УДК 336/38

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье проведен анализ территориальной организации распределения производственных мощностей в Чеченской республике. Важнейшим условием распределения производственных сил является широкое освоение территорий предприятиями агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: пространственная организация производств, региональная экономика


THE TERRITORIAL DISTRIBUTION OF PRODUCTION FORCES OF THE CHECHEN REPUBLIC

Musostova Deshi Shamsutdinova
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
In the article the analysis of territorial organization and distribution of production capacities in the Chechen Republic. The most important condition of distribution of productive forces is the wide development of territories by enterprises of the agroindustrial complex.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Территориальное распределение производственных сил Чеченской республики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/37838 (дата обращения: 01.10.2017).

Преодолев тяжелейший этап в своей истории, Чеченская Республика ускоряющимися темпами восстанавливает экономику региона,  социальную и производственную инфраструктуру.

С целью максимальной  ликвидации последствий военных операций, руководство республики повсеместно участвуют в ФЦП по восстановлению и развитию всех отраслей экономики, социальной и производственной инфраструктуры Чеченской Республики, в результате чего полностью восстановлены города Грозный, Аргун,  Гудермес в рамках выполнения федеральных целевых программ:

-         ФЦП «Модернизация транспортной системы»;

-         ФЦП «Электронная Россия»;

-         ФЦП «Культура России»;

-         ФЦП «Жилище» (2005-2010 гг.);

-         ФЦП «Социальное развитие села до2010 г.».

В рамках вышеприведенных программ по разным оценкам  восстановлено и реконструировано более 5,5 тысяч  объектов,  отремонтированы или заново отстроены автодороги, мосты, создано более 21,3 тысяч  рабочих  мест.

Экономику республики представляют  12 укрупненных отраслей, характеризующиеся разной степенью развитости: нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность строительный комплекс.

Несмотря на наличие полноводных рек и все условия для производства электроэнергии собственными силами, ЧР – энергодефицитный регион, электроэнергию поставляет  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа ОАО «Нурэнерго».

Через территорию ЧР проходит магистраль, соединяющий регионы РФ с ближним зарубежьем (Азербайджан, страны Ближнего Востока).

Транспортная инфраструктура представлена железными и автомобильными дорогами, трубопроводными трассами для транспортировки нефти и газа, воздушными трассами.

Железные дороги  (около 700 тыс.км.)  связывают  Грозный, Гудермес, Моздок, Червленную, Хасавюрт, Узловую. Восстановлены о маршруты  Грозный-Москва, Грозный-Астрахань, Грозный-Минеральные Воды.

Автомобильное сообщение с прочими регионами РФ осуществляется по федеральным трассам «Кавказ», Прохладная-Кизляр.

Ключевое звено воздушного транспорта – аэропорт «Северный» введен в эксплуатацию и осуществляет регулярные авиарейсы в  Москву и многие регионы РФ, планируется  открытие воздушных трасс  с Ростовом-на-Дону, Санкт-Петербургом, Тюменью. Ведутся работы по расширению национальных воздушных трасс и открытию  международных  линий.

В распоряжении республики несколько трубопроводов протяженностью более600 км., обеспечивающие потребности населения регионоа России (Ставрополь-Грозный, Червленная-Макат,  Моздок-Ищерская, Моздок-Кази-Магомед Камыш-Бурун-Ищерская, Аксай-Гудермес-Грозный) и страны ближнего зарубежья (Азербайджан,  поставки на мировой  рынок через регионы РФ).

Большое внимание в последнее время уделяется  системам связи, как одной из элементов производственной  инфраструктуры. Основным государственным предприятием в области связи и коммуникаций является  «Электросвязь», активно функционируют операторы сотовой связи «МегаФон», «Билайн», «Вымпелком».

Как было отмечено нами неоднократно,  развитие региональной инфраструктуры должно иметь межотраслевое (комплексное) значение, поэтому использование региональных целевых программ для управления процессом формирования и функционирования объектов производственной инфраструктуры целесообразно и оправдано.

Как показали проведенные в рамках диссертации исследования, в Чеченской Республике проблемы региональной производственной инфраструктуры анализируются  несистемно, всерьез не воспринимаются, хотя и отражены  в федеральных и региональных целевых программах.

В частности, за анализируемый период в Чеченской республике реализовывались следующие федеральные и региональные целевые программы:

2008 год

ФЦП «Электронная Россия»:

всего предусмотрено – 153,4 млн. рублей в т.ч.

ФБ РФ – 76,7 млн. рублей,

РБ ЧР – 76,7 млн. рублей.

ФЦП «Жилище» 2005-2010гг.

всего предусмотрено – 449,43 млн. рублей, в т.ч.

ФБ РФ – 220,93 млн.руб.,

РБ ЧР -228,5 млн.рублей.

По программе  освоено средств – 302,70 млн. рублей.

В рамках программы были реализованы следующие подпрограммы:

- «Обеспечение жильем молодых семей»

- «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем граждан, установленных законодательством»

-  «Переселение граждан Чеченской Республики из ветхого и аварийного жилищного фонда»

ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года»

всего предусмотрено – 167,4 млн. рублей, в т.ч.

ФБ РФ – 53,4 млн. рублей;

РБ ЧР – 114,0 млн. рублей.

В рамках программы выделены и реализованы следующие мероприятия:

- «Развитие газификации в сельской местности»

- «Развитие водоснабжения в сельской местности»

-  «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности»

2009 год

ФЦП «Модернизация транспортной системы России» подпрограмма «Железнодорожный транспорт»: Восстановление железнодорожного пути (9700 м.)

всего предусмотрено 77,0 млн. рублей, в т.ч.

ФБ РФ – 38,50 млн. руб.,

РБ  ЧР – 38,50 млн. руб.

РЦП «Автомобильный транспорт»

РЦП «Право ребенка на семью» на 2009-2011 годы.

РЦП «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства» в части переселение граждан РФ, проживающих в ЧР из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006-2010гг в рамках ФЦП «Жилище»;

РЦП «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике на 2009-2013 годы»;

РЦП «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2009 год»;

РЦП  «Культура Чеченской Республики   (2008-2011 годы)»;

2010 год

Список ФЦП и РЦП, подготовленных для  реализации  в  2010 году   включает  45 программ, общий объем финансовых средств составил – 10044,548млн.руб., в т.ч.:  ФБ РФ – 2402,171млн.рублей,  РБ ЧР  –  2911,527 млн. руб.,  внебюджетные источники – 4730,850 млн.руб., в том числе:

- «Развитие газификации в сельской местности» всего -  86,73 млн.руб.,  (70 000 м.),  в том числе:

- «Развитие водоснабжения в сельской местности»,  всего – 192,335 млн. рублей, (93900м.).

- Республиканская целевая программа  развития аквакультуры на период 2009-2012 годов.

- РЦП «Совершенствование организации  оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях  на  территории Чеченской Республики».

2011 год

Перечень  целевых программ  году включает 53 наименования общим  объем финансирования  – 15135,512 млн.руб.,  в т.ч.

- ФБ – 4288,402 млн.руб.

- РБ – 5095,086 млн. руб.

- внебюджетные источники  – 5730,024 млн. руб., в том числе:

РЦП  «Информационное общество Чеченской Республики», предусматривающая 6 основных мероприятий:

«Проектирование инфраструктуры электронного правительства и информационного общества»;

«Создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства и информационного общества на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства»;

«Создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства и информационного общества»;

«Развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции  государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства и информационного общества»;

«Создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства и информационного общества»;

«Организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства и информационного общества».

РЦП  «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», предусматривающая мероприятия программы:

«Создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения»;

«Проведение пропагандистских компаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения»;

«Повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

«Совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств».

РЦП «Развитие автомобильных дорог в муниципальных образованиях Чеченской Республики на 2011год», основное содержание  программы:

«Строительство, восстановление и ремонт дорог, строительство мостов в муниципальных образованиях республики».

РЦП «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике на 2011-2013 годы» и на перспективу до 2020 года», реализация Программы предусматривается по направлениям:

«Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда»;

«Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры»;

«Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций»;

«Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей

энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов»;

«Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии»;

«Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом»;

«Мероприятия по развитию нормативной правовой базы энергосбережения и повышению энергетической эффективности»;

«Мероприятия по информационному обеспечению и пропаганде в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности в Чеченской Республике».

РЦП  «План дополнительных мероприятий по развитию системы дошкольного образования в  Чеченской Республике на 2009-2011 годы», ключевыми мероприятиями программы выступают:

«Создание  условий для повышения качества дошкольного образования и улучшения подготовки детей  к обучению в школе»;

«Укрепление здоровья детей и развитие коррекционного образования»;

« Повышение  квалификации руководителей и работников системы дошкольного образования;

 «Повышение экономической эффективности системы дошкольного образования»;

 «Строительство, реконструкция детских садов»;

«Приобретение оборудования и мебели для дошкольных учреждений».

РЦП «Культура Чеченской Республики  (2008-2011 годы)», предусматривающая  3 основные направления:

«Сохранение культурного наследия Чеченской Республики»

«Закрепление Чеченской Республики в культурном пространстве РФ»

«Создание условий для ускоренного развития потенциала народов, населяющих Чеченскую Республику».

РЦП  «Модернизации здравоохранения  Чеченской Республики»,  включающая:

«Укрепление материально-технической базы»;

«Оснащение медицинским оборудованием»;

«Внедрение современных информационных систем в здравоохранение»;

«Внедрение стандартов медицинской помощи»;

«Повышение доступности амбулаторной медицинской помощи»;

«Диспансеризация 14-ти летних подростков».

РЦП  «Поддержка и развитие команд мастеров по футболу и мастеров профессионального спорта в Чеченской Республике на 2011 год»,

РЦП «Поддержка и развитие федерации дзюдо в  Чеченской Республике на 2011 год», Государственный заказчик Программы  –

РЦП «Поддержка и развитие спортивной борьбы в  Чеченской  Республике  на 2011 год»,

Ожидаемым результатом от реализации целевых программ и  мероприятий является рост грузопотоков, увеличение  пропускной способности автодорог, усиление контроля за качеством транспортных услуг, обеспечение жильем молодых специалистов, в том числе и в сельской местности, а также молодых семей и работников бюджетной сферы, улучшение водо-, газо-, электроснабжения, снижение безработицы за счеты  создания  рабочих мест, что повлечет за собой  поступления налогов и сборов в бюджеты республики.

Также в Чеченской Республике  принята «Концепция развития транспортной инфраструктуры Чеченской Республики», призванная создать благоприятных условий для отрасли.


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Теоретические основы пространственной организации региональной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Издательства «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск) 2014 г. , 107-110
  2. Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение.Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
  3. Баснукаев М.Ш.Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
  4. Баснукаев М.Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
  5. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: