УДК 340.123

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Малинин Сергей Алексеевич1, Коханова Наталья Михайловна2
1Российский государственный социальный университет, ассистент кафедры управление и международных отношений
2Российский государственный социальный университет, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управление и международных отношений

Аннотация
В данной статье рассматривается длительный путь по которому прошло понятие право в процессе своего развития. Трансформация общества на разных исторических этапах требовала утверждения фундаментальных правовых начал, без которых невозможно было бы формирование зрелого общества. Поэтому идея права есть основная, неотъемлемая черта современной цивилизации.

Ключевые слова: общество, право, правовая система


THE EVOLUTION OF THE IDEAS OF LAW IN FOREIGN COUNTRIES

Malinin Sergey Alexeevich1, Kokhanova Natalya Mikhaylovna2
1Russian State Social University, assistant of department of management and international relations
2Russian State Social University, candidate of economic sciences,senior lecturer of department of management and international relations

Abstract
This article discusses the long way by which it took the concept of law in the process of its development. Transformation of the society in the different historical stages require the approval of fundamental legal principles, without which there would be the formation of a mature society. Therefore, the idea of law is a fundamental, an integral feature of modern civilization.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малинин С.А., Коханова Н.М. Развитие идей права в зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39511 (дата обращения: 03.10.2017).

Трансформация современного общества в направлении развития невозможна без утверждения правовых начал общества. Сегодня перед людьми стоит проблема в глубоком проникновении в сущность феномена права на основании его осмысления. Осмысление права предполагает взгляд на право не только как на социальный институт и способ осуществления политических намерений, а как на многосторонний мир, многогранную реальность со своей иерархией, логикой, которая отличается от других областей жизни человека. Согласно философскому словарю: «правонормативная форма выражения  принципа формального равенства людей в  общественных отношениях» [2, с. 448]. В данной работе мы будем рассматривать понятие право с различных зарубежных позиций, начиная от правовой мысли древнего мира и заканчивая современными трактовками осмысления права.

Древний Восток представляет промежуток истории человечества от середины IV тысячелетия н.э. (Египет, Месопотамия) до  III столетия н.э. (падение в Китае династии Хань). Развитие и образование у всех древних народов правовых идей имеет мифологические истоки, которые основываются на мифологических представлениях о роли человека в мире. Источники говорят, что попытки подойти к правовой проблематике в Древней Индии и Древнем Китае имели религиозно–мифологическую природу. В священных книгах Древней Индии все события представляются как проявление мирового порядка. Соблюдение порядка означалось верным и указывало на исполнение каждым человеком своих обязанностей. Анализируя основные работы исследователей древних цивилизаций, можно считать, что правовая мысль Древнего Востока начинается как комментарий – в Китае к «И–Цзин» (Канон перемен) и в Индии – к Ведам (Упанишады). Первые правовые взгляды формируются в государствах Древнего Востока, где складываются крупные теократические монархии.

Правовые идеи в Древней Индии не отделялись от морали и являлись этико–политическими доктринами. Правовые идеи в Древней Индии были сугубо прикладными. В основном они касались вопросов искусства управления, правосудия и способов осуществления власти. Здесь содержались не теоретические обобщения, а конкретные механизмы осуществления власти. На становление правового поля Древней Индии наибольшее влияние оказали брахманизм, буддизм и джайнизм.

В VII–VI веках до н.э. сложились основные правовые мысли в Китае. Можно выделить самые значительные учения правовой мысли Китая: конфуцианство, моизм и легизм. Наиболее влиятельной концепцией стало конфуцианство. Родоначальником ее стал китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н.э.). Его правовое учение представляло собой самую раннюю попытку интерпретировать идеал бюрократического патерналистского государства, которое построено на механизмах религиозного культа и морали.

Моизм – родоначальник китайский философ Мо–цзы (479 – 400 до н.э.) боролся с идеями конфуцианства. «Как и Конфуций, Мо–цзы не преуспел в политике, не сделал карьеры, зато сумел собрать вокруг себя учеников и заложить основы собственной философской школы» [1, с. 82]. Моизму принадлежит первая в истории мирового правового поля идея договорного возникновения государства. Моизм утверждает о естественном равенстве людей. Все люди равны перед Божественным Небом, все слуги Неба.

Легизм – основатель Шень Бухая (400 – 337 гг. до н.э.). Легизм – главный оппонент конфуцианства в проблеме методов и механизмов государственного правления. Одна из главных концепций этого учения это уверенность во врожденной злой природе человека. Легизм предполагает сильную государственную власть, которая опирается на насилие и закон.

Правовые взгляды мыслителей Древней Индии и Древнего Китая это только начальный этап, который очертил основные положения последующего развития правового  учения в культуре народов Востока.

В античности взглядах на право выделяется 3 этапа: 1. раннеклассический  или натурфилософский – VII  век до н.э. до времен Сократа, то есть конец V века до н.э.; 2. классический или высокой классики – Сократ и его современники софисты;  3. позднеклассический или эпоха эллинизма – конец IV века до н.э. до конца античного мира, то есть VI век н.э.

Начнем с первого этапа –  раннеклассического этапа правовых взглядов. В эпоху Гомера (конец II тысячелетия до н.э.) греки стали использовать такие понятия: правда, справедливость, обычное право, обычай, закон. Гомер писал, что справедливость божественная по своей природе и она выступает как объективное основание и критерий правового. Пифагор (VI – V века до н.э.) – жизнь людей необходимо привести в гармонию с заключениями философов о праве и справедливости, о правилах взаимоотношений между людьми. Демокрит (около 460 – 370 гг. до н.э.) – закон и государство есть искусственный результат причинно обусловленного естественного развития человеческого общества.

Второй этап – эпоха высокой классики. Софисты Протагор (481–411 гг. до н.э.), Георгий (483–375 гг. до н.э.), Гиппий (460–400 гг. до н.э.) занимались поиском естественных основ права в природе человека и человеческого общества. Справедливость у софистов превращается в естественное право отличное от закона. Писанный закон имеет отличие от неписанной справедливости. Позитивное право, пишут софисты, условно, изменчиво и зависит от воли законодателей. Все люди от природы равны. Естественно право одинаково для каждого гражданина любой страны. Сократ (около 470 – 339 гг. до н.э.) – укрепление основ права и морали.  Два типа основ права и морали: объективное и субъективное. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, продолжатель его концепции о праве. Справедливые законы интерпретируются как осуществление идей и наиболее возможное воплощение мира идей в земной, правовой, политической жизни. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – тесное взаимодействие этической и правовой проблематики. Справедливость есть социальная закономерность.

Третий этап – позднеклассический. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) пишет о правопонимании, которое исходит из идеи о праве и справедливости. Эпикура заботит проблема судьбы человека.  Свое счастье человек может достигнуть только путем познания законов мира. Зенон (около 333– 262 гг. до н.э.) первым ввел понятие долг. Основание справедливости лежит в естественной природной связи людей. Мораль и право должно соответствовать естественному закону. Сенека (около 5 г. до н.э. – 65 гг. н.э.) – божественный закон судьбы играет роль права природы.

Средневековье внесло свой вклад в сохранение и приумножение философско–правовых учений римского права. В Средневековье право противопоставляется неизменным установлениям божественного и естественного права. Естественное право равносильно действующему праву.

Аврелий Августин (354 – 430 гг. н.э.) – известный христианский мыслитель. Основные работы : «О граде Божием»,  « Исповедь». Основная идея – смысл духа человека состоит в познании Божественной любви и Бога. Неизменный принцип общественной жизни – неравенство. История Бога и человека едина.

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг. н.э.) – христианский мыслитель. Человек, согласно Фоме, «занимает уникальное положение во вселенной – между регионом чисто интеллектуальных существ, ангелов (о котором речь идет в вопросах 50 – 64 в первой части «Суммы теологии»), и регионом земных творений, не наделенных земным интеллектом (которому посвящены вопросы  65 – 74), располагаются человеческие существа (вопросы 75 – 102), «пребывающие как бы в горизонте вечности и времени» (Сумма против язычников, II, 81)» [3, с. 9].

Правовое учение преодолело путь в концепциях античных мудрецов в смешивании проблем права и морали до появления концепция о всеобщности правовых и нравственных норм, норм естественного права. Естественно–правовое учение античности имеет развитие в эпоху Средневековья и Нового времени, которое состоит в договорной форме права, проблеме равенства и свободы.

На смену эпохе Средневековья приходит эпоха Возрождения (XIV – XVI века). Право здесь основывается на принципе естественного характера человека, его земных интересов и потребностей, вместо религиозных принципов имеющих место в эпоху Средневековья. Существенный вклад в правовое учение этого времени внес гуманист Лоренцо Вала (1405 или 1497 – 1457). Основа правовой этики состоит в личностном интересе, который является ее моральным критерием. Человеческие поступки характеризуются конкретными жизненными условиям, выбором между хорошим и плохим. Никколо Макиавелли (1469 – 1527) положил начало современной наука о праве. Мартин Лютер (1483 – 1546) – немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма. Свобода веры по совести равна и универсальная для всех. Не только вере, но и ее предпосылкам необходима правовая защита. Жан Боден (1530 – 1596) – французский юрист и публицист. Обосновывал государственный приоритет над всеми социальными институтами.

Эпоха Возрождения в правовых вопросах освободила античную философию от схоластических идей, сделала правовые взгляды более доступными и подготовила базис для права Нового времени и эпохи Просвещения.

Эпоха Нового времени и Просвещения (XVII – XVIII века) сделала естественное право главным объектом правого учения. Гуго Гроций (1583 – 1645) – голландский юрист, родоначальник школы естественного права. Задача правой концепции в раскрытии абсолютного, равного для всех людей права рационалистическими способами. Понятие права имеет два значения – 1. моральное качество, позволяет человеку совершать определенные поступки; 2. равнозначно понятию закон. Право делится на естественное и волеустановленное.

Томас Гоббс (1588 – 1679) – английский философ. Люди должны следовать и выполнять заключенные между ними соглашениями. Нельзя показывать неприязнь к другому. Никто не может судить самого себя.  Гарантировать соблюдение законов может лишь только общая власть, имеющая земное происхождение. Джон Локк (1632–1704) – британский педагог и философ. Права и свобода личности неотчуждаемы. Право доминирует в политической и общественной жизни. Закон обязан сохранять и расширять свободу. Локк разделял законы на естественные и гражданские. Бенедикт Спиноза (1632–1677) – голландский философ. Естественное право выходит не из разума, а из природы. Право природы уходит до тех пор, пока простирается ее мощь. Свобода действительна, потому что необходима. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ и математик. Осуществил попытку создать систему логического естественного права. Ее основа состоит на принципах модальной логики. Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – французский писатель, философ. Два вида законов: естественные и социальные. Естественный закон  это природный закон, это стремление к миру, отношения между людьми основанные на взаимной просьбе, желание жить в обществе. Социальные законы – законы между людьми. Право есть общественная ценность. Жан–Жак Руссо (1712–1778) – французский философ и просветитель. Общественный договор, при котором появляется государство, не приводит к разложению естественного равенства, он лишь заменят его морально–правовым равенством граждан перед законом.

Основное внимание в правовых вопросах в XV–XVIII веках уделялось религиозному объяснению прав человека. Для этой эпохи свойственно  постановка во главу угла практической ценности научного юридического знания.  Происходило развитие человека как автономного субъекта.

В правовой концепции Западной Европы конца XVIII – середины XIX веков почетное место занимает немецкая классическая философия. Ее знаменитые представители, такие как Г.В.Ф. Гегель и Иммануил Кант, оказали огромное влияние на философскую мысль этого времени.

Иммануил Кант (1724–1804) родоначальник немецкой классической философии. Человек это существо способное стать хозяином самому себе, человек не нуждается в опеке при осуществлении выбора. Понятие права считается априорным. Понимание права связано с пониманием свободы. Свобода – единственное первоначальное право. Право делится на естественное и положительное. Естественное – априорно. «Итак, если существуют чистые понятия а priori, то они, правда, не могут содержать в себе ничего эмпирического, но тем не менее должны быть исключительно условиями а priori возможного опыта, на  котором единственно и может основываться их объективная реальность» [4 с. 143]. Положительное – исторически существующее право.  Правопорядок – порядок свободы.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – немецкий философ–диалектик. Философия права есть результат опыта, который раскрыт мыслью. Право есть всюду, а то, что есть всюду, есть Разум. Естественное право разумно. Как сущность оно приобщается существованию, становясь действительным. Мораль является суждением спекулятивного права. Она есть рациональный фактор, а не субъективное чувство. Нравственность представляет собой единство абстрактного права и морали.

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энегльс (1820–1895) – немецкие основатели марксисткого философско–правового учения. Позитивное право это вторичная реальность, отражение положения дел, выражающегося в обусловленных общественных отношениях. В основе права лежит понятие того, что право это формулирование и закрепление воля экономически господствующего класса.

Значение и особенности правовых концепций в Западной Европе конца XVIII – середины XIX веков стали необходимым условием для дальнейшего развития права и правовых отношений в XX веке и в наше время.

Правовая мысль XX века продолжила работу над идеями права, поставленными предшествующей философией, с другой стороны выдвинула много новых свежих идей. Выделим следующие характерные черты правовой мысли в философии этого времени: 1. мировоззренческий образ мира права является в единстве в целостности внутреннего и внешнего опыта права; 2. развитие подходов изучение права изнутри как механизма человеческого бытия, которое основывается на сосуществовании субъектов. Стала четко разграничиваться классическая и неклассическая модели права. Классическая базируется на уяснении общих принципов, не связанных с актуальным существованием вещей и людей. Это сверхчувственные феномены права. Неклассическая заключается в исключении трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как основного носителя индивидуального. Здесь истинная реальность это язык в значении речевой деятельности.

Особенностью правовой мысли в XX веке стало обострение столкновений между юридическим позитивизмом и учением о природном праве. Правовой позитивизм концентрируется на внешней стороне правовой реальности, исключая моральные и духовные моменты в понимании и обосновании права.  Под воздействием природного права позитивизм модифицируется в неопозитивизм.

Основатель позитивизма Джон Остин (1790–1859) – английский юрист. Ядром классического позитивизма является теория приказов. Право приравнивается к приказам государства. Единственно возможный источник права – существующие законы. Закон это господство одного мыслящего лица над другим.

Ганс Кельзен (1881 – 1973) – австрийский юрист и философ,  радикальный неопозитивист. Аналитическая чистота любой теории права может быть скомпрометирована включением в нее выработанного психологического фактора. Все антипозитивистские естественно–правовые концепции ненаучны. Не существует критерия абсолютной справедливости.

Другая черта философии современности это рассмотрение права в социальном ключе. Право это есть действие людей. Отстаивается приоритет личности и субъективных прав. Таких взглядов придерживались Юрген Хабермас и Джон Роулс.

Джон  Роулз (1921–2002) – американский философ, основоположник либерально–государственной концепции внутреннего и международного права. Индивидуальные права и свободы образуют неотъемлемую часть справедливой структуры общества. Справедливость невозможна без признания независимости человеческой личности и предоставлении каждому человеку права осуществить свою работу в условиях признания прав и свобод других людей.

Юрген Хабермас (род. 1929г.) – немецкий философ и социолог. Разрабатывал идеи коммуникативной философии. «Никакое принуждение, господствующее вне или внутри дискурса, не должно мешать никому из говорящих реализовать свои права». Право не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире. Оно рассматривается как результат коммуникации двух или более субъектов [5, с. 140].

Идея права является фундаментальным ценностным базисом для современной цивилизации. Особое значение она приобретает для государств, модернизирующих общество и на основе этого реформирующих свои правовые системы на началах прав и свобод человека. Идеи права приобретают важное практическое значение для реформируемой правовой системы, так как она должна основываться на универсальных принципах права и ориентироваться на национальную традицию правосознания.


Библиографический список
  1. Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). – М.: «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1989.
  2. Философский словарь (под ред. Фролова И.Т.) Изд. 7-е, перераб., доп. – М.: «Республика», 2001.
  3. Фома Аквинский. Учение о душе / Пер. с лат. К. Бандуровского, М. Гейде. -  СПб.: Азбука-классика, 2004.
  4. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках/Иммануил Кант; Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2001-2006.
  5. Юрген Хабермас . Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с немец. Д. В.Скляднева. – СПб.: «Наука», 2001. 


Все статьи автора «DUKS»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: