ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1960-Е-НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ВУЗОВ ВОЛГОГРАДА)

Николаенко Алла Николаевна
Волгоградский социально-экономический колледж
канд. ист. наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается деятельность органов студенческого самоуправления в 1960-е-1980-е гг. Обращение к данной теме обусловлено необходимостью расширения форм общественной активности студентов в современный период с целью развития у них организаторских способностей, творческого потенциала и т.д.

Ключевые слова: комсомольские комиссии, комсомольский комитет, органы народного контроля, профсоюзнй комитет, студенческий актив., студенческий совет, студенческое самоуправление


ACTIVITIES OF THE STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE 1960S AND EARLY 1980S. (BASED ON ​​MATERIALS OF HIGH SCHOOLS IN VOLGOGRAD)

Nikolaenko Alla Nikolaevna
Volgograd socio-economic College
Candidate (PhD) of historical sciences, lecturer, Humanities Department

Abstract
In article the activity of student's self-government in 1960-e-1980-e is considered. The appeal to this subject is caused by need of expansion of forms of public activity of students during the modern period for the purpose of development in them organizing abilities, creative potential, etc.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николаенко А.Н. Деятельность органов студенческого самоуправления в 1960-е-начале 1980-х гг. (на материалах вузов Волгограда) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/37826 (дата обращения: 29.03.2024).

Официально понятие «студенческое самоуправление» возникло после принятия в 1987 г. совместного постановления Минвузов СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями». Оно закрепило права студентов на участие в организации учебного процесса, культурно-массовой работы т.д. Однако, в 1960-е гг. инициатива студентов в регулировании общественной и учебной жизни вузов всячески поощрялась комсомольскими, профсоюзными организациями и дирекцией вузов. Под студенческим самоуправлением указанного периода следует понимать объединение студенческой молодежи на основе принципа инициативности, деятельность которой была направлена на организацию обучения, быта, досуга студентов и осуществлялась в соответствии  с планами общественных организаций вузов.

Центральной задачей комитета ВЛКСМ являлось идеологическое воспитание молодежи, формирование трудовой и общественной активности студентов, а также повышение их образовательного уровня. Комитеты ВЛКСМ вузов сотрудничали с иными комсомольскими организациями школ, заводов, учреждений культуры и пр. Его представители входили в правления и советы домов и дворцов культуры, клубов, библиотек, школ, заводов и иных организаций города, при которых были образованы комсомольские комиссии, штабы и советы.

Деятельность студенческого самоуправления осуществлялась в следующих формах: коллективные обсуждения и выработка решений (студенческие активы, собрания старост и пр.), осуществление общественного и государственного контроля (участие в работе органов народного контроля), участие студенческой молодежи в органах общественного самоуправления (участие в совете факультета, студсовете общежития и т.д.).

Выборы в студенческие органы самоуправления проходили только среди членов комсомола. Так, в ВПИ в 1965 г. в комитете ВЛКСМ вуза состояло 1515 членов, из них 1429 [13,Л.1]

студентов, а к 1970 г. – 4718 студентов [19, с.2]; в ВГПИ в 1970 г. из 3071 членов – 2990 студентов [16, Л. 2об.], а в 1976 г. из 2889 членов – 2800 человек – студенческая молодежь [14, Л. 5об]. В 1977 г. в Высшей школе МВД СССР в составе комсомольской организации вуза числилось 1347 студентов [12, Л.1]. Ежемесячно члены комитета ВЛКСМ принимали участие в комсомольских собраниях, на которых обсуждались производственные  вопросы, а также проводились семинары по темам «Устав ВЛКСМ – закон наш жизнь», «Говоря о коммунизме людям – оглянись, товарищ, на себя», «День рождения комсомола» и т.д. [16, Л.10].

На факультетах и в общежитиях вузов были созданы студенческие советы. Его членами были старосты всех курсов факультета, представители партийного бюро вузов, члены комитета ВЛКСМ, профкома и администрации вуза. Руководство студенческим клубом осуществляли партбюро и ректорат. Представители студенческих клубов в соответствии с планом воспитательной работы комсомольской организации вуза составляли свой план работы, просматривали и утверждали репертуар коллективов художественной самодеятельности и т.д. План работы студсовета согласовывался с профкомом и комитетом комсомола вуза, а утверждался ректором института [2, с. 285]. Работу клуба финансировали дирекция института, Обком союза работников просвещения, местком и студенческий профком.

В 1970-е гг. оформилась структура студсоветов, которая включала в себя ряд секторов: идеологический, культурно-массовый, бытовой, спортивный, сектор печать, интернациональный сектор. Члены студсовета института осуществляли контроль над уровнем академической успеваемости студентов, порядке назначения и выплаты стипендий, проведении культурно-массовых мероприятий и пр. Под руководством комитета ВЛКСМ вуза работали учебно-воспитательные комиссии, в состав которых наряду с преподавателями вуза, входили и старосты академических групп. За месяц до сессии штабы проводили производственные собрания, рейды по проверке посещаемости учебных занятий, индивидуальные беседы и т.д., а также аттестационные недели [15, Л.7].

В рамках академической группы важную роль играла работа старост, функции которых заключались в информировании представителей группы о проведении культурно-массовых мероприятий, осуществление контроля над дисциплиной студентов, посещаемостью и успеваемостью, а также вопросы, связанные с выплатой стипендий и пр. По воспоминаниям студента историко-филологического факультета ВГПИ 1958-1964 гг. В.И. Мамонтова, который был старостой группы известно, что распределение стипендий в 1960-е гг. осуществлялось старостами академических групп, членами профкомов и комсомолов вузов исходя из успеваемости студентов и их вклада в общественную жизнь вуза. Студентам, не занимающие активной гражданской позиции и не особо отличающиеся в учебе, стипендия выплачивалась по остаточному принципу [1].

В общежитиях члены студсовета совместно с комендантом общежития  разрабатывали перспективный план работы по отдельным секторам, выполнение которого находилось под контролем комитета комсомола вуза [6, с.2]. Одним из направлений работы студсовета общежития был контроль за соблюдением правил общежития: студенты, проживающие в общежитиях, обязаны были «поддерживать порядок и  чистоту в своих комнатах, красных уголках, бытовых помещениях, производить уборку коридоров, вестибюлей и прилегающих территорий» [6, с.2]. Старостам секций поручалось составить отдельные графики дежурства по секциям и этажам. Дежурный должен был помогать вахтеру при проверке пропусков, следить за порядком на этажах и т.д.[4, с.2]. Дважды в неделю совет старост секций общежитий проверял санитарное состояние комнат, мест общественного пользования и пр.

Формой студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов.  Это единственная студенческая организация, которая действовала в СССР в рамках единой общегосударственной структуры. Их деятельность регламентировалась отдельным законом, контролирующим работу всех профсоюзных организаций страны. Руководство профсоюзной студенческой организацией осуществлял выборный профсоюзный комитет, в который студенты, являющиеся членами профкома, ежемесячно выплачивали членские взносы в размере 1% от стипендии. Студенческий профком, избиравшийся на основании Устава профессиональных союзов, представлял интересы студентов и слушателей ПО в области обучения, труда, быта, отдыха, а также в проведении мероприятий, направленных на улучшение медицинского обслуживания студенческой молодежи. Взаимодействие профсоюзного комитета со студентами на факультетах осуществляли представители профсоюзных бюро, членами которых были сами студенты. Профсоюзные бюро создавались на факультетах и подготовительных отделений вузов. Непосредственное взаимодействие с каждым членом профсоюзной организации осуществляли выборные профсоюзные бюро на факультетах, которые, сотрудничали с деканатами и решали проблемы, как на факультетах, так и в учебных группах. В функции профбюро входило проведение бесед в группах, информирование студентов о возможностях поправить свое здоровье в профилакториях-санаториях, съездить в летний период на море и пр. Совместно с ректоратом и комитетом комсомола профком организовывал проведение смотров и конкурсов на лучшую учебную группу, лучшее общежитие и другие формы социалистических соревнований. Он участвовал в разработке планов воспитательной работы со студентами, содействовал творческому сотрудничеству студенческого коллектива вуза с коллективами предприятий, школ, других вузов города и страны. В обязанности профкома входило также вовлечение членов профсоюза в активную общественную работу. Опорой профкомов вузов являлся студенческий актив, который возглавлял конкретные направления его деятельности: учебную, воспитательную, культурно-массовую, жилищно-бытовую, оздоровительную, спортивную, а также осуществлял контроль над работой предприятий торговли и общественного питания. Ежемесячно члены студенческого актива отчитывались перед профсоюзным комитетом вуза о проделанной работе.

Одной из форм участия студентов в жизни высших учебных заведений являлись производственные совещания студентов, которые, как правило, созывались по инициативе самих студентов, комсомольского и профсоюзного активов вуза. На совещаниях наряду с обсуждением вопросов, связанных с учебным процессом, уровнем академической успеваемости студентов,  решались и проблемы связанные с организацией жилищно-бытовых условий в общежитиях и пр. К работе совещаний привлекались не только преподаватели и студенты вузов, но и руководители тех предприятий, где студенты проходили производственную практику и куда направляли на работу штабы по трудоустройству абитуриентов, не прошедших по конкурсу в институт.

Студенческий актив осуществлял регулярный контроль над работой столовых и буфетов в вузах и общежитиях в рамках работы  «общественных контролеров» [5, с.2]. От профсоюзного комитета вуза студентам выдавались удостоверения на право проверки мест общественного питания, однако, их работа носила формальный характер. Кроме того, студенты принимали участие в работе органов народного контроля, которые осуществляли контроль над качеством продуктов в столовых и буфетах вузов, санитарным состоянием учебных аудиторий, библиотек, профилакториев, здравпунктов и пр. совместно с представителями санитарно-эпидемиологической станций, проректора вуза по административно-хозяйственной части.

Таким образом, к началу 1960-х гг. в вузах начала оформляться структура органов студенческого самоуправления, деятельность которых находилась под контролем комсомольских и профсоюзных организаций вузов. Работа студсовета вузов и общежитий, участие студентов в органах народного контроля, производственных совещаниях факультетов и пр. является показателем начала демократизации студенческой жизни. Единственным органом, работа которого регламентировалась законом, является деятельность студенческих профкомов вузов.


Библиографический список
  1. Воспоминания  студента историко-филологического факультета ВГПИ 1958-1964  гг. В. И. Мамонтова (интервью от 10 декабря 2012 г.).
  2. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. – М., 1978. – Т.2.
  3. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6056. Оп. 6. Д. 6.
  4. О делах общежития // Градостроитель. Изд-во СГИИГХ. 3 марта. 1960.
  5. Студент пришел в столовую // Молодой Ленинец. 5 февраля 1960.
  6. У нас в общежитии // Политехник. 25 октября 1972.
  7. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 95. Д. 3.
  8. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 95. Д. 40.
  9. ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 28. Д.99.
  10. ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 29. Д. 101.
  11. ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 32. Д. 113.
  12. ЦДНИВО. Ф. 13097. Оп. 1. Д. 36.
  13. ЦДНИВО. Ф. 13097. Оп. 1. Д. 44.
  14.  ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 140.
  15. ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 264.
  16. ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 74.
  17. ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 93.
  18. ЦДНИВО. Ф. 6848. Оп. 1. Д. 44.
  19. ЦДНИВО. Ф. 6848. Оп. 1. Д. 90.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация