УДК 341.01

ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА КОНСУЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ

Гафурова Севара Алишеровна
Университет мировой экономики и дипломатии, Узбекистан
научный исследователь

Аннотация
Эта статья посвящена исследованию правовой сущности института консульской защиты. Правовая сущность любого института права это основные, внутренние и устойчивые характеристики, что отражает его природу и назначение в обществе. Выявление сущности института консульской защиты основывается на исследование социальных ценностей, идей, определяющих характер права.
Правовая сущность института консульской защиты характеризуется его ролью в социуме, служением интересам всех без исключения людей, обеспечивая организации, стабильности, а также укрепление международных и социальных коммуникаций. Мысль о правовой природе сущности института консульской защиты прав граждан можно продолжить с мнением о том, что правозащитная функция консула определяет ядро всей деятельности консула, будучи регулятором прав и интересов граждан за рубежом.
Консульская защита прав граждан за рубежом укрепляет правозащитной функции государства по отношению к гражданам. Таким образом, консульская защита это не только механический процесс, но и гарантия обеспечения свободы человека.

Ключевые слова: институт права, консульская защита, отрасль права, предмет и метод регулирования правоотношений, средства и способы защиты права.


THE LEGAL ESSENCE OF THE INSTITUTE OF CONSULAR PROTECTION

Gafurova Sevara Alisherovna
University of World Economy and Diplomacy, Uzbekistan
Researcher

Abstract
This article is dedicated to researching of the legal essence of the institute of consular protection. Legal nature of any institution of law is fundamental, internal and stable characteristics, which reflects its nature and purpose in the community. Revealing the essence of the institute of consular protection is based on the study of social values and ideas that define the character of law. Legal nature of the institute of consular protection is characterized by its role in society, service to the interests of all people without exception, providing the organization, stability, and strengthening the international and social communications.
The idea of the legal nature of the institute of consular protection of citizens' rights, is possible to continue with the view that human rights function defines the core of all activities of the consul, being the regulator of the rights and interests of citizens abroad.
Consular protection of citizens' rights abroad strengthens human rights protection functions of the state towards its citizens. Thus, consular protection is not just a mechanical process, but also a guarantee of the freedom of people.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гафурова С.А. Правовая сущность института консульской защиты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39417 (дата обращения: 02.06.2017).

Нынешний этап развития Узбекистана отличается особенностью активной позиции государства в поисках необходимых путей правовой защиты граждан в любых формах конфликтных ситуаций. Одной из таких необходимостей является защита прав граждан Республики Узбекистан за рубежом. Защита прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан за рубежом входит в компетенцию внешнеполитического ведомства и первостепенной задачей консульской службы.

В число приоритетов демократического обновления Узбекистана страны выдвинуты последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленные на обеспечение верховенства закона, надежную защиту прав и интересов личности, говоря коротко, – формирование правового государства и правосознания людей. Именно поэтому реализован комплекс организационно-правовых мер, направленных на последовательное укрепление судебной власти, обеспечение независимости, самостоятельности суда, превращение его из органа репрессий и карательного аппарата в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека и гражданина[1].

В соответствии с Венской конвенцией 1963г. (ст.5) основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Для консульской защиты немаловажное значение имеют вопросы оказания правовой помощи и правовой защиты, отраженные в международных двусторонних консульских конвенциях и договорах. К 2014 году Республика Узбекистан заключила двусторонние соглашения о правовой помощи и правовых отношениях с 15 странами, в том числе с Турцией, Латвией, Грузией, Туркменистаном, Республикой Кыргызстан, Литвой, Казахстаном, Азербайджаном, Китаем, Украиной, Индией, Чехией, Южной Кореей, Болгарией, Пакистаном. А в области экстрадиции Республика Узбекистан заключила двусторонние соглашения 7 странами,в том числе с Китаем, Индией, Ираном, Таджикистаном, Пакистаном, Южной Кореей и Болгарией. Эти соглашения служат основным источником для правоприменительной практики при осуществлении консульской помощи.

От имени Республики Узбекистан за рубежом действуют 34 Посольства (с консульскими отделами), 10 генеральных консульств, в том числе в Афганистане, Греции, КСА, Новосибирске (РФ), ОАЭ, США, Таиланде, Турции, Шанхае (КНР), ФРГ, а также, 2 постоянных представительства. Кроме того, Республика Узбекистан имеет своих 10почетных консулов в  таких странах мира, как США (2), Германия, Япония, Франция, Испания (2), Словакия, Вьетнам, Бангладеш.

Главная задача консул – развитие торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат, согласно законам государства пребывания и действующим международным нормам. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие государственные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

На первый взгляд, перечисленные выше консульские действия это уже говорят о необходимости изучения консульской защиты как отдельного института консульского права, что имеет концептуальный характер.В исследовании данного института немаловажное значение имеет определение правовой природы и сущности правозащитной функции консула.

Сущность права во многом проявляется в практике его осуществления. Законодатель старается охватить все нюансы обеспечения прав и интересов граждан. Однако на практике, под влиянием социальных, экономических или других причин, граждане могут попадать в нестандартные ситуации. И тогда проясняются пробелы или недостаточность механизма для реализации права в содержательной части существующих правил.

Исследование правовой сущности института консульской защиты должно преследовать изучение важности того, что осуществление консульской защиты предполагает первоначальное правовое содействие. При этом, необходимо осторожность консула чтобы никакие действия ни при каких условиях, а иногда даже достигнутый результат не противоречил внутреннему законодательству страны пребывания.

Институт консульской защиты в своем развитии требует принятия комплекса нормативно-правовых актов о порядке предоставления консульской защиты и применении принудительных мер в отношении иностранных государств-правонарушителей.

Главной особенностью деятельности консулов является ее многофункциональность. Защита законных интересов граждан и юридических лиц за пределами государства основывается, во многом на гибкость и оперативность консула. Оперативность способствует практической значимости осуществления защиты законных интересов граждан и юридических лиц за пределами страны[2].Требование оперативности обусловлено, прежде всего, сроками пребывания граждан, находящихся за пределами своего государства. Ведь время для выполнения юридических действий является важным фактором, так как это связано с внутренними правилами государства пребывания и со многими другими условиями. Относительно гибкости можно утверждать, что объект защиты должен интерпретироваться следующим образом: консульское учреждение защищает права и интересы своих физических и юридических лиц и таким образом оберегают права и интересы своего государства. Создание крепкого научного основания и теоретического анализа практического опыта, в свою очередь, также, способствуют достижению более совершенного действия консулов по оказанию консульской защиты.

Таким образом, правовая природа правозащитной функции консула характеризуется тем, что она по своей социальной сущности, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность, а также способствует укреплению международных и социальных связей[3].

Появившись в древние времена как принцип правовой защиты государством своих граждан за рубежом в силу ответственности государства перед своими гражданами, сегодня такая защита характеризуется как самостоятельный институт международного права в рамках отрасли консульского права.

Юридические нормы составляют исходную основу всего права в целом. Из этих юридических норм складываются правовые институты, т.е. комплексы норм по тем или иным вопросам. Например, институт страхования, институт правовой помощи и правовой защиты, институт почетного консула, институт залога, институт договора подряда, институт ответственности за преступления против личности, институт необходимой обороны и т.д. Из этих  правовых институтов – образуются отрасли, т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые службы правопорядка.

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью[4].

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений[5]. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть “свой предмет”, т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений – конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет “свое законодательство”, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом. И все же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима (“метода регулирования”), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Основным источником – кодексом института консульской защиты прав граждан за рубежом определяется Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963г.  Согласно ст.5, к числу функций консульского учреждения относится защита прав и интересов представляемого государства, его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом.

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве[6], институт почетного консула в консульском праве.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Институт консульской защиты – обособляет в себе нормы, которые регулируют отношения требующих консульско-правового вмешательства.

Предметом института консульской защиты является общественные отношения граждан включающий в себе международный частноправовой и/или публично правовой элемент. Предметом консульской защиты в более широком смысле являются права государства, а также личные и имущественные права граждан в сфере юрисдикции иностранного государства. Это касается прав как физических, так и юридических лиц.

Методом регулирования института консульской защиты является объективные и субъективные моменты оказания консульской помощи, которые носят процессуальный характер.

Основанием для консульской защиты является юридическая связь лица с государством. Это и воплощается в понятие гражданства. Гражданство – это правовая связь, стороны в которой обладают взаимными правами и обязанностями. С выездом гражданина за пределы своей страны эта связь не прекращается. Государство всегда сохраняет за собой личную юрисдикцию в отношении своих граждан. В Республике Узбекистан право гражданина на консульскую  защиту является конституционным правом. Согласно Конституции 1992 г., Республика Узбекистан гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 22)[7].Государство  вправе предписывать своим гражданам правила и нормы поведения, а с другой стороны, обязано оказывать им правовую  защиту.

Каждое государство само определяет, кто является его гражданином, а также порядок приобретения и утраты гражданства, в силу своего суверенитета. В ст.1 Гаагской конвенции от 1930 г., регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, говорится: “Каждое государство само определяет в соответствии со своими законами, кто является его гражданами”.

Со времени выхода в свет работ великих наших мыслителей Абу насра Аль-Фараби «Город мудрых людей», Юсуфа Баласагуни «Балготадное знание», Амира Темура «Уложения», и вплоть до наших дней ведется дискуссия об эффективности защиты человека государственно-правовыми средствами. В этих произведениях подчеркивается роль государства в реализации установленных правовых норм, направленных на защиту прав и интересов человека. В государственном (внутреннем) праве установленные нормы права соблюдаются благодаря наличию общего «регулятора» – государства. В теории же права не только внутригосударственное право, но и международное право должно играть равносильную роль в поведении государств в международных делах по обеспечению защиты своих граждан где бы они не находились. Нормы международного права принимаются всеми его участниками для общего удобства и безопасности.

В настоящее время именно институт консулов выполняет огромное количество различный функций по защите, обеспечению комфортных условий проживания и поддержке граждан, представляемого государства, на территории другого государства.

Всякий раз, когда физическое или юридическое лицо не может отстоять свои права за границей, оно обращается к государству своего гражданства с просьбой защитить его и при необходимости возбудить иск против государства(юридических лиц), которое совершило международно-противоправное деяние. Такое вмешательство в соответствии с нормами об ответственности государств именуется консульской защитой граждан (юридических лиц) за рубежом.

Консульская  защита, обладая всеми признаками правового института то есть обособленным предметом регулирования общественных отношений и методом правового регулирования, испытывает на себе влияние отраслевых принципов международного права – принципов отраслей Права человека, Международные споры, Ответственность государств а международном праве и Дипломатическое право. В совокупности принципы этих двух отраслей определяют задачи исследования института консульской защиты.

Консульская защита связана с правовыми нормами и обязательствами, вытекающими из основных принципов международного права и международных договоров, а именно из принципов Устава ООН и Заключительного акта СБСЕ 1975 г., в частности принципов:

1) суверенного равенства государств;

2) неприменения силы или угрозы силой;

3) мирного урегулирования споров;

4) невмешательства во внутренние дела;

5) уважения прав человека и основных свобод;

6) сотрудничества между государствами;

7) добросовестности выполнения обязательств по международному праву.

Эти принципы исследованы наукой международного права достаточно широко и не могут не влиять на формирование международно-правовых институтов, так как речь идет о принципах, направленных на защиту каждого отдельного государства и граждан от неблагоприятного вмешательства и нарушения основополагающих прав и свобод.

Роль института консулов, на самом деле очень значимая, а точнее, общественно важная. Одним из доказательств этому может служить многофункциональность задач, поставленных перед консулом. Консул является и юристом, и нотариусом, а также на него возложена масса других задач, выполнение которых контролирует один генеральный консул. В условиях формирования новой нормативной и договорно-правовой базы консульской службы особое значение приобретает исследование богатейшего опыта обусловленного историческими потребностями международного сотрудничества.

Консулами осуществляется защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Важной обязанностью консула является выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства.

Масштабы деятельности консульской службы, несомненно, возрастают с каждым годом, и поэтому в последние годы в стране было принято множество нормативных актов, призванных создать прочную основу функционирования консульских отношений. Кроме того, РУ начала использовать институт почетного консула.  В настоящее время РУ представлена за рубежом уже 9 почетными консулами.

Консульской службой решаются сегодня принципиально новые задачи, такие как участие в мероприятиях по противодействию нелегальной миграции, координация усилий по борьбе с торговлей людьми идр.

Институт консулов остаётся важной составляющей международного сотрудничества на протяжении уже многих веков. С каждым годом функции консулов расширяются, в них вводятся некоторые изменения и ставятся новые и отнюдь не простые задачи, требующие постоянной работы.

Круг мер, которые могут предприниматься в защиту своего гражданина является одним из основных моментов в осуществлении консульской защиты. Эти меры прежде всего дипломатические меры — действия дипломатических и консульских учреждений, переговоры, обращения к международным судебным органам и т.д.

Государство пребывания, несущее ответственность за правонарушение обязано после соответствующего реагирования  со стороны консулов прекратить неправомерные действия и дать заверения в том, что они больше не повторятся. Государство пребывания должно восстановить положение, существовавшее до правонарушения (реституция), например вернуть незаконно конфискованное имущество в отношении и юридических и физических лиц. И главное, во всех случаях пострадавший иностранец и его государство должны получить моральное удовлетворение (сатисфакцию) в виде принесения извинений, а иногда даже и материального возмещения.

В случае если это не сделано, то заинтересованное государство вправе применить меры воздействия на правонарушителя. В этих целях могут быть использованы реторсии, которые представляют собой меры, не выходящие за пределы международного права. Они обычно применяются в ответ не на неправомерные, а на несправедливые, дискриминационные действия. К таким мерам относятся, например, сокращение экономических, транспортных, культурных связей.

Консульская защита является одним из способов отстаивания государством прав и законных интересов граждан и юридических лиц за рубежом Тем не менее в науке международного права недостаточно внимания уделено вопросу о стадиях и средствах консульской защиты. Этот вопрос должным образом не рассмотрен и Комиссией международного права при кодификации международно-правовых норм о консульской  защите.

Основываясь на международно-правовой практики, норм о консульской  защите и международно-правовой ответственности можно выделить следующие стадии консульской  защиты.

1.Установление личности.

2.Изучение обоснованности предъявления претензий или  обращению

3.Изучение степени исключения внутренних средств защиты.

4.Официальное предъявление претензии к государству, в котором нарушено право.

5.Использование государством различных средств оказания консульской  защиты, допустимых международным правом, если государство-правонарушитель не удовлетворило претензию – протесты, переговоры, судебное или арбитражное разбирательство, оказание политического и экономического давления.

6. Оказать содействие к восстановлению нарушенных прав и возмещению вреда, причиненного государству и его физическим и юридическим лицам путем реституции, выплаты компенсации государством, против которого оказывается консульская защита.

Выбор того или иного средства консульской  защиты зависит от различных обстоятельств, в первую очередь от политических соображений, наличие договоренностей в той или иной области. Кроме того, естественно, существуют ряд факторов, способных оказать влияние на выбор средства консульской  защиты, таких как, характер личных прав лица, которому нанесен ущерб государством-ответчиком; степень тяжести и значимость нанесенного ущерба для пострадавшего лица и государства его национальности или гражданства; риск ухудшения отношений с государством-ответчиком в результате принятия жестких мер воздействия.

В соответствии с международным правом консульская защита должна осуществляться законными и мирными средствами. При осуществлении консульской  защиты государства могут прибегать как к дипломатическим мерам, так и к судебному разбирательству. Дипломатические меры охватывают все законные процедуры, используемые одним государством для информирования другого государства о своих мнениях и обеспокоенности, включая протест, просьбу о проведении расследования и переговоры, направленные на урегулирование споров.

В доктрине международного права проводится различие между дипломатическими мерами и судебным разбирательством.

Комиссия международного права сохранила данное различие, относя судебное разбирательство к «другим средствам мирного урегулирования» Так, «другие средства мирного урегулирования» предполагают все формы законного урегулирования споров: от переговоров, посредничества и примирения до арбитражного и судебного урегулирования[8].

Средства консульской  защиты можно условно подразделить на четыре группы[9]:

1. Действия дипломатических представительств и консульских учреждений (дипломатическое и консульское содействие урегулированию проблемы, предваряющее предъявление официальной международной претензии).

2. Дипломатические процедуры: предъявление международной претензии, переговоры, посредничество, примирение и т. д.

3. Принудительные действия (контрмеры): реторсии, репрессалии.

4. Обращение в международные судебные органы, включая арбитраж[10].

Однако, исходя из особенностей института консульской  защиты, функции дипломатических представительств и консульских учреждений применительно к защите прав и интересов физических и юридических лиц не идентичны.

Надо отметить что, дипломатическая и консульская защита очень различаются. Консульская защита предполагает оказание государством защиты физическим и юридическим лицам от их имени на условиях, определенных Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В случае же предоставления дипломатической  защиты государство действует от своего имени на основе перешедших к нему прав защищаемых физических и юридических лиц.

В то же время консульские учреждения имеют право обращаться к местным властям в консульском округе с представлениями о необходимости защиты прав граждан и юридических лиц своего государства в соответствии с международным правом. С центральными органами государства пребывания общается дипломатическое представительство. В случае отсутствия дипломатического представительства отношения с центральными органами государства могут поддерживаться и через консульское учреждение.

Взаимоотношение консульских учреждений с местными и центральными органами государства пребывания по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц должно прежде всего носить характер консульского содействия без каких-либо обвинений и требований в адрес государства пребывания. Своевременное и адекватное консульское содействие, выражающееся в корректных просьбах и доведении до органов государства пребывания проблемных вопросов, способно предупредить оказание консульской  защиты.

Консулы играют важную роль при установлении по поручению внешнеполитических ведомств фактов, которые должны быть положены в основу претензий о нарушении государством пребывания международных правовых стандартов обращения с иностранными физическими и юридическими лицами, и проверке соблюдения всех предварительных условий физическими и юридическими лицами, претендующими на дипломатическую защиту.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы об обоснованности изучения осуществления консульской защиты как отдельного института современного консульского права:

1.           Формирование и изучение консульской защиты как отдельный институт консульского права это необходимый критерий нынешнего этапа развития науки и практики консульских отношений.

Консульская защита прав граждан за рубежом имеет все основания для изучения как отдельного института современного консульского права: имеет историю развития, источники, понятия, механизм, формы осуществления защиты, метод и предмет осуществления защиты, способы и средства защиты.

2.           Осуществление консульской защиты предполагает первоначальное правовое содействие

3.           Отдельное и в тоже время комплексное изучение института консульской защиты конкретизирует и обогащает науку международного права.

4.           Кодифицируется основы осуществления консульской защиты прав граждан Республики Узбекистан за рубежом.

5.           Формируется основа для дальнейшего исследования в данном отрасли права.


[1] Каримов И. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. – Ташкент: Узбекистон. 2010. С.16.

[2] Ю.А.Лепешков Гражданство Европейского Союза: Нонсенс или объективная закономерность в международном праве http://un.minsk.by/publications/journal/journal5/lepeshkov.htm

[3] Гафурова С.А. Правовая природа правозащитной функции консула// Международные отношения. -Т.:УМЭД. 2013. стр.64.

[4] Теория государства и права. Под редакцией Н.Н.Степановой. – М.: Норма, Инфра-М,1998. с.317.

[5] Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА 1998.  стр.50.

[6] Теория государства и права. Под редакцией Н.Н.Степановой. – М.: Норма, Инфра-М,1998. с.316.

[7] Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. Ташкент: «Узбекистон», 2008. Б.120.

[8] Доклад Комиссии международного права: док. ООН A/61/10 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: <http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G06/636/22/PDF/G0663622.pdf?OpenElement>. Дата доступа: 20.09.2009.

[9] Ольга Попкова.Стадии и средства консульской  защиты //Журнал международного права и международных отношений 2010 — № 1

[10] Там же.


Библиографический список
  1. Лепешков Ю.А. Гражданство Европейского Союза: Нонсенс или объективная закономерность в международном праве http://un.minsk.by/publications/journal/journal5/lepeshkov.htm
  2. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. -М.: Институт государства и права Российской академии наук, Саратовский филиал «Проспект», 2009.
  3. Теория государства и права. / Под ред. Н.Н.Степановой. –М.: «Норма». 1997.
  4. Каримов И. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. – Ташкент: Узбекистон. 2010.
  5. Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. –Ташкент: «Узбекистон», 2008.
  6. Остапюк Н.В. Понятие и формы защиты гражданских прав. Особенности нотариальной защиты гражданских прав // Юрист.  2006.  № 4
  7. Сакун О.Ф. Статус консульских органов в современном международном праве: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. -М., 1964.
  8. http://www.federalists.eu/uef/news/european-citizens-and-consular-protection/
  9. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // UnitedNationsTreatySeries. V. 500. N. Y., 1964. – 632с.
  10. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // Ibid. V. 596. N. Y., 1967. – 720с.
  11. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ibid. V. 1155. N. Y., 1980. C.417—442.
  12. Доклад Комиссии международного права: док. ООН A/61/10 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режимдоступа:http://daccess-dds-ny.un.org/.
  13. Гек В.К. Энциклопедия международного публичного право. Амстердам:Education, 1992.
  14. Лукашук, И. И. Международное право. Общая часть: учебник / И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1999.
  15. Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право: в 3 т. Т. 1 / сост.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во Москов. независим.ин-та междунар. права, 1996.


Все статьи автора «Гафурова Севара Алишеровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: