УДК 316.351

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Семенов Сергей Алексеевич
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
В статье определены основные направления социальной помощи и восстановления социального потенциала детей трудовых мигрантов.
Раскрыты сферы социальной помощи детям трудовых мигрантов - семейная социализация, школьная социализация и социализация по месту жительства, предоставлен ряд рекомендаций для обеспечения эффективной социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов в российских условиях.

Ключевые слова: интервенция, информирование, консультирование, социализация, социальная помощь, тренинг, трудовые мигранты


SOCIAL ASSISTANCE IS THE FACTOR OF SOCIALIZATION CHILDREN LABOR WORKERS

Semenov Sergey Alekseevich
Far Eastern Federal University

Abstract
The paper identifies the main areas of social assistance and social recovery potential of children of migrant workers.
Opened the field of social care for children of migrant workers - family socialization, socialization and school socialization in the community, provided a number of recommendations to ensure effective cross-border social assistance to children of migrant workers in the Russian context.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семенов С.А. Социальная помощь как фактор социализации детей трудовых мигрантов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/37174 (дата обращения: 03.06.2017).

Возникновение специфических жизненных трудностей в процессе социализации детей трансграничных трудовых мигрантов требуют осуществление коррекции этого процесса, которое можно обеспечить путем оказание социальной помощи детям, нуждающимся.

Целью статьи является определение направлений социальной помощи и восстановления социального потенциала детей трудовых мигрантов.

Социальную помощь трансграничных трудовых мигрантов мы отделили от социальной поддержки, которую оказывают близкие, родственники, друзья и т.д. и которая заключается в основном в восстановлении веры в собственные силы, в возможность занять достойное место в обществе.

В широком смысле социальная работа с детьми трансграничных трудовых мигрантов должна быть направлена ​​на комплексное решение социальных проблем семей трудовых мигрантов, а ее составной должно быть социальное сопровождение каждой ребенка, без которого она не способна преодолеть личные жизненные трудности. Основу ее содержания должны составлять успешная социализация и личностная самореализация каждого ребенка в обществе, а не декларативное решение государства конкретной социальной проблемы.

Традиционно основное бремя социальной работы с детьми с проблемных семей, в т. ч. детьми трудовых мигрантов, возлагаются на центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, персонально – на социальных работников.

Анализ проблемы позволил нам выделить три сферы социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов – семейная социализация, школьная социализация и социализация по месту жительства.

Основными направлениями реализации помощи в этих сферах имеют быть психолого-педагогический, образовательный и посреднический, каждая из этих сфер и направлений требует применения определенных видов социально-педагогической деятельности (диагностика, профилактика семейных отношений, реабилитационная работа и т.д.).

Социальное сопровождение (патронаж) как одно из направлений социальной работы предусматривает осуществление социальными службами системного учета детей трансграничных трудовых мигрантов, постоянного присмотра за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, систематических и комплексных мер, направленных на преодоление трудностей и различных видов зависимостей, которые наносят ущерб психическому здоровью детей и тормозят процессы социализации.

Социальный работник в контексте помощи детям трансграничных трудовых мигрантов – посредник между ребенком, ее социальными потребностями, семьей, малой группой, окружением, обществом в целом. Он доносит до семей трудовых мигрантов или их отдельных членов сформированы социальные запросы и делает для них доступными необходимые формы социальной помощи, доказывая заинтересованность общества в нормализации процессов социализации каждого ребенка.

На базе учебных заведений социальные работники могут проводить тренинги, диспуты, часы общения, индивидуальные и групповые консультации; важно вводить работу правоведческих клубов, активнее привлекать детей трансграничных трудовых мигрантов к участию в общешкольных мероприятиях, проводить по необходимости психокоррекционные занятия. С целью формирования положительного опыта решения проблем мы предлагаем создавать инициативные разновозрастные детские и подростковые объединения на вроде клубов по интересам, большинство которых составляли бы дети трансграничных трудовых мигрантов; основой их функционирования должно стать, помимо прочего, привлечение к проектированию и руководства социальными программами и акциями на разных уровнях (семьи, учебного заведения, микрорайона и т.п.).

Для воспитания чувства ответственности у ребенка, которое необходимо для повышения способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, в рамках деятельности таких объединений на детей трудовых мигрантов могут быть возложены организаторские функции, выполнение которых требует определенных навыков (планирование работы, распределения обязанностей, предоставления поручений, контроль за их исполнением), а также функции управления коллективом сверстников.

Другой сферой социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов выступает социализация по месту жительства. На ликвидацию социальных барьеров, связанных с этой сферой, направлена ​​прежде всего работа в социальном окружении ребенка. При такой работе важно выявить характер неформальной микросреды. Микросреда характеризуется репродуктивными или деструктивными способами самореализации детей и подростков, перед социальным работником стоит задача изобрести в ней новые возможности для продуктивной самореализации.

Учитывая это, среда выступает полноценным объектом социальной работы, так же, как и непосредственно ребенок, на которого она влияет. Ячейками такой работы могут стать центры социально-психологической помощи, где дети трансграничных трудовых мигрантов имели бы возможность заниматься в кружках, проводить часы досуга, получать необходимую информация, психологическую поддержку.

Для обеспечения эффективной социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов в российских условиях мы предлагаем ряд рекомендаций. На наш взгляд, целесообразно создание при центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи на областном, районном и городском уровнях структурных подразделений, отвечающих за предоставление социальной помощи семьям трансграничных трудовых мигрантов, и обеспечения их квалифицированными специалистами. Деятельность таких подразделений должна сопровождаться профессиональной информационной и психологической поддержкой. В социальной работе необходимо сочетать личностный, дифференцированный, индивидуальный подходы. Следует постоянно обеспечивать наличие, с одной стороны, установки на необходимость оказания индивидуальной помощи в социальных работников, с другой – готовность получать такую помощь в детей. Для комплексного осуществления социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов необходимо расширить освещение проблем семей трудовых мигрантов в СМИ, объединить усилия, наладить действенные схемы тесного сотрудничества соответствующих социальных служб, учебных заведений, родителей и лиц, их временно заменяющих, служб по делам детей, общественных и религиозных организаций и волонтеров, а также самих детей, нуждающихся в социальной помощи.


Библиографический список
  1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь личности / А. Ф. Бондаренко. – Харьков: Фолио, 1996 – 237 с.
  2. Вачков И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Деребо. – 2-е изд., Перераб. и доп. – СПб .: Речь, 2004 – 272 с.
  3. Добреньков В. И. Фундаментальная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – В 15-и т. – Т. 8: Социализация и образование. – М .: ИНФРА-М, 2005 – 1040 с.
  4. Зверев И. Д. Интегрированные социальные службы: теория, практика, инновации / Под общ. ред. И. Д. Зверева. – К .: Феникс, 2007. – 528 с.


Все статьи автора «Сергей Алексеевич Семенов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: