УДК 378.172:371.315.6

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИ-ТАРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наговицын Роман Сергеевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
к.пед.наук, доцент, заведующий кафедрой

Аннотация
Процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения будет эффективным, если будет выявлена совокупность организационно-педагогических условий (общие, частные, специфические), влияющих на формирование физической культуры студентов различных специальностей (направлений и профилей) в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Ключевые слова: мобильное обучение, образовательное пространство вуза, организационно-педагогические условия, Физическая культура студентов


ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION EFFICIENCY OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE HUMANITARIAN INSTITUTION BASED MOBILE LEARNING

Nagovitsyn Roman Sergeevich
Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
kandidat of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department

Abstract
The process of formation of physical training of students in the educational space liberal arts college on the basis of mobile learning will be effective if it is identified set of organizational and pedagogical conditions (general, particular, specific), influencing the formation of physical training of students of different specialties (directions and profiles) in the educational space humanitarian university.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Наговицын Р.С. Организационно-педагогические условия эффективности формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гумани-тарного вуза на основе мобильного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36891 (дата обращения: 03.06.2017).

Введение. Мобильный век, с его новыми технологическими возможностями востребует человека мобильного, оперативно и творчески мыслящего и действующего. Гармоничное сочетание оздоровительной, физкультурной и спортивной видов деятельности в физическом, духовно-нравственном и творческом развитии студенческой молодёжи, несомненно, способствует становлению мобильной личности. Ведущей проблемой профессиональной педагогики становится мобильное обучение студентов с использованием мобильных устройств и инновационных образовательных Internet-технологий. Формирование физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения обеспечивает качество подготовки будущего специалиста, как в спортивно-педагогической, так и в частно-методической профессионализации.

Однако разработка основ формирования физической культуры студентов в вузе на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение по специальной системе физкультурно-оздоровительных физических упражнений с учетом развития профессионально важных качеств студентов различных специальностей, не осуществлена до настоящего времени.

Наш научный интерес заключается в разработке организационно-педагогических условий эффективности формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза. Предварительное исследование проблемы влияния сформированности физической культуры на качество профессиональной подготовки студентов различных специальностей показало, что в сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречия:

- между объективной необходимостью совершенствования физического воспитания студенческой молодежи и отсутствием теоретико-методологических оснований формирования физической культуры студентов;

- между широким спектром научных изысканий, ориентирующих совершенствование физкультурной подготовки будущего специалиста и недостаточной разработанностью методики мобильного обучения с использованием мобильных средств и инновационных информационно-коммуникативных технологий;

- между осознанием обществом необходимости физического, интеллектуального и духовного развития современной мобильной личности, поддержания оптимального уровня здоровья через формирование физической культуры студенческой молодёжи и отсутствием необходимых социально-педагогических условий ее формирования;

- между стремительно меняющейся жизнью, возрастанием темпов научно-технического прогресса, активизацией социальных перемен, влияющих на молодежь, которой необходимо адаптироваться к новым условиями жизнедеятельности, и системой образования, которая не может в полной мере реагировать на социальные изменения и удовлетворить потребности современных студентов;

- между несовершенством традиционной методической базы по формированию физической культуры студентов гуманитарного вуза и широкими возможностями занятий физической культурой молодежи на основе внедрения  инновационных технологий, на основе разработки мобильного физкультурного контента, нетрадиционных физкультурно-оздоровительных методик, отвечающих современным запросам молодежи, направленных на гуманизацию учебно-оздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов;

- между возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике содержательного потенциала физической культуры, основанного на технологических возможностях национально-регионального компонента.

При этом ряд проблем, связанных с формированием физической культуры студентов и проектирования педагогических технологий в образовательной среде, насыщенной мобильными устройствами остается за пределами интереса исследователей и разработчиков.

Отдельные аспекты проблемы формирования физической культуры студентов вузов представлены в исследованиях современных педагогов-учёных (С.С. Аганов, Л.Н. Акулова, Н.В. Барышева, М.Я. Виленский, Ю.И. Евсеев, В.В. Зайцева, В.Ю. Карпов, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, П.К. Петров, В.А. Петьков, Т.В. Скобликова, В. Н. Соловьев, Г.М. Соловьев, В.В. Становов, И.С. Сырвачева, Н.Х. Хакунов, М.М. Чубаров, В.Г. Шилько, Г.А. Ямалетдинова). Однако, целостной теории физического воспитания студенческой молодёжи в современных условиях информатизации образования на настоящий момент не создано.

Цель исследования – выявить и обосновать организационно-педагогические условия эффективности формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Гипотеза исследования: процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза будет эффективным, если будет выявлена совокупность организационно-педагогических условий (общие, частные, специфические), влияющих на формирование физической культуры студентов различных специальностей (направлений и профилей) в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2014 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», ряда высших образовательных учреждений Удмуртской Республики.

На первом этапе (2008-2010 гг.) осуществлялся анализ философской, культуроведческой, социологической, психологической и педагогической литературы, первоисточников и электронных ресурсов по проблеме исследования, учебно-методической литературы по организации экспериментального исследования по формированию физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, практической реализации средств и элементов содержания физической культуры современных физкультурно-оздоровительных технологий в обучении; обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта; разрабатывался мобильный физкультурный контент на основе программного обеспечения для мобильных устройств; анализировались предпосылки и факторы, влияющие на формирование физической культуры студентов; создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и предварительных положений исследования.

На втором этапе (2010-2011 гг.)  разрабатывался научный аппарат исследования, его исходные параметры и категориальная и программная основа; разрабатывались технологические основы исследуемого явления; осуществлялось мониторинговое исследование состояния сформированности физической культуры студентов в гуманитарном вузе. Анализировалось содержание ФГОС ВПО третьего поколения (требования к результатам освоения основных программ бакалавриата, в частности формируемые компетенции для дисциплины «Физическая культура») для разработки основ физкультурной компетентности будущих педагогов. На основе анализа положений культурологического, системно-деятельностного, компетентностного, инновационно-технологического и личностно-ориентированного подходов обосновывались концептуальные основы формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза. Конструировалась модель формирования физической культуры студента, организовывалось образовательное пространство гуманитарного вуза на основе разработки взаимообусловленных подпространств (учебное, внеучебное и информационное).

На третьем этапе (2011-2013 гг.)  разрабатывалась и реализовывалась программа исследования и научно-методическое обеспечение проведения опытно-экспериментальной работы; внедрялась методика формирования физической культуры студентов на основе реализации идей мобильного обучения с помощью разработки специального физкультурного контента и с учетом национально-регионального компонента. В контексте авторской методики внедрялись экспериментальные программы нетрадиционных физкультурно-оздоровительных систем физических упражнений, включая национальные элементы физического воспитания, программы развития профессионально-важных качеств студентов различных педагогических специальностей; обосновывалось внедрение средств физической культуры и спорта для формирования психолого-физической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В аспекте реализации физкультурной деятельности выявлялись организационно-педагогические условия эффективности формирования физической культуры студентов.

На четвёртом этапе (2013-2014 гг.) с помощью комплекса диагностических методик осуществлялась проверка эффективности методологических основ, разработанной методики и педагогических условий формирования физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза, проводилась обработка и систематизация полученных результатов, обобщались результаты,  подводились итоги исследования.

Выводы. В исследовании определены наиболее общие организационно-педагогические условия формирования физической культуры студентов:

- организация образовательного пространства гуманитарного вуза на основе интеграции трех синергетически взаимосвязанных подпространств: учебное, внеучебное (социо-культурное) и информационное (медиа);

- реализация учебного подпространства на основе активизации совершенствования интеллектуальной составляющей физкультурной деятельности и разработки интегративного специального теоретического курса для учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и «Возрастная анатомия физиология и гигиена», направленного на формирование физической культуры студентов;

- создание внеучебного (социокультурного) подпространства на основе интеграции специальных структурных воспитательных, социальных и оздоровительных подразделений вуза. Основным механизмом взаимодействия студентов являются: субъект-субъектные отношения, ориентированность на содержание будущей профессиональной деятельности, актуализация позитивных эмоциональных состояний, наличие обратной связи на основе межличностного общения и педагогической диагностики;

- создание информационного (медиа) подпространства в аспекте реализации идей мобильного обучения на основе внедрения информационных технологий, включающих в свое содержание электронное, компьютерное и мобильное обучение, предоставляющее значительные инновационные дидактические возможности для разработки обучающих, консультирующих и контролирующих мобильных программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся;

- реализация авторской методики формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, основанной на интеграционной разработке инновационных экспериментальных программ.

Частными, методико-технологическими условиями, влияющими на эффективность формирования физической культуры студентов, в исследовании выступают:

- внедрение в образовательно-воспитательный процесс мобильных технологий на основе реализации идей педагогики мобильного обучения:

- составление аудиокурсов для внеаудиторной работы студентов: «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и реализация виртуальных спортивных состязаний в контексте формирования мотивационного компонента физической культуры студентов;

- разработка специального сайта в сети Интернет (мобильного физкультурного контента) для мобильных устройств. Контент мотивирует студентов различных специальностей на учебно-тренинговую работу студентов по дисциплине «Физическая культура» , а также на самостоятельную  подготовки к Всероссийскому комплексу «ГТО» в ракурсе совершенствования деятельностного компонента физической культуры студентов;

- реализация специальных классификаций мобильных приложений для работы на мобильных устройствах  по дисциплине: «Физическая культура» в аспекте развития когнитивного компонента физической культуры студентов.

Специфическими, личностно-развивающими условиями эффективности формирования физической культуры студентов являются:

- разработка системы обеспечения и управления образовательно–воспитательного процесса, построенного на основе определения следующих направлений и их результативности: управление самостоятельной деятельности обучающихся, система мониторинговых исследований, разработка методики и мобилизация ресурсов, а также информационно-аналитическое, научно–методическое, административное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение;

- гуманизация профессиональной подготовки в вузе за счет актуализации возможностей формирования физической культуры студентов.


Библиографический список
  1. Виленский, М. Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. … д-ра пед. наук / М. Я. Виленский. – М., 1990. – 84 с.
  2. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л. И. Лубышева. – М., 1992. – 58 с.
  3. Наговицын, Р.С. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 24. – С. 289 – 295.
  4. Наговицын, Р. С. Основы формирования физической культуры личности студента гуманитарного вуза / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Фундаментальные исследования.  – 2012. – № 11. – Часть 6. – С. 1390-1394.
  5. Наговицын, Р. С. Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе. Инновационная система физических упражнений / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Alma Mater. – 2013. – № 3. – С. 87 -  92.
  6. Наговицын, Р. С. Разработка содержания развития физкультурно-оздоровительной компетентности студентов на основе мобильного обучения / Р. С. Наговицын, Р. Р. Камалов // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 5. – С. 29 -  34.
  7. Наговицын, Р. С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 15. – С. 244 — 250.
  8. Наговицын, Р. С. Культурологический подход к формированию физической культуры личности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30612 (дата обращения: 05.01.2014).
  9. Наговицын, Р. С. Компетентностный подход к формированию физкультурной компетентности будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5508 (дата обращения: 07.01.2014.
  10. Наговицын, Р. С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. – № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.02.2014).


Все статьи автора «Romanagovitsin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: