УДК 376.4

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Шагиева Елена Сергеевна
Марийский государственный университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается такая актуальная проблема современного образования, как подготовка педагогов к использованию в своей педагогической деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью средств информационно-коммуникационных технологий. В целях повышения ИКТ-компетентности сотрудников специализированного ДОУ разработаны методические рекомендации по применению информационных технологий с учетом специфики работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), ИКТ-компетентность, Информационно-коммуникационные технологии, организация эффективной педагогической деятельности, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)


TEACHER ICT-COMPETENCE AS A CONDITION TO ORGANIZE EFFECTIVE TEACHING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND ATTENTION DEFICIENCY SYNDROME WITH HYPERACTIVITY

Shagieva Elena Sergeevna
Mari State University
postgraduate student

Abstract
The article discusses the current problem of the modern education that is how to train teachers to use information and communication technologies in their teaching work with preschool children having mental retardation and attention deficiency syndrome with hyperactivity. The recommended practice for information technologies using has been developed to increase ICT-competence of the specialized pre-school educational institution employees taking into account a specific character of work with this kind of children.

Keywords: attention deficiency syndrome with hyperactivity, ICT-competence, information and communication technologies, mental retardation, organization of effective teaching


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шагиева Е.С. ИКТ-компетентность педагога как условие организации эффективной педагогической деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37064 (дата обращения: 29.10.2017).

Современные реалии диктуют необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют значительно расширить возможности специалистов и повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива специализированного детского сада. Это влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, работающего с детьми, испытывающими сложности в обучении и воспитании. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих в своей педагогической деятельности проблем.

Согласно последним исследованиям Вильшанской А.Д., Марковой Л.С.,  Борисовой Е.Ю. [2], наиболее частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте является сочетание задержки психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями которого являются двигательная расторможенность, дефекты концентрации внимания, импульсивность поведения, а также проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Традиционные методы и средства коррекции дефицита внимания и гиперактивности недостаточно эффективны при работе с детьми с ЗПР. Успешной коррекции и компенсации недостатков в развитии у данной категории дошкольников способствует применение современных достижений в области методики обучения, в том числе и новых информационных технологий.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт по применению средств ИКТ в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Например, Ю.Ф. Гаркуша, Л.Р. Лизунова и З.А. Репина разработали компьютерные программы для обучения дошкольников, имеющих речевые нарушения. Под руководством О.И. Кукушкиной был создан пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи и ЗПР по формированию представлений об окружающем мире и математических представлений [6].

Однако у педагогов возникает множество вопросов, касающихся специфики использования  данных технологий с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В связи с этим в целях повышения ИКТ-компетентности специалистов нами представлен перечень средств информационных технологий для  дошкольников с ЗПР и СДВГ и составлены рекомендации по их практическому применению с учетом особенностей развития детей с данными отклонениями.

Прежде всего, необходимо рассмотреть два таких важных понятия, как ИКТ-технологии и ИКТ-компетентность. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [4].

Задачам повышения ИКТ-компетентности  уделяется большое значение в нормативных документах РФ в области образования. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачу  подготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса [3].

Баранова Н.С. определяет ИКТ-компетентность педагога как совокупность знаний, учений и опыта деятельности в сфере использования ИКТ в образовании [1]. В структуре ИКТ-компетентности выделяются два компонента: общая ИКТ-компетентность и профессиональная ИКТ-компетентность. Общая ИКТ-компетентность включает в себя:

– нахождение информации с использованием ресурсов Internet;

– создание простых (без рисунков и таблиц) и сложных (с таблицами, рисунками и схемами) документов в Word;

– создание расчетных таблиц в Excel с использованием формул, функций и диаграмм;

– создание однотабличных и многотабличных баз данных, построение запросов, форм и отчётов.

В профессиональной ИКТ-компетентности можно выделить следующие компоненты:

– использование ресурсов Internet для поиска информации для организации образовательной деятельности обучаемых;

– использование текстовых процессоров для оформления учебно-программной документации и создания материалов для учебного процесса;

– использование специализированных инструментальных систем для учёта результатов образовательной деятельности учащихся;

– разработка и использование электронных УМК;

– использование инструментальных программ для создания собственных Internet-ресурсов.

Информатизация специального дошкольного образования – это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в коррекционно-развивающем процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в  процесс обучения и воспитания гиперактивных дошкольников с ЗПР – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров,  и что особенно важно, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение ИКТ-компетентности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ЗПР и СДВГ могут использоваться следующие информационные технологии, предварительно адаптированные к особенностям дефекта данной категории детей:

  1. Интернет-ресурсы. Цель: поиск информации о возможностях коррекции синдрома  дефицита внимания с гиперактивностью средствами информационных технологий и организация на ее основе образовательного процесса. Примерный перечень интернет-ресурсов о гиперактивных детях с ЗПР:
    - http://nsc.1september.ru/002/18/6.htm;
    - http://www.nerungri.edu.ru/muuo/rospc/sps/rec/ps/giper.htm;
    - http://adalin.mospsy.ru.shtml;
    - http://adhd-kids.narod.ru.
  2. Развивающие компьютерные программы. Цель: тренировка дефицитарных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи, моторики) и их произвольности. Примерный перечень компьютерных программ для данного контингента детей: «Программа по развитию речи» А.Ю. Коркиной; программа «Робот» И.В. Роберта; программа «Внимательные животные»; программа «Живая картина» Н.Н. Заваденко; программа «Цветик-семицветик» и др. [2,6].
  3. Компьютерные игры. Цель: развитие моторики, функций произвольной регуляции и самоконтроля. Примерный перечень компьютерных игр, которые можно использовать с гиперактивными детьми с ЗПР: «Гонка за лидером»; «Ищем ошибки»; «Черепахи»; «Автомобиль»; «Сделай так» и др. [6].
  4. Мультимедийные презентации. Цель:  обучение пониманию и контролю собственных эмоциональных состояний, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через жесты, мимику, рисунки; обучение навыкам социального поведения. Примерный перечень мультимедийных презентаций, который можно рекомендовать для работы с данной категорией детей:  «Чувства. Эмоции»; «Что такое хорошо, что такое плохо»; «Добрый мальчик»; «Уходи, обида, прочь»; «Как избежать неприятностей»; «Позлись и улыбнись» и др. [5]
  5. Виртуальные экскурсии. Цель: расширение и систематизация представлений дошкольников с ЗПР об окружающем предметном и социальном мире. (http://www.gbmt.ru/ru/excursions/virtual/), экскурсия в царский дворец (http://www.tzar.ru/museums/palaces), экскурсия в библиотеку (http://old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html), экскурсия в музей (http://www.panotours.ru/muzei.html), экскурсия на Мамаев Курган (http://www.mamayev-kurgan/) и др.

На наш взгляд,  при организации работы с гиперактивными дошкольниками с задержкой психического развития с применением средств ИКТ исключительно важно учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды и своевременность оказания психолого-педагогической помощи.

Завершающим этапом нашей работы была разработка рекомендаций для педагогов специализированных ДОУ по использованию информационных технологий с дошкольниками, страдающими синдромом дефицита внимания и задержкой психического развития:

  1. Для гиперактивных детей с ЗПР важен порядок предъявления информационных технологий и их общее количество. Последовательность должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от познавательной технологии к релаксационной. Количество информационных технологий не должно превышать 2-3.
  2. Учитывая задержку в умственной сфере, необходимо обязательно включать в занятия компьютерные игры или другие информационные технологии, направленные на развитие мелкой моторики как важнейшее условие для развития речи, мыслительных процессов, концентрации внимания.
  3. Ввиду общей психической незрелости следует исключить многофункциональные информационные технологии. То есть, в одной игре должна тренироваться лишь одна нарушенная функция: либо внимание, либо усидчивость.
  4. Одну и ту же информационную технологию можно использовать в течение нескольких занятий с усложнениями, с другими возможными вариациями. Так как перегрузка новизной и разнообразием резко снизит эффективность проводимой работы.
  5. Давая инструкции к информационным технологиям целесообразнее использовать как можно меньше слов, пояснения должны быть простыми, короткими, ясными.  Говорить нужно отчетливо, неторопливо (с детьми с ЗПР органического происхождения даже медленно).
  6. Движения педагогов должны быть спокойными, уверенными, без суетливости. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса вместо того, чтобы успокаивать, возбуждает гиперактивных детей еще больше.
  7. Следует оберегать ребенка от утомления и чрезмерной информационной насыщенности, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности педагога, работающего с гиперактивными детьми с ЗПР, является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, уровня ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать педагогическую деятельность в рамках коррекционно-развивающего процесса. Предложенные нами методические рекомендации по применению информационных технологий с учетом специфики проявлений симптомов СДВГ и ЗПР могут использоваться специалистами коррекционных ДОУ для более обоснованного, грамотно и продуктивного планирования своей работы с детьми данной категории.


Библиографический список
  1. Баранова Н. С. Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. URL: http://www.likt590.ru/resources/18.01.2011.pdf (дата обращения 02.08.14).
  2. Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012.
  5. Сологуб В.А. Методика создания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие. – М.:АПКиППРО, 2008.
  6. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей/ Л.Ф. Фатихова//Логопед. – 2014. – №2. – с.20-25.


Все статьи автора «Шагиева Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: