УДК 351.82

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ШАГ В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Жебрик Эльза Леонидовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация
Данная статья освещает суть понятия и экономико-правовые основы таможенного администрирования, обосновывая значимость мероприятий, принимаемых с целью его совершенствования, а также ключевые направления современного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в данной сфере.

Ключевые слова: «дорожная карта», Евразийский экономический союз, интеграция, модернизация, таможенное администрирование, Таможенный кодекс, участник внешнеэкономической деятельности


IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION AS A CRUCIAL STEP IN DEVELOPMENT OF CUSTOMS

Zhebrik El’za Leonidovna
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract
The article highlights the essence of the concept and the economic and legal aspects of customs administration, arguing the importance of measures taken to improve it, as well as guidelines for modern legislation of the Russian Federation and the Customs Union in this scope.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жебрик Э.Л. Совершенствование таможенного администрирования как определяющий шаг в развитии таможенного дела // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37754 (дата обращения: 28.09.2017).

Реалии сегодняшнего дня ставят даже передовые государства перед фактом необходимости совершенствования таможенного администрирования, и Российская Федерация – не исключение. Интеграция в систему мировых хозяйственных связей, вхождение во Всемирную торговую организацию, углубление межгосударственного взаимодействия в рамках формируемого Евразийского экономического союза – все эти явления неизбежно выдвигают на передний план необходимость развития таможенного администрирования и, соответственно, повышение качества таможенных услуг.

До сих пор весьма спорным является вопрос о том, как наиболее корректно интерпретировать понятие «таможенное администрирование». Прямой дефиниции в законодательстве Российской Федерации (в том числе с учётом ратифицированных международных договоров) нет, что весьма затрудняет формирование «легального» понятийного аппарата. Однако на основе тех признаков, что на нормативно-правовом уровне описывают данное явление, обоснованной является следующая формулировка. Таможенное администрирование – это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля. [1, с. 70] И принципиальным здесь является разумное соотношение должного уровня контроля безопасности общества, с одной стороны, и облегчения функционирования торговой среды – с другой.

Таможенные службы наработали колоссальный опыт по развитию и совершенствованию таможенного администрирования, который теперь последовательно воплощается в новую реальность – активно идёт реформа в сфере администрирования операций и процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Причём реализуется она сразу по двум направлениям: в рамках основных подходов к совершенствованию таможенного администрирования в Таможенном союзе (Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах», частично воплощённый в Таможенном кодексе Таможенного союза) и непосредственно внедрения новых принципов таможенного администрирования в Российской Федерации (План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования»). В качестве основных направлений работы по данным мероприятиям можно выделить:

– сокращение сроков и количества документов, необходимых таможенному органу для осуществления таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров;

– совершенствование и развитие существующих форм таможенного контроля;

– снижение стоимостных затрат на прохождение комплекса таможенных процедур, требуемых при осуществлении перемещения товара через таможенную границу;

– сокращение объёма теневого оборота товаров на рынке (так называемые «серая» и «чёрная» контрабанда).

На данный момент, принимая во внимание статистические данные и отчёты федеральных органов исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу, о проделанной работе, к числу реализованных мероприятий можно отнести:

– полный и окончательный переход на электронное декларирование, в том числе с использованием права удалённого выпуска товаров;

– сокращения временных затрат таможенных органов на осуществление таможенных операций за счёт введения системы предварительного информирования;

– создание правовых основ для реализации автоматической процедуры регистрации таможенной декларации;

– отказ от требования предоставлять отдельные категории документов, необходимых для таможенного оформления;

– продолжение совершенствования системы управления рисками – ввод отраслевого и автоматического категорирования с созданием профилей рисков, внедрение субъектно-ориентированного подхода;

– совершенствование процедуры взимания таможенных платежей за счёт сокращения сроков доведения сведений о зачислении денежных средств на счёт Федерального казначейства;

– развитие системы межведомственного электронного взаимодействия с около сорока заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой РФ. [2]

Анализ недочётов, выявленных в ходе реализации вышеупомянутых мероприятий, корректировка поставленного в документах курса позволят создать сбалансированную законодательную основу в рамках проекта нового Таможенного кодекса для дальнейшей модернизации таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий. [3, с. 12] Такая модель, при разумном приведении в жизнь, может позволить не просто добиться ожидаемых от реформ результатов, но и сделать то с минимальными издержками и неудобствами для участников ВЭД.

В случае если задача, заключающаяся во внедрении норм, связанных с таможенным администрированием, в новый Таможенный кодекс, будет успешно решена, это станет исключительно положительным фактором для государств-членов Евразийского экономического союза, которые получат новое, модернизированное и соответствующее международным стандартам таможенное законодательство. [4]

Сопоставляя базовые положения вышеупомянутых программ, можно сделать вывод, что миссией на сегодняшний день является повышение эффективности таможенного контроля и реализации таможенных операций за счёт внедрения предусмотренных в указанных документах принципов. Упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу, создание простых и необременительных для бизнеса механизмов администрирования «таможенного процесса» с поощрением добросовестных юридических лиц – все эти положения воплощаются именно с ориентацией на участника ВЭД и его обоснованные интересы. [2, 6]

Несомненным является тот факт, что за счёт уже реализованных мероприятий в рамках «дорожной карты» Российской Федерации и комплекса обязательных для государств-участников мер, предусмотренных законодательством Таможенного союза и Решениями Евразийской экономической комиссии, появился механизм устойчивого диалога между таможенными органами и бизнес-сообществом. И данное высказывание не является голословным, а подтверждается фактическими данными: одной из важнейших «инстанций» оценки эффективности проводимых в сфере таможенного администрирования реформ является изучение объективного и независимого мнения участников ВЭД, которое проводится на основании анкетирования в соответствии методологией, применяемой Всемирным банком.

Обобщая сведения результатов опроса, приведённые в открытых источниках Федеральной таможенной службы, можно сделать вывод, что существенные положительные тенденции в области таможенного администрирования становятся очевидными для бизнес-сообщества даже по прошествии нескольких месяцев. Так, если в октябре 2013 года результаты опроса показали, что полностью удовлетворены качеством таможенного администрирования 54% принявших участие в анкетировании участников ВЭД, то в апреле 2014 года это значение уже превысило 60%. За три месяца 2013 года процент респондентов, признавших снижение количества фактов таможенного досмотра партий товаров выросло с 60% до 95%. Число опрошенных, отметивших снижение в результате реформ таможенного администрирования времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, за аналогичный период возросло, соответственно с 75% до 100%. Кроме того, результаты опроса показали, что заметным оказалось и снижение числа документов в перечне необходимых для совершения таможенных операций – 60% против 88%.

Однако положительно внушительные данные статистики опросов не значат, что все поставленные цели достигнуты. Например, до сих пор достаточно затратной по времени остаётся подготовка документов, связанных с осуществлением импорта и экспорта товаров через таможенную границу – 57,2% и 59,1% от всего времени соответственно. [1, 5] Впереди ещё, как минимум, два года реализации оставшихся мероприятий «дорожной карты» и воплощение требований, формируемых в рамках наднационального таможенного законодательства, так что подводить итоги было бы заблаговременно.

Следует помнить о том, что помимо «мгновенного» эффекта, наблюдаемого в результате приведения в жизнь этапов развития системы таможенного администрирования, реализованные и реализуемые мероприятия представляют собой принципиально важный «задел» для совершенствования в последующем работы таможенной системы не только в Российской Федерации, но и в Таможенном союзе. Кроме того, реформы в данной сфере оказывают, несомненно, положительное влияние на деловой бизнес-климат в России. Сокращение временных и финансовых издержек участников ВЭД, формирование более доступного порядка реализации таможенных формальностей и снижение административного давления со стороны государства в лице таможенных структур – все эти факторы способствуют повышению качества условий ведения бизнеса в стране, её места в международной торговли и привлекательности инвестиционного климата.


Библиографический список
  1. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом: Учебное пособие/Черных В. А., Тимофеев В. Т., Андреев А. Ф., Бойкова М. В., Колобова И. Н., Дианова В. Ю., Барамзин С. В., Волков В. Ф.; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 448 с.: ил.
  2. Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19053&Itemid=2458, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
  3. Грязев, И. О. Новый кодекс обещает всем выгоду // Таможенные новости. – 2014. – № 7-8 (188-189).
  4. Козак С., Чернякова А. «Дорожная карта» для таможни [Электронный ресурс] // Интернет-издание Торгово-промышленной палаты РФ «Торгово-промышленные ведомости». – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4198.html, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
  5. Семинар с участниками внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Информационно-консультационная система «Виртуальная таможня». – Режим доступа: http://www.custom-house.ru/news/10620.html, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.
  6. Проект «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах» [Электронный ресурс] // Архив сайта Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/news/Documents/P-01-10.pdf, свободный. Дата обращения: 10.09.2014.

 



Все статьи автора «Жебрик Эльза»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: