УДК 336.02

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

Демидова Елена Михайловна1, Белокопытов Алексей Вячеславович2
1Смоленский государственный университет, магистрант 3 курса специальности «Государственный аудит»
2Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, профессор, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, проректор по учебной и воспитательной работе

Аннотация
Статья посвящена анализу внутреннего финансового контроля на примере Федерального казначейства, как одного из органов исполнительной власти в области контрольных норм, а также эффективности его работы на территории Смоленской области. В статье раскрывается вопрос организации внутреннего контроля, направленного на совершенствование и повышение эффективности контрольных мероприятий на территории Смоленской области.

Ключевые слова: анализ рисков, внутренний контроль, контроллинг, концепция бюджетирования, объекты внутреннего контроля, элементы внутреннего контроля, эффективность системы внутреннего контроля


THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL IN THE FEDERAL GOVERNMENT

Demidova Elena Mikhailovna1, Belokopytov Alexey Vyacheslavovich2
1Smolensk State University, student of the magistracy of the 3 course of the specialty "State audit
2Smolensk State Agricultural Academy, Professor, Doctor of Economic Sciences, Member-correspondent of the Russian Academy of Natural Sciences, Vice-rector on academic and educational work

Abstract
The article is devoted to the analysis of internal financial control on the example of the Federal Treasury, as one of the Executive bodies in the field of reference standards, as well as its effectiveness on the territory of the Smolensk region. The article reveals the problem of organization of internal control aimed at improving and increasing the efficiency of control activities on the territory of the Smolensk region.

Keywords: controlling, internal control, objects of internal control, risk analysis, the concept of budgeting., the effectiveness of the internal control system, the elements of internal control


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Демидова Е.М., Белокопытов А.В. Эффективность организации внутреннего контроля в федеральных органах власти // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39359 (дата обращения: 02.06.2017).

В современных условиях внутренний  контроль в  органах исполнительной власти   играет важнейшее значение в системе управления ими. Тем не менее, само определение “внутренний контроль” применительно к различным сферам образования является предметом обсуждений специалистов различных сфер деятельности.

При этом оценка данному термину различными специалистами трактуется от сравнения внутреннего контроля с финансовым до объяснения его в  широком смысле как элемента системы управления органом государственной власти [8, С. 50].

Предположим, что содержанием определения “внутренний контроль” применительно к отдельному органу исполнительной власти является его осознание как одной из функций управления сообразно данным органам власти.

В данной ситуации, специалисты дают следующую характеристику внутреннего контроля:

1.  Процесс активно влияющего руководства  на соответствующих  служащих с целью наиболее результативного (эффективного и экономичного) исполнения служащими задач и функций в области государственного управления.

2. Применение внутреннего контроля в исполнительных органах вызванного обязательностью обратной связи в системе «проверяемый объект – руководство», что практикуется путем анализа и распространения элементов наиболее продуктивного опыта, а так же в процессе отслеживания и предотвращения причин (объективного и субъективного характера), выявивших те или иные нарушения в ходе внутренних контрольных мероприятий.[9, С. 82].

В Федеральном казначействе, создана и  удачно функционирует “система внутреннего контроля”, далее “система”. Данная работа направлена на рассмотрение деятельности ведомств, включая качество выполнения ими государственных функций, в том числе по выполнению функции финансово-хозяйственной деятельности.

“Объектами контроля являются:

- подразделения центрального аппарата,

- территориальные органы ведомства

- управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (подведомственные им отделения в муниципальных образованиях)”. [5, С. 15].

Следует отметить также, что в “Федеральном казначействе применяется соответствующая нормативная правовая база, а также прикладное программное обеспечение для более результативного исполнения “системы”, включая следующие элементы:

– пакет нормативных актов местного значения, регламентирующих  все грани предпроверочной подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления результатов проверки;

– автоматизированные контрольные части в виде набора прикладных программ для экспресс-проверок;

– ведомственный перечень (классификатор) нарушений, позволяющий осуществлять единый мониторинг качества соблюдения государственных функций, возложенных на Казначейство России, и сосредотачивать внимание руководства на ликвидации причин и сглаживании негативных последствий по выявленным нарушениям, и т. п.”.[5, С. 43].

Однако, заметим, что новые подходы в организации и применении процессов внутреннего контроля в органах Федерального Казначейства нуждаются в корректировке и адаптации подходов руководства Казначейства России.

Необходимо отметить, что созданная в Федеральном казначействе “система контроля” направлена на внутренний контроль за исполнением возложенных функций в установленной сфере исследования в соответствии с требованиями концепции бюджетирования, ориентированного на положительный результат, то есть в основу “системы” заложены проверки достижения покaзателей результативности и эффективности осуществления государственных функций по каждому исследуемому нaправлению деятельности (или каждым объектом контроля).

Так же, отметим, что в  Федеральном казначействе есть возможности повышения результативности внутреннего контроля через конкретизации сущностного аспекта данной работы в части внутреннего  контроля (на основе инновационной модели управленческого учета), а именно:

- анализа рисков: операционных, технико-технологических, репутационных и прочих. Накопленная по итогам контрольных мероприятий информация в систематизированном виде позволяет сформировать карты рисков по всем проверяемым  (объектам контроля).

- “контроллинг” (контроль контроля)  необходим  со стороны соответствующего контрольного органа, сотрудники которого будут, непосредственно участвовать в всех процессах контроля с целью мониторинга репрезентативных расходных операций.

Рассматривая данную структуру на примере Смоленской области, необходимо отметить следующее. На территории Смоленской области действует 26 отделов, которые не являются самостоятельными юридическими организациями, а подчинены Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (независимость утеряна в 2012 году). Численность сотрудников Управления и Отделений с 2011 по 2013 года колеблется от 244 до 338 человек, из них госслужащих в 2011 г. 367 чел., в 2012 г. – 336 чел., в 2013 г. – 187 чел. Численность отдела внутреннего контроля  составляет 9 человек.[ 4, С. 5].

“Все сотрудники несут ответственность, установленную российским законодательством, за неисполнение или неrкачественное исполнение возложенных на него должностных обязанностей:

В соответствии с Положением об Отделе внутреннего контроля и аудита, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее – Управление), утвержденного приказом Управления от 31.08.2012 № 390, должностными регламентами сотрудников отдела, Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности отделом внутреннего контроля и аудита осуществляется ведомственный (внутренний) контроль и аудит за деятельностью отделов”.[ 7, С. 11].

“Применяемая система контроля направлена на повышение эффективности деятельности управления, выявление, устранение, предупреждение и пресечение нарушений и недостатков по исполнению функциональных обязанностей”.[ 7, С. 19].

Контроль своевременности и полноты предупреждения недостатков, выявленных при проведения проверочных мероприятий, проводится отделом внутреннего контроля и аудита, как правило, черезпроведение анализа представленных на проверку  планов мероприятий по устранению нарушений (недостатков), выявленных проверками, Отчетов об устранении нарушений (недостатков) и выполнении рекомендаций в Указаниях, направленных на устранение и недопущение в будущей работе нарушений, а также проведением контрольных проверок работы Отделений и структурных подразделений Управления по устранению  недостатков, установленных в ходе проведения проверок.

За 2013 год отделом внутреннего контроля и аудита, совместно со структурными подразделениями Управления в Отделениях и отделах Управления на основании Плана контрольной деятельности Управления на 2013 год и Графика проведения проверок Управления на I, II, III и IV квартал 2013 года проведены следующие контрольные мероприятия:

1. Комплексные проверки Отделений Управлений.

2. Тематические проверки отделов Управления.

3. Инвентаризация ценностей, ведение учета и использования оборудования, приобретенного в соответствии с политикой  государственных контрактов, которые заключены в рамках реализации Проекта “Модернизация казначейской системы Российской Федерации”.

4. Проверки по Поручению Федерального казначейства.

Следует отметить, что количество установленных нарушений и замечаний, установленных в ходе проведенных за 2013 год комплексных проверок (3 проверки) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (7 проверок) значительно снизилось. Данный факт обусловлен разницей в количестве проведенных контрольных мероприятий (на 4 проверки меньше проведено в 2012 году) и периодическим доведением до Отделений обзорных информаций о результатах проведенных комплексных проверок.

Согласно данным актов комплексных проверок количество основных нарушений, установленных в ходе комплексных проверок за 2013 год (81) и аналогичном периоде 2012 года (259) уменьшилось на 178 случаев нарушений.

Участие специалистов Отделений в комплексных проверках способствовало более тщательному изучению нормативных документов и применению их в своей деятельности. Результаты проверок были рассмотрены на тематических семинарах работников Отделения и в группах комплексной проверки.

С целью устранения обнаруженных ошибок и нарушений в ходе проведения комплексных проверок оказана методическая и практическая помощь по всем направлениям деятельности.

В ходе проводимых проверок в Управлении достигается цель обмена профессиональным опытом между сотрудниками. Все выявляемые нарушения, на наш взгляд, наиболее эффективно устраняются за счёт повышения и усовершенствования системы  контроля.

Для усиления и совершенствования внутреннего контроля  на территории Смоленской области оценивается качество контрольных мероприятий, проводимых в отделах и отделении, которое включает в себя качественное исследование документов на всех этапах контрольного мероприятия: планирования, проведения и реализации итоговых материалов.

В целях дальнейшего совершенствования системы внутреннего контроля в Управлении на наш взгляд необходимо:

- осуществлять более глубокий и тщательный анализ выявленных нарушений от уже достигнутых показателей деятельности, причин, лежащих в основе допущенных ошибок;

- всем специалистам и заинтересованным лицам вносить предложения для принятия мер по предупреждению нарушений;

- ежеквартально организовывать мероприятия по определению положительного опыта проводимых мероприятий;

- всем отделам предоставлять объективную и оперативную информацию о соблюдении законодательных, нормативных правовых актов, качестве осуществляемых процессов и выполняемых государственных функций при использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.


Библиографический список
  1. Положение о Федеральном казначействе от 1 декабря 2004 г. N 703, в котором представлены общие положения Федерального казначейства, его полномочия и организация деятельности.
  2. Распоряжение Правительства РФ № 107-р от 23.01.2000 «Концепция функционирования единого счета федерального казначейства», цель которого централизация учета и оптимизация потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
  3. Приказ Министерства финансов РФ № 57-н от 01.09.2004 «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящего в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование», в соответствии с этим Положением на территории Смоленской области открыто 39 счетов по учету дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей.
  4. Приказ Министерства финансов РФ  Федерального казначейства № 253 от 29.06.2011 «Об утверждении стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности», это основной документ, которым руководствуется в своей деятельности отдел внутреннего контроля и аудита Управления.
  5. Приказ Управления Федерального казначейства по Смоленской области №188 от 23.10.2006 2Об утверждении внутреннего трудового распорядка для обслуживающего персонала Управления Федерального казначейства по Смоленской области».
  6. Концепциями функционирования единого счета федерального казначейства (централизация учета и оптимизация потоков движения доходов и средств федерального бюджета) и развития системы внутреннего контроля и аудита в 2011-2013 гг.
  7. Положение об отделе внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Смоленской области, утвержденное приказом Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 31.08.2012 № 390.
  8. Астахов В.Н. «Государственный финансовый контроль в России». – М., 2012.
  9. Логинова Н.А. «Презентация концепции развития системы внутреннего контроля и аудита финансового контроля  в 2010-2012 гг.». – СПб, 2010.


Все статьи автора «Демидова Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: