УДК 338.26

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Белая Екатерина Николаевна
Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы стратегического управления системой образования для обеспечения стабильного роста социально-экономических показателей региона.

Ключевые слова: город, образование, планирование, развитие, стратегия, управление, экономика


STRATEGIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL FACILITIES AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Belaya Ekaterina Nikolaevna
The North Caucasus humanitarian-technical Institute

Abstract
The article considers issues of strategic management of the education system to ensure stable growth of socio-economic indicators of the region.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белая Е.Н. Стратегическое управление объектами образования как фактор социально-экономического развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37261 (дата обращения: 02.06.2017).

Управление территориальным развитием региона, города является составной частью общей системы управления страной, которая в современном мире строится на строгой научной основе. Начало XXΙ века связано с поиском эффективных форм управления, которые становятся важным фактором успешного социально-экономического развития общества.

Стратегия развития территории представляет собой общее направление действий в долгосрочной перспективе, осуществляемых сообществом для достижения желаемых в обозримом будущем результатов. Главной  целью разработки стратегии социо- экономического развития города является последовательное улучшение определяющих показателей социальной и экономической сферы за счет рационального использования социо-хозяйственного потенциала региона.

Важность и масштабность проблемы сохранения стабильного развития городской системы обусловливают необходимость определения комплекса социально-экономических показателей, характеризующих возможность негативных процессов в экономике региона.

Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.

Одним из важных направлений социально-экономического развития территории является обновление системы образования. Качественные условия образования определяют в конечном итоге качество человеческого капитала, способность государства функционировать в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.

Стратегической целью развития сферы образования Ростовской области является формирование развитой социально активной, патриотичной, творческой, духовно-нравственной личности, способной к адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира и самореализации [2].

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы» и «Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2012-2015 годы» среди приоритетных задач выделяются: создание безопасных условий образовательной деятельности и многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечив участников образовательного процесса гарантиями  на сохранение и укрепление  здоровья.

В  регионе  создана и совершенствуется гибкая муниципальная система образования, обеспечивающая право  ребенка на качественное, общедоступное, бесплатное дошкольное образование, но наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях и слабое внедрение механизмов снижения экологических рисков на здоровье детей.

Социально значимыми направлениями в сфере образования являются обеспечение доступности и качества образования современного уровня, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Образовательный комплекс Ростовской области является одним из наиболее крупных среди субъектов РФ. По количеству учреждений дошкольного, общего, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также по численности воспитанников, обучающихся и студентов в них, Ростовская область занимает 3-е место, после г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый пятый житель Ростовской области обучается или преподает и обслуживает систему образования.

В Ростовской области функционирует около 3 000 образовательных учреждений, в том числе 1 395 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, 1 196 учреждений, реализующих программу общего образования, 38 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей (детских домов), 208 учреждений дополнительного образования детей, 56 учреждений начального, 53 учреждения среднего и 14 учреждений высшего профессионального образования.

В системе общего образования города Ростова-на-Дону в 117 муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 84656 детей. В городе более 34 тысяч детей посещают 182 учреждения дошкольного образования. Охват детей услугами дошкольного образования составляет 82 %. Сформирован электронный реестр учета детей, нуждающихся в определении в детские сады. С апреля 2012 года на официальном интернет-портале Администрации города работает раздел «Электронная запись детей в  муниципальные дошкольные образовательные учреждения».

Целью образовательной политики региона становится создание в области системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям, как Ростовской области, так и России.[1]

Нормативы потребности в учреждениях:

  • дошкольных образовательных: на территории жилой застройки размещать из расчета не более 100 мест на 1000 жителей;
  • общеобразовательных: не менее 180 мест на 1000 жителей в поселениях-новостройках;
  • среднего специального и профессионально-технического образования: по заданию на проектирование с учетом населения города-центра и других поселений в зоне его влияния;
  • высшего профессионального образования: по заданию на проектирование.

Администрация города поставила шесть стратегических целей по развитию системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы [3]:

1. Обеспечение условий для удовлетворения потребности населения и рынка труда в качественном образовании, соответствующем инновационному развитию экономики,  путем создания  оптимального образовательного пространства, рационального ресурсного обеспечения учреждений сферы образования.

2. Обеспечение гарантий получения доступного, качественного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и на основе внедрения современных образовательных технологий.

3. Развитие системы дополнительного образования с целью обеспечения детей и подростков педагогически организованной внеурочной занятостью.

4. Создание безопасных условий образовательной деятельности, обеспечение гарантий участников образовательного процесса на сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

5. Снижение уровня социальной напряженности в детской и подростковой среде, обеспечение  социально-правовой защиты и комплексного психолого-педагогического сопровождения  обучающихся и воспитанников.

6. Обеспечение образовательного комплекса города  высококвалифицированными педагогическими кадрами, создание условий для реализации творческого потенциала педагогов.

Приведенный выше расчет показывает:

1.По детским дошкольным учреждениям

Очередность на получение места в дошкольных общеобразовательных учреждениях на 01.10.2013г. составляет 82 656 человек (в т.ч. от 0 до 3 лет – 66 939 чел., от 3 до 7 лет – 15 717 чел.).

В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростов­ской области на 2010-2015 годы» разработана отдельная подпрограмма «Развитие дошкольного образования» на 2013-2015 годы в целях ликвидации очередности в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках реализации мероприятий данной подпрограммы до конца 2015 года планируется введение более  20 тыс. дополнительных дошкольных мест, что позволит ликвидировать очередность в ДОУ в возрастной группе 3-7 лет до конца 2015 года.

2.По общеобразовательным школам

В связи с демографической ситуацией за последние 5 лет контингент обучающихся снизился на 16,1 тыс. человек. В 2012-2013 учебном году сельские школы заполнены на 64%, городские школы – на 104% (в т.ч. города Азов – 130%, Батайск – 146%, Ростов-на-Дону – 123%).

По прогнозным данным к 2016 году ожидается рост количества обучающихся до 393,4 тыс. человек. В соответствии с прогнозом потребности в строительстве новых школ в муниципальных образованиях области до 2016 года потребуется строительство школ в городах Аксай, Азов, Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Таганрог.

Продолжена реализация мероприятий, направленных на расширение сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. За последние годы введены в эксплуатацию два построенных детских сада – частный в микрорайоне «Голубые ели» (Пролетарский район) и муниципальный по пер. Днепровскому (Первомайский район). На базе действующих учреждений открыто 12 дополнительных дошкольных групп  «полного дня» и 30 групп  кратковременного пребывания.

Таким образом, планирование социально-экономического развития городских территорий города невозможно без грамотного управления социальной сферой, а именно системой образования, и является комплексной управленческой задачей, обеспечивающей системный подход к решению многих проблем муниципального характера и социально-экономическому развитию региона.


Библиографический список
  1. Бабенко, Л.Л. Стратегическое планирование размещения образовательных учреждений при освоении городских территорий /  С.Г. Шеина, Л.Л. Бабенко, А.В. Картамышева // Строительство-2009: материалы международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РГСУ, 2009.
  2. Решение Ростовской-на-Дону Городской думы № 625 от 20 октября
    2009 года. «О стратегическом плане социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года».
  3. Постановление  Администрации города  Ростова-на-Дону  от 20.09.2010 № 700 «Об утверждении  долгосрочной городской целевой программы «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы».


Все статьи автора «Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: