УДК 371.71

О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Калюжный Евгений Александрович1, Тремаскина Юля2, Борзенко Дарья3, Норкина Екатерина4, Глаголева Кристина5, Розина Кристина6, Любаев Александр7
1Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии
2Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса
3Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса
4Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса
5Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса
6Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса
7Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студент 2 курса

Аннотация
В статье представлена сравнительная характеристика показателей здоровья и функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы у детей, обучающихся в городских и сельских школах. Показана устойчивость функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы у школьников начального образования из сельских школ. Предложено для контроля качества образования проводить ежегодный скрининг физического здоровья и успеваемости в сопоставлении с тенденциями реактивности вегетативной нервной системы.

Ключевые слова: здоровье, сельские и городские школьники, успеваемость, функциональная реактивность


ON THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF THE HEALTH OF CHILDREN IN THE SCHOOL

Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich1, Tremaskina Yulia2, Borzenko Daria3, Norkina Catherine4, Glagoleva Christina5, Rosina Christina6, Lubaev Alexander7
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., docent department of biology, geography and chemistry
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student
5Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student
6Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student
7Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 2nd year student

Abstract
The article presents a comparative description of indicators of health and functional reactivity of the cardiovascular system in children enrolled in urban and rural schools. The stability of the functional reactivity of the cardiovascular system in primary education students from rural schools. Invited to monitor the quality of education conduct an annual screening physical health and performance in comparison with trends in reactivity of the autonomic nervous system.

Keywords: academic performance, functional reactivity, health, rural and urban schoolchildren


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Тремаскина Ю., Борзенко Д., Норкина Е., Глаголева К., Розина К., Любаев А. О сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39594 (дата обращения: 02.06.2017).

Согласно данными  исследований  Центра образования и здоровья МО РФ и Института возрастной физиологии РАО учащиеся начальных классов распределились по группам здоровья следующим образом: 1 группа – 31,2%;  II группа – 56,0%; III группа — 12,2%; IV группа -  0.6%.  В течение ряда лет в Институте возрастной физиологии РАО ведутся комплексные нейрофизиологические, нейропсихологические и психофизиологические исследования детей 6-10 лет, начального образования. Портрет такого ребенка далеко не всегда  соответствует нормативным характеристикам готовности ребёнка к систематическому обучению. Освоение школьной программы такими детьми заведомо осложнено и сопровождаемо значительным функциональным  напряжением, снижением общего потенциала индивидуального здоровья и неуспешностью. Под школьными   трудностями понимают весь комплекс учебных и неучебных проблем, которые воз­никают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят к отклонениям в физическом и психическом здоровье; к нарушениям социально-психологической адаптации; к снижению успеваемости [1,2,3].

Среда общеобразовательных школ  представляет  собой  сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. [1,4,5].

Количественный  показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и  школьников села. Результаты научных исследований показывают, что  только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии. По уровню и структуре физического развития сельские школьники отличаются от учащихся городских школ, особенно по показателям, характеризующим функционирование сердечно-сосудистой системы. Выявленные различия зарегистрированы на фоне незначительных расхождений по значениям показателей тотальных параметров тела: например, сельские девочки по росту и массе тела не отстают от городских сверстниц. Морфофункциональная характеристика особенностей адаптации, по данным кардиоинтервалограммы и гемодинамическим показателям, свидетельствует о возрастании индекса напряжения у сельских школьников на этапах индивидуального развития в отличие от детей мегаполиса, при этом, не выходя за пределы физиологической нормы [6,7,8].

В проведенном исследовании приняли участие сельские дети (школьники 1-3 классов), в качестве контрольной группы выступила репрезентативная группа  сверстников МОУ Лицей, города Арзамаса (n=177). Исследование современных детей проводилось в динамике 3-х лет, в мае и сентябре 2010-2012 гг. Наблюдались функциональная реактивность сердечно-сосудистой системы (ССС) и вегетативная обеспеченность физиологических процессов.

Распределение по группам здоровья наблюдаемых групп сельских и городских школьников, показало, что при поступлении в первый класс, первая группа здоровья отсутствовала (как в первых, так и в третьих классах), как у городских так и у сельских детей. Вторая группа здоровья у сельских школьников 65%, у городских 45%;  третья группа здоровья у сельских 35%, у городских – 55%. Четвертая группа здоровья отсутствует. Через три года обучения картина следующая: вторая группа здоровья у сельских 60%, у городских 80%, третья группа здоровья у сельских 40%, у городских 13%. Четвертая группа здоровья у сельских отсутствует, у городских 7%. Объективно сельские дети более здоровы, как при поступлении в первый класс, так и к окончанию начального образования.

Анализ распределения  успеваемости,  относительно фактора группы здоровья показывает, что потенциальные возможности успешного освоения реализуемых учебных программ значимо дифференцируемы. Однако, нет прямой пропорции между «успешностью» в состоянии здоровья и  «успешностью» в обучении, объективно в ступают в силу еще и факторы исходных индивидуальных – интеллектуальных способностей  индивидуумов. Самый высокий процент хорошо и  отлично успевающих детей, в нашем случае оказался   в четвертой группе здоровья. А дети первой группы здоровья в большинстве своем оказываются хорошистами. Выявленный факт предполагает более углубленный анализ со стороны и физиологов и педагогов (табл.1).

Таблица 1. Распределение переменной успеваемости,  относительно фактора группы здоровья

Группа

здоровья

Успеваемость   ( %)

3 балла

4 балла

5 баллов

1

0

66

34

2

5

54

41

3

7

59

34

4

0

50

50

Статистика

Χ2 =19,5            сс=6        p= 0,01

Субмаксимальные тесты – тесты функциональной реактивности, при использовании которых  данные о сердечно-сосудистой  и дыхательной системах могут быть получены непосредственно во время дозированных нагрузок, а также в восстановительном периоде. Упражнения требуют усилий примерно в 75% максимальной аэробной способности обследуемого. Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода, по частоте пульса можно судить, на каком уровне аэробной способности находится обследуемый во время нагрузочного теста. К ним относятся  “Степ – тест”, “пробы с приседаниями”, “лестничная проба”.  Проба с приседаниями -   встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать (за 30 сек)  20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки: на 25% и менее отлично; на  25- 50%   хорошо; на  50- 75%  удовлетворительно; свыше 75 %  - плохо. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая система находится в состоянии ослабления, отличного от функциональной нормы [9,10].

Анализ обобщенной  сводки функциональной реактивности.  сердечно-сосудистой системы наблюдаемых школьников начального образования, показал объективную картину разницы (при χ2= 57,01; сс=3; р=0,01) состояния ССС, на момент исследования.  В селе у школьников практически отсутствует неудовлетворительная функциональная реактивность, тогда как у городских неустойчивость показывает каждый шестой ученик. Удовлетворительная реакция ССС на нагрузку у каждого  десятого сельского школьника и у каждого второго городского. Хорошая реактивность 87%  селян и только у 30% горожан. Отличников же поэтому параметру в среднем  5%  в обеих группах (рис.1).

Рис.1. Динамика функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы городских и сельских  школьников начального образования ( % )

Показатели центральной гемодинамики выраженные в виде производных вторичных коэффициентов, более емко и объективно характеризуют работу сердечно-сосудистой системы. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы основывается на анализе показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, с расчетом индекса напряжения вегетативного тонуса: индекс Кердо (ИК) = 1- (ДАД/ЧСС). Отрицательные значения указывают на состояние ваготонии, положительные – симпатикотонии [11,12]

 Таблица 2. Динамика Вегетативной напряженности в дифференциации фактора успеваемости

Вегетативная напряженность

Успеваемость

3 балла

4 балла

5 баллов

Индекс Кердо(у.е.)

0,21±0,05*

0,20±0,01

0,25±0,02

Примечание:  * – р<0,05.

Анализ вегетативной напряженности наблюдаемых школьников показал, что в общей массе всем детям свойственен  умеренный симпатический тонус. Однако «отличники» отличаются от детей обучающихся на три балла, значимым повышением симпатического тонуса при (р<0,05). Выявилась тенденция, чем лучше учится ребенок, тем большим напряжением вегетативной нервной системы ему это дается (табл.2).

Таким образом, показатели гемодинамики у детей из сельских школ, имеющих более высокую успеваемость во всех возрастно-половых группах, отличаются от показателей гемодинамики у детей из городских учебных заведений значимым повышением систолического и диастолического артериального давления, но в пределах физиологической нормы;  также у горожан проявилась некоторая брадикардия относительно сельских детей, свидетельствуя о повышении периферического сосудистого тонуса, т.е. о напряженности процессов адаптации [13].

Функциональная реактивность  сердечно-сосудистой системы школьников начального образования  у сельских детей более устойчива, тем самым предполагая более устойчивый и менее лабильный вегетативный тонус в сравнении с городскими сверстниками.    Исходный вегетативный тонус младших школьников показал стабильный умеренный симпатический тонус у сельских детей и   тенденцию вегетативной лабильности детей городских.

Для реализации положения о сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования, как меру усиления контроля качества образования  необходимо проводить ежегодный (в начале и конце учебного года) скрининг физического развития, физической подготовленности, успеваемости  в сопоставлении с  тенденциями реактивности вегетативной нервной системы.


Библиографический список
  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Михайлова С.В. Особенности биологического возраста сельских школьников Нижегородской области  // Novainfo.Ru. – 2014. – № 23. – С. 5-9.
  3. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  4. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  5. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий  / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.
  6. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
  7. Михайлова, С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / С.В.Михайлова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.
  8. Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. –  2014. – № 3(35). – С.5
  9. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. – 2014. - № 4 (28). – С. 4.
  10. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. -  Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
  11. Ситдиков Ф.Г. Превентивный подход к проблеме вегетативных нарушений у детей младшего школьного возраста. / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Ситдикова А.А., Кузьмина Л.Ю.// Клиническая физиология кровообращения, 2006. – №1. – С.68-76.
  12. Ситдиков Ф.Г. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников. / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Ситдикова А.А. // Физиология человека, 2006. – Т.32. – №6. – С. 22-27.
  13. Вегетативная регуляция функциональной адаптации школьников /Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4(36). – С.2


Все статьи автора «agpi-mpbgd»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: