УДК УДК 696.411 (07)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК ПОСЛЕ КАЖДОГО ВИДА ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию функционального состояния спортсменок после каждого вида гимнастического многоборья в художественной гимнастике. Результаты собственных исследований свидетельствуют о снижении функционального состояния спортсменок после третьего и четвертого видов программы. Полученные данные могут быть использованы при совершенствовании учебно-тренировочного процесса и осуществлении оперативного контроля за функциональным состоянием гимнасток.

Ключевые слова: гимнастическое многоборье, тренировочная нагрузка, функциональное состояние, художественная гимнастика


RESEARCH OF THE FUNCTIONAL STATE OF HIGHLY TRAINED ATHLETES AFTER EACH KIND OF GYMNASTIC ALL-AROUND IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
This article is devoted to research of the functional state of athletes after each kind of all-round in rhythmic gymnastics. The results of our researches showed a decline in functional status of athletes after the third and fourth kinds of programs. The obtained data can be used for the improvement of the training process and implementation of operational monitoring of the functional state of gymnasts.

Keywords: functional status, gymnastic all-around., rhythmic gymnastic, training load


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Исследование функционального состояния высококвалифицированных спортсменок после каждого вида гимнастического многоборья в художественной гимнастике // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38322 (дата обращения: 30.09.2017).

Функциональное состояние гимнасток во время занятий и особенности изменений его показателей являются оперативным контролем, который играет важную роль в управлении тренировочным процессом [1; 2, № 10, С. 28–29]. Это позволяет вносить корректировку в распределение тренировочных нагрузок, сочетая их с восстановительными мероприятиями, без которых невозможно выдержать большой объем тренировочной работы. Совершенно очевидно, что эффективность восстановительных средств увеличивается в том случае, если они проводятся с учетом изменений, происходящих в организме гимнасток во время тренировочных занятий.

Для того, чтобы снизить перенапряжение и переутомление центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, лимитирующих выполнение тренировочной работы на высоком качественном уровне, необходимо знать реакцию систем организма гимнасток на тренировочную нагрузку непосредственно в процессе занятий. С этой целью нами осуществлялся контроль за функциональным состоянием спортсменок с помощью нескольких методик. Первая методика ‒ определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ), которая отражает процессы, протекающие не только в сетчатке глаза, но и в центральной нервной системе. КЧССМ используют в работе со спортсменами для определения уровня напряженности работы и степени утомления. Чем напряженнее работа, тем ниже показатель КЧССМ и, следовательно, более значительно утомление нервной системы [3, № 3, С. 72‒73]. В нашем исследовании у гимнасток измерялось КЧССМ до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Производилось три измерения, из результатов которых высчитывалось среднее арифметическое значение. Второй метод ‒ статометрия, которая использовалась для определения длительности сохранения равновесия тела посредством специальной позы (стойка на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты, кисти сжаты в кулак). Длительность сохранения равновесия определялась по секундомеру, который включался по принятию устойчивого положения и выключался при начале колебаний туловища [4, С. 1–24]. Момент потери равновесия определялся визуально, в протокол записывался средний результат их трех попыток. Третий метод ‒ тест прыжковой выносливости, для определения которого нами применялся «прыжковый лидер» [5, С. 1‒19], дающий возможность просто и надежно измерять количество прыжков вверх без снижения их высоты, принятое за показатель прыжковой выносливости. Количество выполненных гимнастками прыжков регистрировалось до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Четвертый метод ‒ треморография. Одним из доступных для измерения параметров руки является ее физиологический тремор. В условиях утомления, как правило, повышается частота и амплитуда колебаний руки. Мы применяли корректурную пробу [6, Т. 24, С. 295‒297]. Гимнасткам предлагалось быстро провести линию одновременно в пяти сторонах листа без отрыва карандаша от бумаги и с наименьшим числом касаний ограничительных линий. Корректурная проба проводилась с гимнастками до тренировки и после тренировки. Полученный цифровой материал нашего исследования обрабатывался методом математической статистики согласно рекомендациям Б.А. Ашмарина [7].

В нашем исследовании у десяти гимнасток высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта РФ) изучаемые показатели определялись до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Полученные результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что после разминки и работы на первом виде программы функциональное состояние гимнасток находилось на достаточно высоком уровне. Наибольшие показатели КЧССМ зафиксированы после разминки и работы на первом виде. По мере прохождения видов гимнастического многоборья прослеживалось снижение данного показателя. Так, после третьего вида программы он был достоверно ниже по сравнению с аналогичным показателем после разминки (Р< 0,001).

Собственные результаты, полученные при изменении времени удержания равновесия без зрительной ориентировки в процессе тренировочных занятий, согласуются с данными многих авторов [2, № 10, С. 28–29; 4, С. 1–24; 7] и указывают на то, что снижение показателя статометрии отражает утомление спортсменок. Разница в показателях статометрии к концу тренировки по сравнению с данными после первого вида оказалась статистически достоверной (Р< 0,001) и составила 3,4 секунды.

Количество выполненных прыжков, отражающих прыжковую выносливость гимнасток в процессе тренировки, имело тенденцию к снижению от первого к четвертому виду программы. Разница наивысшего и наименьшего показателя количества прыжков составила 10,5. Выявленные различия были статистически достоверными (Р˂0,001).

Известно, что снижение и увеличение коэффициента тремора зависит от тренировочных нагрузок. Существенное его увеличение является результатом ухудшения показателей функционального состояния организма в связи с нарастанием утомления. В собственном исследовании показатель треморографии определялся дважды: до тренировки и после нее. Как видно из представленных в таблице 1 данных коэффициент тремора у гимнасток после тренировки увеличился в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем до тренировки, и различия оказались статистически достоверными (Р< 0,05).

Таблица 1. Динамика показателей функционального состояния гимнасток после каждого вида программы на учебно-тренировочных занятиях

Виды упражнений

Статистические показатели

КЧССМ (ГЦ)

Статометрия (сек)

Прыжковая выносливость(кол.повтор.)

Треморография (усл.ед.)

До тренировки

М±m

σ

36,2±0,3

0,9

6,7±0,3

0,9

22,0±1,3

4,3

3,01±0,1

0,3

После разминки

М±m

σ

р

37,8±0,5

1,2

<0,05

8,5±0,2

0,6

<0,001

25,8±0,5

1,2

<0,001

После 1-го вида

М±m

σ

р

37,7±0,3

0,9

<0,001

8,9±0,6

1,9

<0,001

26,6±0,4

1,4

<0,001

После 2-го вида

М±m

σ

р

35,8±0,3

0,9

>0,5

8,2±0,9

2,8

<0,001

24,8±0,6

1,9

>0,5

После 3-го вида

M±m

σ

р

35,2±0,3

0,9

<0,001

5,9±0,7

2,4

<0,001

17,2±0,6

1,9

<0,001

После 4-го вида

М± m

σ

р

35,0±0,3

0,9

<0,001

5,5±1,0

3,3

<0,001

16,1±0,3

0,9

<0,001

6,1±0,9

2,8

<0,05

Таким образом, снижение обьема и интенсивности тренировочной нагрузки после третьего и четвертого видов гимнастического многоборья у спортсменок сопровождалось уменьшением показателей статометрии на 15%, прыжковой выносливости на 25%, критической частоты слияния световых мельканий на 3,5% и увеличением коэффициента тремора в 2 раза, что указывает на снижение функционального состояния спортсменок. Информативными методами контроля за функциональным состоянием гимнасток в процессе тренировочных занятий являются статометрия, определение критической частоты слияния световых мельканий и прыжковой выносливости.


Библиографический список
  1. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике /Учебное пособие. ‒ СПб: С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. ‒ 2000.
  2. Терехина Р.Н., Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике /Теория и практика физ. воспит. ‒ СПб: С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – 2006.
  3. Доскин Н.А., Лаврентьева Н.А. К методике изучения КЧССМ // Физиология человека.‒ 1975.
  4. Бирюк Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой. Автореф. дисс…канд. пед наук. – М.‒ 1973.
  5. Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Автореф. дисс…канд. пед наук. – М.‒ 1987.
  6. Сафонов В.А. Треморография как метод оценки функционального состояния центральной нервной системы спортсмена //Теория и практика физической культуры. – 1961.
  7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт. ‒ 1979.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: