таблица 6. Корреляционные связи между параметрами по тесту 1 и тесту 2.

Тест 2. Коммуникативная толерантность

Тест 1. Эмоциональный интеллект

Шкала 1. Эмоциональная осведомленность Шкала 2. Эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность Шкала 3. Произвольное управление своими эмоциями Шкала 4. Эмпатия Шкала 5. Умение воздействовать на

эмоциональное состояние других людей

Шкала 1. Способность принимать индивидуальность другого человека rs = 0.156

 

rs = 0.291

 

rs = 0.286

 

 rs = 0.133

 

rs = 0.2

 

нет связи слабая слабая нет связи слабая
Шкала 2. Умение приспосабливаться к некомфортной коммуникации rs = 0.299 rs = 0.388 rs = 0.394 rs = 0.224 rs = 0.349
слабая умеренная умеренная слабая умеренная
Шкала 3. Адаптация в общении rs = 0.354 rs = 0.444 rs = 0.365 rs = 0.373 rs = 0.393
умеренная умеренная умеренная умеренная умеренная

Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) показал наличие умеренной корреляционной связи (rs = 0,412) между итоговыми значениями эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности.

Анализ результатов по аттитюдам

По аттитюду 1 с инструкцией: «Напишите, пожалуйста, 10 ваших ассоциаций с понятием «лекция», используя сравнение, аналогию, сопоставление с другими объектами» должно было быть получено от 100 респондентов 1000 ответов, получено – 940 из них 407 неповторяющихся вариантов.  Для анализа выбраны аттитюды неединичной встречаемости (таких выделено 130). Таким образом, типичным аттитюдом преподавателей на объект «лекция» является: 1) знание; 2) интерес; 3) общение; 4) диалог; 5) творчество.

По аттитюду 2 с инструкцией: «Напишите, пожалуйста, 10 вариантов ответа на вопрос «Преподавать – это что делать?» должно было быть получено от 100 респондентов 1000 ответов, получено – 771 из них 369 неповторяющихся вариантов.  Для анализа выбраны аттитюды неединичной встречаемости (таких выделено 89). Таким образом, типичным аттитюдом преподавателей на объект «преподавать» является: 1) учить; 2) воспитывать; 3) развивать; 4) давать знания; 5) общаться; 6) помогать.

Итоги проведенного тестирования:

1.Психодиагностические данные (по результатам теста на эмоциональный интеллект и теста на коммуникативную толерантность, аттитюдов):

  • Средний уровень эмоционального интеллекта с  преобладающим средним уровнем эмпатии и умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
  • Высокий уровень коммуникативной толерантности с  доминирующей способностью к адаптации в общении.
  • Позитивное отношение к основным профессиональным задачам, зрелая профессиональная мотивация. Типичный аттитюд: лекция – это «знание», преподавать – это «учить».

2.Статистические данные:

  • Не установлено различий между группами по гендерному признаку и стажу педагогической деятельности.
  • Установлены корреляционные связи между эмоциональным интеллектом и коммуникативной толерантностью  в целом.

По итогам исследования были сформулированы рекомендации для преподавательского состава: в качестве возможного средства повышения эмоционального интеллекта и социальной компетентности в целом проведение тренингов креативности, фокус-групп, публичных дискуссий. Форм повышения квалификации должны способствовать активизации эмоциональной составляющей интеллектуальной сферы. С этой целью представляется целесообразным рекомендовать подход, предложенный в работе Е.А.Сорокоумовой [5], а именно совершенствовать свою профессиональную успешность с помощью метода метафор.


Библиографический список
  1. Пучкова Е.Б. К вопросу изучения профессиональных компетенций преподавателей ВУЗа // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 6 (74). С. 208-213.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма.  М., 1996.
  3. Пучкова Е.Б. Возможности метода аттитюда в измерении профессиональных компетенций студентов // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 2. С.123-127.
  4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.  Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
  5. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Метафора как культурный и психологический феномен // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-1. С. 113-115.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пучкова Елена Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация