УДК 378

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Файн Марина Борисовна
Южный федеральный университет
физический факультет

Аннотация
В последние время в системе образования Российской Федерации проводятся работы по внедрению средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в образовательный процесс. И эта тенденция прослеживается на всех этапах получения образования. Реализуется ряд федеральных программ, целью которых является создание открытого образовательного пространства, доступного для всех слоев населения и всех возрастов.
В статье рассматриваются основные формы обеспечения образовательного процесса, более разнообразные и приближенные к потребностям современных обучающихся, которые активно используются в пространстве университета(открытые образовательные ресурсы и сервисы, позволяющие быстро и эффективно организовать контроль и усвоение дидактического материала). Безусловно заменить традиционные формы обучения нельзя, но использование мобильных технологий на учебных занятиях и во время подготовки дома служит дополнительной мотивацией к познанию у обучающихся.
Практика внедрения открытого, дистанционного и мобильного образования позволяет людям с ограниченными возможностями или людям, находящимся в удаленном доступе, успешно проходить обучение и формировать у себя новые компетенции. И, конечно же, необходимо использовать быструю интеграцию обучающихся в Internet среду, для усиления у них мотивации к образованию. Это открывает обучающемуся перспективы саморазвития на каждом этапе его жизни.
Мобильное обучение инвалидов может включать в себя и прослушивание курсов и посещение занятий не только в своем «родном» ВУЗе, но и в рамках проводимых стажировок, программах обмена студентами между учебными заведениями, согласно построению его индивидуального графика обучения.

Ключевые слова: мобильное образование, мобильные технологии, университет


MOBILE EDUCATION AS A MAIN FORM OF BUILDING INCLUSIVE EDUCATION SPACE UNIVERSITY

Fayn Marina Borisovna
Southern Federal University
Department of Physics

Abstract
In recent time in the education system of the Russian Federation is working on the implementation of information and communication technologies, scientific and methodological support of educational process and scientific research in the educational process. And this trend is observed at all stages of education. Implementing a number of federal programs, which aim to create open educational space, accessible to all segments of the population and of all ages.
This article discusses the basic forms of the educational process, more diverse and close to the needs of today's students, who are actively used in the space of the university (open educational resources and services to quickly and effectively organize and control the assimilation of didactic material). Certainly replace traditional forms of learning is impossible, but the use of mobile technology in the classroom and during the preparation of the house serves as extra motivation for knowledge in students.
  The practice of introducing an open, remote and mobile education allows people with disabilities or people who are in remote locations, well trained, and a host to new competence. And, of course, necessary to use the rapid integration of students in the Internet environment, to enhance their motivation to education. This opens up prospects for self-learner at each stage of his life.
Mobile learning disabilities may include listening and courses and attending classes, not only in its "native" university, but also in the ongoing training, student exchange programs between educational institutions, according to the construction of his individual training schedule.

Keywords: m-learning, mobile education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Файн М.Б. Мобильное образование как основная форма построения инклюзивного образовательного пространства в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38408 (дата обращения: 30.09.2017).

В последние время в системе образования Российской Федерации проводятся работы по внедрению средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в образовательный процесс. И эта тенденция прослеживается на всех этапах получения образования. Реализуется ряд федеральных программ, целью которых является создание открытого образовательного пространства, доступного для всех слоев населения и всех возрастов.

Многие отечественные преподаватели считают не допустимым использование мобильного телефона на занятиях. Однако, отметим, что в американских образовательных учреждениях, где «мобилизация» идет уже давно и активно, стараются направить интерес учеников к «умным» гаджетам в нужное русло. На сегодняшний день каждый пятый ребёнок в возрасте до 8 лет ежедневно использует мобильные устройства, треть из них читает электронные книги. Что бы сделать процесс обучение более разнообразным и приблизить его к потребностям современных обучающихся следует активно использовать в пространстве университета открытые образовательные ресурсы и сервисы, что позволит быстро и эффективно организовать контроль и усвоение дидактического материала. Безусловно заменить традиционные формы обучения нельзя, но активно использовать мобильные технологии в процессе обучения возможно и как доказали американские исследователи, это будет способствовать повышению успеваемости обучающихся. Использование мобильных технологий  на учебных занятиях и во время подготовки дома служит дополнительной мотивацией к познанию у обучающихся.

Мобильное обучение (англ. m-learning) позволяет снять ограничения в получении образования и прежде всего ограничения  связанные с местонахождением. Мобильное обучение не требует   приобретения огромного количества учебников на бумажных носителях, с помощью беспроводных технологий WAP, GPRS, Bluetooth, Wi-Fi облегчает распространение дидактических материалов для занятий. При мобильном обучении идет активное использование мультимедийного контента (тексты, изображения, видео и аудио), благодаря чему обучающийся более качественно и эффективно усваивает содержание  учебного предмета.

Сейчас существует огромное количество полезных приложений под разные ОС, способных помочь в образовательном процессе. Самый популярный тип приложений – справочники, содержащие сведения по тому или иному предмету. Их удобно использовать при подготовке к экзамену или контрольной, чтобы быстро освежить в памяти пройденный материал.

В Федеральном законе «Об образовании», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, отдельное внимание уделено инклюзивному образованию. Практика внедрения открытого, дистанционного и мобильного образования позволяет людям с ограниченными возможностями или людям, находящимся в удаленном доступе, успешно проходить обучение и формировать у себя новые компетенции. И, конечно же, необходимо использовать быструю интеграцию обучающихся в Internet среду,  для усиления у них мотивации к образованию. Это открывает обучающемуся перспективы  саморазвития на каждом этапе его жизни.

Мобильное обучение инвалидов может включать в себя и прослушивание курсов и посещение занятий не только в своем «родном» ВУЗе, но и в рамках проводимых стажировок, программах обмена студентами между учебными заведениями, согласно построению его индивидуального графика обучения.

Одной из важнейших задач, для обеспечения условий мобильного обучения, является подготовка обновленных учебных, учебно-методических материалов и, конечно, профессорско-преподавательского состава. Преподаватели должны обладать навыками внедрения в учебный процесс современных компьютерных и мультимедийных технологий, при этом уметь не только использовать программное обеспечение для реализации переработки читаемых курсов, но учитывать и знать психолого-педагогические особенности аудитории. Преподавателю необходимо четко структурировать преподаваемый курс, методически грамотно его проработать, сделать доступным, наглядным и максимально информативным. Нельзя не отметить, что индивидуальная траектория обучения при мобильном образовании, требует от преподавателя и составление индивидуальных заданий для текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Модель мобильного обучения эффективно функционирует в Технологическом университете Монтеррея (Мексика), который насчитывает 31 кампус в 15 странах мира. Организацию образовательного процесса мы наблюдали, находясь на стажировке в данном университете, в 3 кампусах. Студент при поступлении получает индивидуальный код-номер телефона, на который приходит индивидуальная информация о полученных заданиях, сроках выполнения, времени консультаций с тьюторами и преподавателями, времени подключения к сети для прослушивания видео-интернет лекций. В режиме реального времени проходят интернет-конференции, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. Все это способствует реализации мобильность студентов на достаточно высоком уровне. Студенты имеют право, в рамках своего учебного плана, прослушивать лекции и посещать практические занятия у любого преподавателя, читающего данный курс, даже если это происходит в другом кампусе университета.

Итак, развитие современного профессионального образования на основе мобильных средств коммуникации должно развиваться в университете. Технологии планшетных ПК, приложения, способствуют переходу к мобильному обучению. Однако полное погружение в среду мобильного обучения выходит в пространства общения в интернет-группах. Только в рамках работы в этих группах можно понять среду общения обучающихся и использовать ее для решения не только задач обучения, но и социализации. Подобные сообщества могут быть физическими или цифровыми, именно в них начинает рождаться потребность познания, идет постепенное накопление знаний. Существуют признанные всеми (http://www.teachthought.com/technology/12-principles-of-mobile-learning) принципы мобильного образования:

- мобильная среда обучения должна обеспечивать свободный доступ к образовательному контенту, пакетным документам  участникам групп, экспертов;

- должны быть доступны разнообразные показатели (metrics)понимания и качества знаний, поскольку мобильное обучение сосчитает в себе цифровой и физический подходы;

- облачный подход: «облако» как инструмент «умной мобильности» (smart” mobility) позволяет постоянно использовать источники данных, обращаться к ранее недоступным уровням, реализовать повторение и совместную работу;

- прозрачность (transparency) является побочным продуктом сотрудничества и взаимосвязи, поскольку существует открытая доступность немедленно установить контакт с локальным или глобальным сообществом через социальные платформы;

- игровые технологии по прежнему являются самыми прогрессивными и эффективными в обучении. Велика их роль и в мобильном обучении, поскольку они позволяют изменять тон обучения с академического на игровой и личный;

- асинхронный (asynchronous) доступ, позволяет извлечь образовательную среду из рамок конкретного образовательного учреждения и обеспечивает ее движение в любое место, в любое время подходящее для обучающегося;

- асинхронность мобильного обучение детерминирует процесс самовключения обучающегося в процесс обучения, что влечет за собой актуализацию процесса самоконтроля;

- мобильное обучение характеризуется разнообразием, за счет постоянного изменения среды обучения, что обеспечивает поток новых знаний, идей;

-мобильное обучение может выступать и в роли куратора, поскольку технологии адаптируются к обучающимся, хранят файлы, подключают учащихся превращая сопровождение в процесс;

- мобильная среда всегда смешанная среда обучения, включающая в себя физическое движение, личное общение и цифровое взаимодействие;

- мобильное обучение характеризуется постоянством, непрекращающимся обучение, поскольку у обучающегося существует постоянная необходимость доступа к информации, познавательной рефлексии;

- все вышеперечисленные принципы придают мобильному обучению аутентичность, которую не возможно добиться в аудитории.

Идея мобильного обучения легла в основу разрабатываемой модели обучения студентов на физическом факультете Южного федерального университета с использованием технологий дистанционного обучения. Именно эта модель может стать фундаментом становления на факультете системы мобильного образования с элементами мобильного обучения для студентов инвалидов. Развитие данной системы идет не такими быстрыми темпами, как бы этого хотелось. Это связано с рядом причин технического и экономического характера: отсутствием бесплатного интернета для студентов, ограниченными техническими ресурсами.

С целью поддержки такого преоритетного направления развития Южного федерального университета как инклюзивное образование, на наш взгляд, следует начать проект «Мобильное образование в инклюзивном пространстве ЮФУ». Этот проект позволит  повысить мотивацию к профессиональной подготовки не только у студентов-инвалидов, но и здоровых студентов. В рамках выполнения проекта будут подготовлены доступные круглосуточно учебные материалы в один клик из любой точки.

Повышение качества профессионального образования и соответствие ЮФУ современным стандартам инклюзивного образования есть одна из ключевых целей проекта. Это еще один эффективный путь  информатизации учебных заведений реализующих инклюзивную практику, позволяющий совершить переход в образовании на высокотехнологичные способы подачи дидактического материала, что детерминирует развитие системы интерактивного обучения. Современные мобильные устройства смогут заменить студентам инклюзивного образования лекции, конспекты, посещение зданий библиотеки, и различные виды дидактического тестирования. В рамках реализации проекта будет идти обучение построенное на интеграции теории и видеокурсов, видиолекций. Студенты инклюзивного образования смогут прослушать часть лекций и затем ответить на контрольные вопросы. При условии правильного ответа, программа должна отправить обучающегося на следующую часть лекции, если же ответы не верны, программа позволит повторить обучающемуся материал еще раз, предложит материал для повторного усвоения. В идеале мобильные устройства студентов инклюзивного образования должны быть интегрированы в образовательный процесс университета и включать лекции, дополнительный дидактический материал, видеоматериалы, онлайн-тестирование, что позволит использовать устройства на всех этапах процесса профессиональной подготовки.

Уже сейчас существует огромное количество полезных приложений под разные ОС, способных помочь в образовательном процессе. Самый популярный тип приложений – справочники, содержащие сведения по тому или иному предмету. Их удобно использовать при подготовке к экзамену или контрольной, чтобы быстро освежить в памяти пройденный материал.



Все статьи автора «Файн Марина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: