УДК 004:378.14

МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Ирзаев Гамид Хайбулаевич
Дагестанский государственный технический университет
кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и прикладной информатики в экономике

Аннотация
Представлена организация и поддержка образовательного процесса в рамках интегрированной информационно-коммуникационной среды. Описаны достоинства реализации такой среды.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, информационно-методические материалы, преподаватель, процесс обучения


MODEL OF INTEGRATED INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITY

Irzaev Gamid Khaibulaevich
Dagestan State Technical University
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor of Informational Technologies and Applied Informatics in Economy Department

Abstract
Is represented the organization and support of the educational process within an integrated information and communication environment. Are described advantages of implementing such an environment.

Keywords: information and communication environment, information and methodological materials, process of training, student, teacher


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ирзаев Г.Х. Модель интегрированной информационно-коммуникационной среды поддержки учебного процесса в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38776 (дата обращения: 01.10.2017).

Введение. Развитие современных наукоемких высокотехнологичных производств с точки зрения как технологий проектирования, так и технологий производства, будет тормозиться без развития системы профессиональной подготовки специалистов. Последняя же система во многом зависит от разработки новых высокоэффективных методик и моделей подготовки специалистов и управления процессами обучения в системе высшего образования. Современные модели профессиональной подготовки специалистов реализуются в интегрированной информационной среде поддержки инновационных процессов обучения. Опыт такого подхода имеется в отечественной образовательной сфере, представлен в публикациях различных авторов [1, 2, 3, 4] и требует дальнейшего развития.

Модель интегрированной информационно-коммуникационной среды. Одним из путей развития системы профессиональной подготовки является целевая подготовка кадров, основанная на компетентностном подходе, применение которого дает возможность вузу быстро адаптировать программы обучения к потребностям предприятий-заказчиков [6, с. 322]. Для реализации такого подхода, при котором необходимо увязать набор компетенций выпускника с квалификационными требованиями предприятия-заказчика, целесообразно создание интегрированной информационно-коммуникационной среды (ИИКС) поддержки учебного процесса. Такая среда могла бы содержать в себе гибкие механизмы как информационно-методической, так и организационной поддержки образовательного процесса в вузе. Формирование единой ИИКС не только позволяет управлять учебным процессом на основе модели компетенций, но и решать следующие  задачи:

- сбор, накопление архивной и текущей информации о методических разработках преподавателей вуза;

- предоставление доступа в рамках интегрированной среды через механизмы поисково-справочных систем к электронным методическим  материалам, знаниям, уникальному опыту как преподавателям, так и студентам.

- формирование, хранение материалов контроля знаний студентов и предоставление доступа к ним всем пользователям для самостоятельной подготовки по тестам, типовым заданиям, экзаменационным вопросам и т.д.

ИИКС обеспечивает такое хранение информационно-методического материала, которое позволяет преподавателям размещать электронные версии учебно-методических материалов без ограничений на формат представления, и что не менее важно, хранить и использовать результаты практических работ студентов. Таким образом, реализуются присущие ИИКС функции межпредметной интеграции, позволяющие хранить и интегрировать специфические проектные решения, полученные в процессе освоения дисциплин специализации. Интеграция и хранение результатов работ студентов позволяет студентам воспользоваться опытом других студентов,  а преподавателям – облегчить контроль знаний студентов, выявить плагиат.

Чтобы обеспечить безопасность и конфиденциальность хранилищ и баз данных целесообразно систему доступа к ИИКС построить по принципу управления пользовательскими ролями. Группы ролей определяются в соответствии с ролями учебного процесса, например, студент, преподаватель, администратор учебного процесса, системный администратор, администратор баз данных. В зависимости от принадлежности пользователя к некоторой группе назначаются разные права доступа к информационным объектам управления среды, например, только чтение, копирование, редактирование, полный запрет доступа и т.д.

В рамках интегрированной информационно-телекоммуникационной среды поддержки учебного процесса может осуществляться не только организация и управление организационно-методическим обеспечением, но и возможность интерактивного дистанционного взаимодействия в системе «преподаватель – студент». Это позволяет вывести учебный процесс за пределы вуза, организовать расширенное дополнительное образование через коммуникации, вовлечь в процесс обучения предприятия-заказчиков.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения [7, с. 525].

ИИКС обучения обладает функциями саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям. С другой стороны, это позволяет обеспечить студентам условия для личной творческой активности и самореализации.

Взаимодействие «преподаватель – студент» в рамках интегрированной информационно-коммуникационной среды поддержки учебного процесса позволяет, используя средства глобальной сети, информационных и телекоммуникационных технологий, повысить качество образовательного процесса за счет возможности непосредственного консультирования с преподавателем. Контроль знаний обучаемого является важнейшей частью образовательного процесса. Он обеспечивает обратную связь и выявляет уровень знаний студента. В последнее время вариант тестовой проверки знаний все сильнее закрепляется в образовательном процессе. Учитывая эти тенденции, ИИКС предусматривает хранение как вопросов для классической формы аттестации, так и для тестовой формы, позволяя применять альтернативные способы контроля знаний обучаемого. Кроме того, банк накопленных за каждым студентом ответов позволяет преподавателям прослеживать тенденции успеваемости по конкретным дисциплинам, объективно подходить к выставлению итоговой оценки студенту.

Заключение. Предлагаемая модель организации информационно-коммуникационной поддержки процесса обучения позволяет решать задачи повышения качества подготовки специалистов за счет улучшения организации учебно-методической работы и обеспечения дисциплин, использования в учебном процессе новых информационных технологий, современных интерактивных средств взаимодействия преподавателей и студентов.


Библиографический список
  1. Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной  системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-1. С. 68-71.
  2. Абрамешин А.Е., Тихонов А.Н., Тумковский С.Р. Информационные технологии для инженерного образования // Качество. Инновации. Образование. 2-13. № 9 (100). С. 3-7.
  3. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов //  Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  4. Борщевская И.П. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 119-122.
  5. Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
  6. Ирзаев Г.Х. Подходы к повышению качества высшего технического образования с учетом требований предприятий // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 319-323.
  7. Шарабыров А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании // Решетневские чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 524-526.


Все статьи автора «Ирзаев Гамид Хайбулаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: