УДК 070

ОСВЕЩЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «НОВЫЙ САТИРИКОН» В 1914 И 1916 ГГ.

Фролов Василий Владимирович
Псковский государственный университет
ассистент кафедры связей с общественностью и журналистики

Аннотация
В данной статье автор рассматривает, как освещались события Первой мировой войны на страницах российского журнала «Новый сатирикон» в 1914 и 1916 гг. Представленная работа может быть полезна и интересна всем тем, кто интересуется, как историей Первой мировой войны, так и историей отечественной журналистики дореволюционного периода.

Ключевые слова: дореволюционный период, журнал «Новый сатирикон», Первая мировая война, российская журналистика


COVERAGE OF THE FIRST WORLD WAR IN THE PAGES OF «NEW SATYRICON» IN 1914 AND 1916 YEARS

Frolov Vasiliy Vladimirovich
Pskov State University
lecturer, Department of public relations and journalism

Abstract
In this article, the author examines how to cover events of World War I in the pages of the Russian magazine «New Satyricon» in 1914 and 1916 years. This work can be useful and interesting for all those who are interested, as the history of the First World War, and the history of the national journalism pre-revolutionary period.

Keywords: magazine «New Satyricon», pre-revolutionary period, Russian journalism, The First World War


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В. Освещение Первой мировой войны на страницах журнала «Новый сатирикон» в 1914 и 1916 гг. // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38269 (дата обращения: 30.09.2017).

В 2014 г. Россия, как и всё мировое сообщество, самым активным образом отмечает 100-летие начала одного из самых масштабных вооруженных конфликтов в мировой истории – Первой мировой войны. В нашей стране появляются новые памятники, проводятся научные конференции, издаются монографии, посвященные событиям и конкретным историческим личностям «Великой войны».

В представленной публикации мы рассмотрим, как освещалась Первая мировая война на страницах российского дореволюционного журнала «Новый сатирикон» в 1914 (на начальном этапе столкновения) и 1916 (в разгар боевых действий) гг.

«Новый сатирикон» – еженедельный сатирический журнал, который издавался в Российской империи с июня 1913 г. по август 1918 г. Данное издание сочетало как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время «Великой войны»), так и безобидную юмористику. Этот журнал был своего рода аномалией и позволял себе довольно смелые выходки. В обращении к своим читателям (уже в первом номере) редакция «Нового сатирикона» заявила: «Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием».

В июльском номере «Нового сатирикона» (№ 31, 1914 г.), вышедшем в свет через три дня после начала Первой мировой войны, на второй странице содержится обращение к подданным Российской империи забыть внутренние распри и дать достойный отпор врагу. «Пусть каждый в этот грозный для родины час, принесет пользу своему Отечеству, как он умеет и как он может» [1, с. 2]. На следующей странице журнала представлен ряд карикатур на германского императора Вильгельм II, мечтавшего о создании Соединенных штатов Европы под гегемонией Германии. Эти карикатуры подчеркивают двуличность Вильгельм II: с одной стороны заявлявшего о необходимости мира в Европе, с другой – делавшего всё, чтобы на континенте разгорелась новая масштабная война [1, с. 3]. На четвёртой странице содержится яркая карикатура «Приятная война», на которой изображен австрийский офицер, спокойно прогуливающийся по разрушенному Белграду. По заявлению этого офицера: «Право, война совсем уж не такая страшная вещь; я даже думаю, что я, пожалуй, и совсем бы не боялся, если бы знал, что эти проклятые сербы ушли совсем…» [1, с. 4]. Нельзя не обратить внимания и на карикатуру «Германия готова». На ней изображен германский император, заявляющий, что для Россия, Англия и Франция он построил клетки из лучшей крупповской стали, и что теперь настало время страны Антанты туда посадить. Попытка осуществить данный план проваливается: русский медведь, английский лев и французский петух заклёвывают немецкого солдата [1, с. 8]. На последней странице номера журнала содержится карикатура «Немецкая птичка». На ней изображен немецкий орёл, который пока ещё не понимает, какие последствия его ждут [1, с. 12].

В сентябрьском номере журнала (№ 39, 1914 г.), уже на титульной странице издания представлена карикатура, на которой германский император Вильгельм IIотбивается от стран Антанты турецким солдатом со следующей репликой: «Не бойся, Махмудка, ни один волос не спадет с твоей головы» [2, с. 1]. На второй странице этого номера «Нового сатирикона» опубликована сценка «На большой дороге». В ней на одной из европейских дорог встречаются императоры Германии и Австро-Венгрии, бегущие из своих столиц. При этом австрийский император Франц-Иосиф изображен обычным вором, ограбившим народы своей огромной империи. В его наскоро собранном узелке лежат «Кольца сербского золота, медальоны, портсигары разные… Бутафорские мелкие вещи есть, ордена…» [2, с. 2]. Оба императора в панике, они не знают, что им делать. Это подтверждают следующие слова Вильгельма: «Немецкие императоры (с горькой усмешкой) уж и не имеют права жительства в Берлине! Дожили…» [2, с. 2]. На третьей странице особое внимание стоит уделить стихотворению «Бельгийская колыбельная», посвященному захвату нейтрального европейского государства – Бельгии «германским монстром». На шестой странице издания представлен любопытный комикс «Битва Воронёнка и кота Васьки». В данном комиксе кот Васька (Германия) «затеял смуту и раздор» и напал на своего соседа шпица (Франция). Своего друга шпица не бросил в беде Воронёнок (Россия): «клюёт и щиплет он жестоко кота-разбойника с Востока» [2, с. 6]. Не может не вызвать у нас иронической улыбки стихотворение «Воин», в котором немецкий солдат рассказывает своей матери о том, как он воюет на Западном фронте. «Ем печенья ваши и в пудре смородину. И в перчатках белых сражаюсь за родину!» [2, с. 8].

В целом содержание номеров «Нового сатирикона» за 1914 г. относительно событий Первой мировой войны пронизано достаточно большим оптимизмом.

В сентябрьском номере (№ 41) интересующего нас издания за 1916 г., на второй странице представлена карикатура «Единственный выход». На ней изображен немецкий солдат пишущий следующее послание вражеской стороне: «Многоуважаемые враги! В случае если прилагаемый снаряд не разорвется – благоволите вернуть его обратно…» [3, с. 2]. Тем самым авторы журнала акцентировали своё внимание на том факте, что германская артиллерия испытывает большой недостаток в снарядах. На четвертой странице издания содержится карикатура «Контрасты». Её цель состоит в том, чтобы заставить читателей обратить внимание на тот факт, что «одни [граждане Российской империи] сжигают себя на алтаре Отечества, а другие, подобрав с алтаря уголья, выгодно продают их» [3, с. 4]. Данная карикатура указывает на то, что в стране сложилась тяжёлая ситуация, в обществе нет сплочённости и единства, как это было в самом начале войны. Нельзя не обратить внимания и на статью известного русского публициста начала XX века М.О. Меньшикова «Перья из хвоста». В ней автор призывает германского императора Вильгельма Гогенцоллерна покончить жизнь самоубийством. «Вообще я против самоубийства, но бывают исключительные, безвыходные положения, при которых единственное средство избавиться от них – это пожертвовать неопределенным и, может быть, ничтожным остатком жизни…» [3, с. 5]. Еще в данном номере журнала есть заметка «Как кто летает», в которой её автор рассказывает, как об английском лётчике, захваченном немцами и вернувшемся благодаря своей смекалке на вражеской машине обратно в Великобританию [3, с. 8].

В ноябрьском номере (№ 45, 1916 г.) «Нового сатирикона» на второй странице содержится рисунок «Штатская кровь», на котором немецкий офицер приветствует прусских ландштурмистов (ландштурм – категория военнообязанных запаса 3-й очереди и формировавшиеся из них в военное время вспомогательной части в Германии – В.Ф.). Он хочет, чтобы эти люди пополнили ряды германской армии. Ландштурмисты же пока ещё не понимает, что в скором времени они станут «пушечным мясом» [4, с. 2]. Больше каких-то карикатур, рисунков или статей посвященных событиям «Великой войны» в данном номере журнала нет. Основная информационная часть этого издания посвящена событиям внутренней жизни России: тяжелой экономической ситуации, борьбе за власть. Кроме того, редакции журнала было просто не уместно акцентировать внимание на неудачах русской армии на данном этапе боевых действий.

Как мы видим, содержание номеров «Нового сатирикона» за 1916 г. по-прежнему пронизано патриотизмом, однако того необоснованного оптимизма и веры в скорую победу в войне уже не содержит.

В заключение вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по прошествии двух лет происходит изменение восприятия  Первой мировой войны и её возможных последствий российской общественностью. Начинает прослеживаться мысль, что данная война несёт только горе и разруху простому населению всех держав, участвующих в этом глобальном военном столкновении.


Библиографический список
  1. Новый сатирикон. 1914. № 31.
  2. Новый сатирикон. 1914. № 39.
  3. Новый сатирикон. 1916. № 41.
  4. Новый сатирикон. 1916. № 45.


Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: