УДК 32.001

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ГЕРМАНИИ: ИСТОРИЯ УСПЕХА

Звягина Дарья Александровна
Дипломатическая академия МИД РФ
специалист культуролог, бакалавр международных отношений, кандидат политических наук

Аннотация
Сегодня Германия имеет самую развитую и многочисленную сеть аналитических центров в Европе. В чем же секрет таких успехов? В поисках ответа на этот вопрос, автор рассматривает опыт немецких think tanks в деле повышение эффективности внешнеполитической деятельности страны, а также методы анализа и научные интересы этих институтов. Приводятся виды мозговых трестов и способы их взаимодействия с целевой аудиторией. Намечаются общие тенденции развития и перспективы.

Ключевые слова: взаимодействие науки и политики, Внешняя политика, консультации


GERMAN THINK TANKS: HISTORY OF SUCCESS

Zvyagina Daria Aleksandrovna
Diplomatic academy of Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
specialist in cultural studies, bachelor of international relations, PhD in political studies

Abstract
Today, Germany has the most developed and a large network of think tanks in Europe. What is the secret of success? To answer this question, the author examines the experience of German think tanks in the efficiency of the country's foreign policy activities, as well as methods of analysis and research interests of these institutions. In the article are given types of think tanks and how they interact with the target audience and outline the overall trends and prospects of think tanks.

Keywords: think tanks


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Звягина Д.А. Аналитические центры Германии: история успеха // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37292 (дата обращения: 29.09.2017).

Идея взаимодействия научных кругов и правительственных структур давно занимала умы исследователей. Как сделать так, чтобы результаты научных изысканий повышали эффективность внешней и внутренней политики, чтобы ученые и политики слышали друг друга и были заинтересованы в диалоге? За всю историю поисков ответа на эти вопросы было предложено множество возможных решений, но одним из самых недавних являются аналитические центры или think tanks.

Think tanks (мыслительные концерны, мозговые тресты, центры) являются интеллектуальными механизмами современной мировой политики. Говоря о возникновении термина, стоит отметить, что принятый в отечественной науке перевод термина «think tank» как «мозговой трест» был калькой со словосочетания «brain trust», которое использовалось преимущественно для обозначения государственных аналитических структур в первой половине ХХ века. В годы Второй мировой войны термин «think tank» «использовался для обозначения американских и британских государственных военно-аналитических организаций. После войны значение термина расширилось – им стали называть любые политико-экспертные структуры» [1].

Сегодня think tanks являются мощным подспорьем политикам и дипломатам в деле повышения эффективности их деятельности. Появившись в США, аналитические центры зарекомендовали себя с лучшей стороны и теперь практически каждая страна, играющая хоть сколько-нибудь важную роль на международной арене, имеет в своем арсенале этот инструмент.

Многообразие политических, экономических и историко-культурных систем стран Европы в полной мере отражается в разнообразии аналитических центров. Мозговые центры в каждой стране имеют как свои особенности и специфические характеристики, так и общие для всех think tanks принципы и логику функционирования. Поэтому мы считаем возможным, рассмотреть мозговые тресты Европы на примере аналитических центров одной европейской страны. Наш выбор пал на Германию, и на то есть несколько причин, о чем далее и пойдет речь.

Немецкие think tanks: общая характеристика.

Аналитические центры Германии по праву можно считать исключением на общеевропейском пространстве think tanks. Система немецких мозговых центров характеризуется большим числом независимых организации, которые находятся вне правительственных структур, но, тем не менее, поддерживаются, финансируемые, а иногда и сотрудничают с ними. Система аналитических институтов Германии выделяется среди think tanks Европы. Виды немецких центров чрезвычайно разнообразны. Во-первых, существует множество, так называемых, «университетов без студентов», основным видом деятельности которых является научные изыскания.

Эта категория включает в себя институты, занимающиеся вопросами внешней политики, мира и безопасности, такие как Институт международных дел и вопросов безопасности (SWP) и Немецкий Совет по международным отношениям (DGAP). Оба аналитических центра в своей деятельности имеют ряд направлений по изучению как международных, так и внутри европейских вопросов. Так, SWP исследует вопросы европейской интеграции, внешних связей ЕС и политики безопасности, а DGAP ведет работу по анализу франко-германских отношений, а также политической ситуации в центральной и восточной Европе. В отличие от SWP, чья главная миссия заключается в выработке рекомендаций для федерального правительства, DGAP является независимой и беспартийной организацией, в чем-то похожей на Совете по международным отношениям в Нью-Йорке или Королевский институт международных отношений в Лондоне.

Также к «университетам без студентов» относятся шесть крупных экономических научно-исследовательских институтов: Немецкий институт экономических исследований в Берлине (DIW), Институт экономических исследований при Университете Мюнхена (IFO), Институт мировой экономики в Киле (IfW), Рейн – Вестфальский Институт экономических исследований (RWI), Институт экономических исследований в Галле (IWH), Немецкий институт бизнеса в Кельне (IW). Их академические исследования фокусируется на экономических аспектах европейской интеграции, за исключением RWI, который не проводит исследований по вопросам ЕС. Также эти институты изучают перспективы развития ЕС с точки зрения немецкой экономики. Финансирование этих экономических аналитических центров исходит как от федеральных земель, так и от правительства ФРГ, что является отражением федеральной структуре страны в целом.

Существует также и другая группа аналитических центров Германии, характеризующая политическую структуру страны: политические фонды или «Stiftungen».

По словам профессора Университета Мюнхена Мартина Тунерта [2] в других странах не найти ничего подобного этим немецким фондам, за исключением, возможно Австрии, Голландии и, в меньшей степени, Франции. Они, по сути, являются «лабораториями идей», что и определяет их основные интересы. На сегодняшний день существует семь таких политических фондов, из которых наиболее значительные – Фонд Фридриха Эберта и Фонд Конрада Аденауэра. Большинство из них было создано в 1960-х годах, за исключением более поздних Фонда Генриха Белля (1996) и Фонда Розы Люксембург.

Эти фонды проявляют большую активность в иностранных делах, так например одним из их главных направлений является содействие демократии в Африке и Латинской Америке. Интересно, что на их исследовательскую работу не приходится более 20% от их общего объема деятельности. Поэтому их можно назвать think tanks лишь отчасти. Они полностью финансируются за счет средств государственного бюджета и крепко связаны с политическими партиями, представленными в Бундестаге. Тем не менее, нельзя утверждать, что «их деятельность полностью продиктована руководством партий» [3].

До 1970-х годов развитие аналитических центров было тесно связано с потребностями государства и корпораций. Например, ряд научно-исследовательских институтов по вопросам мира и безопасности (Институт исследований мира и политики безопасности (ISFH), Гессенский Фонд мира и урегулирования конфликтов (HFSK)). И сегодня, федеральные земли и правительство ФРГ все еще является основным источником финансирования и поддержки большинства аналитических центров.

В Германии крупные компании сами проводят исследования или основывают фонды. Последние, в свою очередь, нанимают другие организации (часто университетские исследовательские центры) для проведения исследований. Самым известным из подобных фондов является Фонд Бертельсманн. В 1990-е годы, Фонд Бертельсманн стал одной из наиболее важных исследовательских организаций, получающих частное финансирование. Он имел в своем распоряжении еще больше ресурсов, чем самый большой бюджетный аналитический институт».

Несмотря на то, что Фонд Бертельсманн является, прежде всего, организацией, которая дает гранты на исследования, в своей деятельности он похож на think tanks. Он сам организует свою работу, определяет приоритеты научных исследований, и активно начинает новые проекты, как на национальном, так и международном уровне.

В силу того, что Германия имеет долгую традицию университетов, здесь работает большое количество аналитических центров при университетах. В 1990-е годы, некоторые институты создали при университетах союзы исследователей, такие как Центр европейских экономических исследований (ZEW) и Центр прикладных политических исследований (CAP), главным спонсором которых является Фонд Бертельсманн. Один из самых последних think tank, созданных на базе университета, является Центр исследований европейской интеграции (ZEI), созданный в 1995 году при Боннском университете.

Хотя немецкие мозговые центры, о которых здесь идет речь, были основаны после Второй мировой войны, истоки некоторых научно-исследовательских институтов восходят к Веймарской республике и даже кайзеровской Германии. Например, четыре из шести основных экономических институтов (IFW (1914), DIW (1925), RWI (1926)) вновь открыли свои двери после войны, но появились значительно раньше. Некоторые фонды, такие как Фонд Фридриха Эберта, возникли еще до прихода Гитлера к власти.

Немецкие аналитические центры имеют не только обширный научно-исследовательский персонал, но и обширный список направлений деятельности. Пожалуй, только два мозговых центра посвящены изучению исключительно европейских вопросов: Центр исследований европейской интеграции (ZEI) и Институт европейской политики (IEP). Все остальные проводят исследования, которые ориентированы на международные вопросы в целом.

Классификация немецких аналитических центров.

Теперь остановимся на более детальном рассмотрении некоторых аналитических центров Германии. Немецкие think tanks можно классифицировать по нескольким основаниям.

По виду деятельности – общего направления и специализированные центры. Такие научные центры как Институт международных дел и вопросов безопасности (SWP), главный аналитический центр по изучению внешней политики, Немецкий Совет по международным отношениям (DGAP), Центр прикладных политических исследований в Мюнхене (CAP), и наиболее значительный и влиятельный фонд Германии Фонд Бертельсманн являются think tanks общего направления. Они проводит политически ориентированные исследования на пересечении таких сфер, как актуальной политики, бизнеса, науки и средств массовой информации. Внимание их научно-исследовательских программ сфокусировано на трансатлантических отношениях, европейской интеграции, международной политике безопасности, энергетической политике, глобальной экономики, Они анализируют внешнеполитическую деятельность не только правительства Германии, но также и экономических и общественных акторов международных отношений.

Работа специализированных центров нацелена на изучение конкретной области международных отношений или сферы сотрудничества. Эти институты, в соответствие с их научными интересами, можно условно разделить на две большие группы: исследователи проблем мира и безопасности и исследователи экономических вопросов.

К первой подкатегории относится Институт исследований проблем мира во Франкфурте (PRIF), Институт исследований мира и политики безопасности (ISFH) и Боннский международный центр по вопросам трансформаций (BICC). Чтобы представить чем они занимаются, рассмотрим деятельность одного из них.

Институт исследований проблем мира во Франкфурте (PRIF) на сегодняшний день является крупнейшим, а также самый старым научно-исследовательский институтом по вопросам мира в Германии.

Работа PRIF направлена на выявление причин международных и внутренних конфликтов, поиска условий, необходимых для установления мира, через процесс снижения уровня насилия и повышения – справедливости. Результаты исследований в PRIF дать практические ориентиры для последующих действий правительств и обществ.

Программа исследования сосредоточена на проблемах правосудия, и поиске способов, благодаря которым мир и справедливость могут быть достигнуты одновременно. Как указывают на то основатели центра, хотя мир и справедливость в равной степени являются важными политическими ценностями, они время от времени вступают в конфликт друг с другом.

Аналитических центров, занимающихся изучением экономических вопросов в Германии значительно больше, по своему числу они превосходят все другие специализированные think tanks. Пожалуй, самым старым из них является Институт мировой экономики в Киле, основанный в 1914 году, международный центр для проведения исследований глобальных экономических процессов, политики и образования. На основе своих исследований, IfW  вырабатывает рекомендации для политиков, бизнесменов и общественных деятелей, а также информирует широкую общественность о важных событиях в международной экономической жизни. Будучи площадкой для исследования глобальных экономических вопросов, Кильский институт создал международную сеть научных сотрудников, чтобы обращать внимание мировой общественности к деятельности Института и придавать дополнительный импульс обмену знаниями в научной сообществе.

Исследовательская деятельность IfW направлена поиски решения современных глобальных экономических проблем, способов сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость, методов стимулирования личной инициативы в экономике. Для того, чтобы быстро реагировать на новые вызовы в экономических исследованиях, научно-исследовательская деятельность Кильского института децентрализована. Это позволяет гибко распределять исследовательские задачи между учеными и проектами, а также находить новые области изучения.

Также немецкие think tanks можно классифицировать по месту функционирования – одни открыты при университетах, другие – при фондах, третьи же представляют собой отдельные учреждения.

Так, Центр прикладных политических исследований в Мюнхене является самым крупным в Германии аналитическим центром, функционирующем на базе университета, и занимающимся консультированием по общеевропейским и международным вопросам. Однако не всегда для возникновения аналитического центра необходима университетская база.

Следующее основание классификации – научная ориентация: на практику или на фундаментальные исследования. Стоит отметить, что большинство центров стремятся комбинировать оба направления и объединяют международный и междисциплинарный анализ с конкретными предложениями по совершенствованию политической практики, а результаты их исследований призваны дать практические ориентиры для последующих действий правительств и обществ.

Также центры отличаются по тому, кто финансирует их работу – федеральные земли, государство, частные лица (пожертвования).

Институт исследований мира и политики безопасности был создан правительством Гамбурга, по рекомендации Научного совета Германии, консультативного органа федерального правительства, в целях содействия развитию научных исследований по вопросам мира. ISFH финансируется из бюджета города Гамбурга.

Бюджет Института экономических исследований в Галле складывается из дотаций правительства и федерального немецких земель. Немецкий институт экономических исследований, преимущественно финансируется государством. А Центр прикладных политических исследований в Мюнхене хотя и получает некоторые государственные дотации, все же, в основном он финансируется на средства частных лиц. Основным частным спонсором является Фонд Бертельсманн, наиболее значительным и влиятельным фондом Германии.

Методы анализа и научные интересы институтов.

Научные центры применяют академические методы анализа к выработке стратегий и возможных сценариев развития международной ситуации. Исследовательские проекты центром зачастую объединяют международный и междисциплинарный анализ с конкретными предложениями по совершенствованию политической практики. Они используют этот подход при консультировании политических лидеров по различным вопросам.

Круг же интересов аналитических центров весьма обширен. Пожалуй, нет такой международной проблемы современности, которая не анализировалась бы ими.

Как подчеркивает директор SWP Волкер Пертес, чтобы «хорошие идеи становились еще лучше, они должны обсуждаться» [4]. Таким образом, Института международных дел и вопросов безопасности служит, прежде всего, в качестве форума для обмена такими идеями, где политики, принимающие внешнеполитические решения, могут в спокойной и доверительной атмосфере встретиться с учеными и беспристрастно рассмотреть возможные сценарии развития внешнеполитической ситуации.

SWP, возможно, самый влиятельный аналитический центр в Германии. Как отмечает главное экспертное издание ежедневная деловая газета «Хандельсблатт», то, что раньше было «довольно громоздким аппаратом исследования» сегодня превратилось в институт, который дает «очень дельные советы политикам», «сдержанный совет» довольно часто лежит в основе  «официальной германской внешней политики» [5].

Помимо политики безопасности, в поле анализа SWP находятся вопросы внешней торговли. В последнее время были  опубликованы исследования по безопасности энергетических поставок и германо-русских отношений.

Центры и их аудитория.

Примечательным является тот факт, что немецкие аналитические центры находятся в плотном сотрудничестве со СМИ. Центры предлагают широкий спектр продуктов своей научной деятельности: публикуют книги, аналитические записки и участвуют в совместных исследованиях, проводит семинары, конференции, встречи. Одним из главных факторов успеха наиболее значительных think tanks является их присутствие в СМИ. Репрезентативность центров в СМИ и общественной жизни дает им возможность легче привлекать потенциальных спонсоров и партнеров.

Боннский международный центр по вопросам трансформаций собирает и публикует информацию, комментирует доклады экспертов других изданий, предлагает свои услуги НПО, правительству, частным организациям, научно-исследовательским института и университетам. BICC является соредактором ежегодного издания Friedensgutachten, серии международных научно-исследовательских работ. BICC организует регулярные выставки, конференции, семинары и дискуссии между экспертами из различных стран. Центр видит целью привлечь большее количество людей к обсуждению насущных международных проблем современности.

Говоря о целевой аудитории немецких аналитических центров, стоит сказать, что, хотя главным реципиентом рекомендаций и результатов исследований являются политики, институты с успехом распространяют свое влияние и на другие сферы общества.

Интересен тот факт, что мозговые тресты Германии привлекают внимание дипломатических представительств других стран. Так, например, посольство России в Берлине обращается к результатам деятельности Института международных дел и вопросов безопасности (SWP) и Фонда Бертельсманн. Имеют место и совместные проекты, в частности, с Немецким атлантическим обществом.

Аналитические центры и ЕС.

Подробно рассмотрев наиболее яркие примеры think tanks Германии, стоит сказать несколько слов о роли аналитических центров в процессах формирования и функционирования ЕС. Сегодня многие аналитические центры ориентированы не только на национальные, но и на международные субъекты принятия решения: то есть дипломатов, национальных политиков и политических экспертов, работающих на этом уровне, и государственных служащих в наднациональных и межправительственных организациях. Смещение акцентов в деятельности мозговых центров, конечно, лишь один из примеров недавнего, более общего расширения международного некоммерческого сектора на международной арене, и этот процесс привел к столь же быстрому росту НПО и других лоббистских групп, действующих в сфере международных отношений. Есть также более широкие структурообразующие факторы, которые содействовали процессу транснационализации think tanks.

Процесс транснационализации аналитических исследований был ярко выражен в Европе в силу развития Европейского союза. Евроинтеграция создала систему многоуровневого управления, когда решения все чаще принимались коллегиально в рамках ЕС, и где появились многочисленные возможности для аналитических центров воздействовать на лиц, принимающих решения. Лучше понять этот процесс можно обратившись к влиянию внешнеполитических и экономических событий на направления деятельности аналитических центров в XX веке, будь то на национальном или глобальном уровне. Например, аналитические центры, изучающие международные отношения появились в 1920-е годы в период, когда европейские правительства были озабочены стабильностью международного порядка. Мозговые центры, изучающие глобальное разоружение, мир и стратегические вопросы возникли во времена «холодной войны».

Есть, однако, и другие факторы, которые объясняют транснационализацию аналитических центров в рамках ЕС. Одним из них является вопрос финансирования. Наличие европейского финансирования для мозговых центров, которые вовлечены в научно-исследовательское партнерство с другими аналитическими центрами по всему ЕС способствует расширению сотрудничества в этом секторе. Еще одним фактором является заинтересованность правительств в исследователях европейских и международных проблем. Третья причина заключается в конкуренции. Мозговые центры могут повысить свой статус на национальной политической сцене, работая с международными политическими элитами. Так они могут снискать уважение со стороны своего правительства, а также подчеркнуть свое влияние на мировую политику.

В целом, значение аналитических центров заключается в том, что, они могут повлиять на, так называемый, «дефицит демократии» между учреждения и гражданами ЕС, что является одной из главных проблем в политика Союза. Не вдаваясь в детальное обсуждение этой ситуации, стоит отметить, что нехватка транспарентности при принятии решений в ЕС пагубно влияет на его имидж в глазах своих же граждан. Многие считают, что важные решения принимаются «за закрытыми дверями», и опасаются, что  их праву влиять и контролировать учреждения ЕС будет угрожать присоединение все новых государств-членов и передача элементов национального суверенитета на уровень ЕС. В свою очередь, многие аналитические центры полагают, что они знают, что с этим делать.

Поскольку обмен идеями и политическими теориями между странами подчинен тем же механизмам, которые стимулируют процесс глобализации, есть все основания предположить, что политические стратегии также имеют все большее влияние за пределами страны их происхождения. Учитывая сегодняшнее доминирование североамериканских аналитических центров на международной арене, это является серьезной проблемой не только для ЕС, но и для других государств.

Таким образом, можно заключить, что особенностью мозговых центров Германии заключается в том, что, несмотря на их связи с многочисленными институтами по всему миру и международный характер их деятельности, немецкие think tanks во много являются продуктом немецкой политической системы и глубоко укоренены в национальной политической культуре и ее структурах.

 

Статья подготовлена в рамках проекта № 14-01-00324 «Пути взаимодействия дипломатии и науки в деле повышения эффективности внешней политики и дипломатической деятельности России» при поддержке РГНФ.


Библиографический список
  1. Войтоловский Ф. «Производство» интеллектуального пространства мировой политики // Международные процессы. [Электронный ресурс]: URL: http://www.intertrends.ru/eleventh/008.htm
  2. Thunert, Martin ‘Players Beyond Borders? German Think Tanks as Catalysts of Transnationalisation’ in Global Society, No.2, April 2000, 191-212.
  3. Thunert, M. W. ‘The Development and Significance of Think Tanks in Germany’ in German Policy Studies, 3, 2006, Pp. 185-221.
  4. About SWP [Электронный ресурс]: URL: http://www.swp-berlin.org/en/about-swp.html
  5. Handelsblatt 22.01.2007 op. cit. OSC Media Aid: German Think Tank Guide [Электронный ресурс]: URL: http://www.thinktankdirectory.org 


Все статьи автора «Amateracu»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: