УДК 378

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА – БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Рудыкина Анастасия Александровна1, Остапенко Галина Сергеевна2, Остапенко Роман Иванович3
1Воронежский базовый медицинский колледж, заведующая отделением
2Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
3Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье представлены результаты исследования эмпатических способностей будущих медицинских сестер. В организованном психологическом исследовании на базе Воронежского базового медицинского колледжа была проведена диагностика общих умственных способностей, эмпатии и уровня субъективного контроля. Качественный и количественный сравнительный анализ профессиональных компетентностей студентов 1 и 4 курсов позволил выявить динамику эмпатических способностей, способности к эмоциональному отклику пациента, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний пациента, способности к содействию – как базовые, впервые диагностированные и изученные профессиональные компетентности студентов – будущих медицинских сестер.

Ключевые слова: интерналы, компетентность, компетенция, образованность, экстерналы, эмпатические способности, эмпатия


EXPERIMENTAL RESEARCH OF EMPATHIC ABILITIES STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE – FUTURE NURSES

Rudykina Anastasiia Aleksandrovna1, Ostapenko Galina Sergeevna2, Ostapenko Roman Ivanovich3
1Voronezh Basic Medical College, Head of the Department
2Voronezh Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Workers of Education, Associate Professor, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology
3Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy, Ph.D. in Pedagogy

Abstract
This article presents the results of the study empathic abilities of future nurses. In psychological research organized on the basis of the base of the Voronezh Medical College was held diagnostics of general intellectual abilities, empathy and the level of subjective control. Qualitative and quantitative comparative analysis of students professional competencies 1 and 4 cycles revealed the dynamics of empathic abilities, capacity for emotional response of the patient's ability to understand and recognize the emotional states of the patient's ability to promote – as a base, first diagnosed and studied professional competence of students – the future of health sisters.

Keywords: competence, education, empathic ability, empathy, externalities, internals


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рудыкина А.А., Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Экспериментальное исследование эмпатических способностей студентов медицинского колледжа – будущих медицинских сестер // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36872 (дата обращения: 02.06.2017).

Актуальность данной темы обусловлена динамическими изменениями в развитии экономики и социальной сферы, обеспечивающими развитие  образования, необходимостью которого является переход среднего профессионального образования на новый федеральный государственный образовательный стандарт, что постулировано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего и профессионального образования России, сложившиеся разграничения полномочий в области управления образованием, определяют одно из направлений – обновление образовательных стандартов. Их успешная реализация предполагает формирование таких качеств личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Основной целью профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые могут раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном  конкурентном мире.

В последние десятилетия происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетентность», «компетенция».

При подготовке специалистов медицинских учреждений среднего профессионального уровня необходимо обратить внимание на  формирование не только компетентностей, связанных с идеей  опережающего развития, но и общие профессиональные компетентности необходимые для медицинских сестер. Это формирование таких компетенций, как: умения принимать решения в экстремальной ситуации связанной с жизнью и здоровьем пациентов. Умения принять роль, позицию другого, как умственную коммуникацию, интеллектуальную реконструкцию внутреннего мира другого человека, как сложное явление «вчувствования» одного индивида в психические состояния другого, как способность отражать внутренний мир других людей и сопереживать им.

Будущей медсестре необходимы такие личностные качества, как: мобильность, доброжелательность, общительность, умение быстро реагировать на просьбу больного. Но одним из важнейших профессиональных качеств является эмпатическое слушание.

Новое осмысление понятие «эмпатии» получило в гуманистической психологии в связи с обсуждением проблем психотерапии и консультирования. Так, например, К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг. Он рассматривает эмпатию в качестве одного из средств гармонизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные изменения наряду с позитивным безоценочным принятием другого человека и конгруэнтностью [1].

Эмпатия выступает основным приемом клиент-центрированной терапии, в которой психолог вступает в глубокий эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя решение собственных проблем. Благодаря исследованиям  в гуманистической психологии, эмпатия стала обсуждаться в педагогической и психологической практике, в системе субъект-объект, субъект-субъект, в системе семейного воспитания, появились исследования индивидных переживаний в становлении духовных ценностей человека в развитие нравственной перспективы его личности.

Эмпатия (греч. Empatheia – сопереживание, вчувствование) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека [2]. Эмпатия является одной из профессионально значимых компетенций необходимой медицинской сестре.

Группа американских психологов разработала сестринскую теорию эмпатии. В соответствии с этой теорией эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры.

Американский психолог Дэниел Гоулмен считает эмпатию составляющей частью эмоционального интеллекта. По его мнению, личность, имеющая высокий EQ – инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации легко и конструктивно решит все проблемы.

Характерный признак хорошо развитого интеллекта – доброжелательность. Обладатель высокого эмоционального интеллекта приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности [3]. Такие по нашему мнению качества современных медицинских работников должны формироваться в течение учебного процесса у студентов, будущих специалистов, работающих в системе здравоохранения.

В связи с изменением  требований к подготовке специалистов, нами были не только осмыслены  основные компетенции, которые необходимо формировать у будущих медсестер, но, и проведены экспериментальные исследования, которые бы подтвердили или опровергли наши ожидания.

Теоретический анализ современных и зарубежных исследователей роли эмпатии в формировании профессиональной компетенции, позволил убедиться в том, что проблема формирования эмпатии студентов медколледжей не изучена.

Поэтому наше исследование заключается не только в изучении основных концепций, имеющих прямое отношение к осмыслению данного понятия, но и исследовать феномен эмпатии, как развитие способности (по мнению Б. М. Теплова), как признака живого воображения, необходимого для чуткого отношения к людям.

Проблема изучения такого феномена как эмпатия изучается недавно. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что изучением эмпатии занимались: М. Аргаил, Э. Титченер, Т. П. Гаврилова, Т. Липпс, Ф. Олпорт, Э. Фром, Т. Райк, Н. Н. Обозов, И. М. Юсупов.

Была обнаружена положительная зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатией на состояние пациента очевидно [4].

Актуальность исследования эмпатических способностей у студентов медицинских колледжей обоснована необходимостью формированием одной из профессиональных компетенций, а также теоретическим анализом имеющихся исследований, которые носят весьма мозаичный характер.

В условиях реформирования системы высшего и профессионального образования необходимо формировать целый ряд профессиональных компетенций, среди них такие компетентности как способности к эмоциональному отклику пациента, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний пациента и способности к содействию.

Организация условий обучения и воспитания в условиях медицинского колледжа должна способствовать формированию таких компетенций как: умения принимать решения в экстремальной ситуации связанной с жизнью и здоровьем пациентов; принять роль и позицию другого человека; осуществлять интеллектуальную реконструкцию внутреннего мира другого человека.

Наше предположение заключалось в том, что повышение уровня эмпатических способностей студентов может быть достигнуто, если  качественно повлиять на содержание учебно-воспитательного процесса данного учреждения, если использовать методы активного социально-психологического обучения. Если изменить систему подготовки будущих специалистов, ориентированных на решение современных задач не только обучения и профессионального становления, но и изменения субъектно-объектных отношений между сестринским составом системы здравоохранения и пациентами.

В результате обозначенных задач было организовано психологическое исследование студентов Воронежского базового медицинского колледжа, отделения «сестринское дело». В пилотажном исследовании принимало участие 325 человек, студенты первого и четвертого курсов. Для выявления уровня общих умственных способностей, эмпатии и уровня субъективного контроля было проведено психологическое исследование студентов медицинского колледжа. С использованием методик:

- краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, относящийся к тесту общих умственных способностей (IQ) [5];

- методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [6];

- метод исследования субъективного контроля (УСК) [7];

- методика экспресс диагностики эмпатии И. М. Юсупов [8].

Исследование студентов осуществлялось в течение 4-х лет с2008 г. по2012 г.

В констатирующем эксперименте принимали участие 200 человек. Формирование групп осуществлялось по возрастным особенностям. Были задействованы студенты 1 и 4 курсов, из них по 100 учащихся с каждого курса. По гендерному признаку:

- юношей – 9 человек, из них 4 учащихся с 1 курса и 5 учащихся с 4 курса;

- девушек – 191 человек, из них 96 учащихся с 1 курса и 95 учащихся с 4 курса.

В ходе исследования студенты, как первого, так и четвертого курсов были разделены на 2 группы – контрольную и экспериментальную, в каждой группе находилось по 50 человек.

Для исследования развития уровня эмпатии использовались две методики: методика диагностики эмпатических способностей В. В. Бойко и методика экспресс диагностики эмпатии И. М. Юсупова Целью этого исследования являлось определение степени развития эмпатии студентов на различных этапах обучения (на 1 и 4 курсах).

Методика диагностики эмпатических способностей В. В. Бойко содержала 34 утверждения, с которыми исследуемый должен был выразить свое согласие, либо несогласие (т.е. ответить «да» или «нет»).

Методика экспресс диагностики эмпатии И. М. Юсупова состояла из 36 утверждений, на которые испытуемые должны были выбрать следующие варианты ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Ответы оценивались по 5-ти бальной системе. За ответ «не знаю» оценка не присваивалась (0 баллов), за ответ «нет, никогда» присваивался 1 балл, за ответ «иногда» – 2 балла, за ответ «часто» – 3 балла, за ответ «почти всегда» – 4 балла, за ответ «да, всегда» – 5 баллов.

Для исследования уровня субъективного контроля (УСК) использовалась методика УСК. Целью исследования являлась оценка у испытуемых сформировавшегося уровня субъективного контроля на разнообразные жизненные ситуации. Методика УСК содержала 44 вопроса, на которые исследуемый давал положительный (+) или отрицательный (-) ответ.

Для исследования такого психологического феномена, как эмпатические способности у студентов медицинского колледжа был подобран набор психологического инструментария, среди которого: краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, предложенный тест относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. Основной задачей исследования по предложенной методике явилось изучение степени развития общих умственных способностей студентов, будущих медицинских сестер. Методика содержала 50 заданий, на решение которых отводилось 15 минут. За отведенное время испытуемый должен был выполнить максимальное количество заданий, не задерживаясь на вопросах, вызывающих затруднения. Тест имел единственный интегральный показатель (ПТ) – число (количество) правильно решенных задач.

В ходе исследования для расчета однородности двух зависимых и независимых экспериментальных выборок использовался статистический критерий χ²-Пирсона [10-15]. Чем больше расхождение между двумя экспериментальными распределениями, тем больше эмпирическое значение χ². При полном совпадении сопоставляемых распределений χ²эмп = 0.

Количественный анализ с использованием методов математической статистики позволил сделать соответствующие выводы (см. рис.1).

Рис.1. Диаграмма результатов по методике Бойко

Выводы по методике Бойко. В результате исследования уровня эмпатии студентов по методике Бойко В.В. получены следующие результаты:

- в констатирующем эксперименте студентов первого курса значительных отличий в экспериментальной и контрольной группах не выявлено;

- при сравнении показателей уровня эмпатии у студентов 1 и 4 курсов, отмечено повышение эмпатических способностей у студентов 4 курса. В частности, высокие показатели эмпатии на 1 курсе были отмечены у 16% опрошенных, а на 4 курсе уже у 40% и 32% студентов. На 4 курсе также снизилось количество студентов с низким уровнем эмпатии.  Если на 1 курсе их было 30% в экспериментальной и 24% в контрольной группах, то на 4 курсе их стало только 6% и 10% соответственно. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о появлении более выраженных эмпатических способностях у студентов 4 курса.

Эмпирическое значение критерия χ²=13,14 между экспериментальными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса экспериментальной группы достоверно выше.

Рис.2. Диаграмма результатов по методике УСК

Выводы по методике УСК (см. рис.2). Исследование уровня субъективного контроля не выявило значительных отличий между показателями экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте. В то же время, показатели 1 и 4 курсов отличаются между собой в следующем. Если на 1 курсе высокий уровень субъективного контроля обнаружен у 16% студентов экспериментальной и 20% контрольной групп, то на 4 курсе он отмечен у 12% и 10 % студентов соответственно.

Все эмпирические значения критерия χ² не превышают критические. Следовательно, статистически достоверных изменений по уровням субъективного контроля не выявлено.

Высокие уровни субъективного контроля соответствуют интернальному типу поведения. Интерналы менее склонны подчиняться давлению других и не позволяют манипулировать собой. Они реагируют сильнее, чем экстерналы на утрату личной свободы. Интерналы лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или во время видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное. Снижение уровня субъективного контроля на 4 курсе можно объяснить тем, что профессия медицинской сестры подразумевает работу  в команде, где нужно  уметь четко и быстро выполнять распоряжение врача. Проявлять свои личные амбиции в некоторых ситуациях просто недопустимо. Нельзя надеяться только на себя и полученные знания, не имея достаточного опыта работы.

К 4 курсу меньшее количество студентов имеет отклонение от нормы (5,5 стенов) в сторону интернальности.

Рис.3. Диаграмма результатов по методике Юсупова

Выводы по методике И. М. Юсупова (см. рис.3). В результате исследования уровня эмпатических способностей по методике И. М. Юсупова получены следующие результаты. В ходе констатирующего эксперимента отличия между экспериментальной и контрольной группами не выявлены. Отмечено повышение эмпатии у студентов 4 курса. Если на 1 курсе у 6% и 4% студентов в экспериментальной и  контрольной группах выявлен низкий уровень эмпатии, то к 4 курсу низких показателей нет. Высокий уровень эмпатии на 1 курсе был выявлен у 4% студентов в экспериментальной группе и 4% в контрольной. На 4 курсе этот показатель увеличился и был отмечен у 32% студентов экспериментальной группы и 28% контрольной группы, что является свидетельством повышения уровня эмпатии студентов на 4 курсе.

Эмпирическое значение критерия χ²=15,42 между экспериментальными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса экспериментальной группы достоверно выше. Эмпирическое значение критерия χ²=12,22 между контрольными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса контрольной группы также достоверно выше.

Анализ результатов нашего исследования позволяет сделать вывод, что наблюдаемые качественные и количественные изменения эмпатических способностей студентов медицинского колледжа имеет позитивный характер. Высокий уровень эмпатии обнаружен у студентов 4 курса. Данные высокие показатели были достигнуты не только в результате организации учебно-воспитательного процесса, но и использования методов активного социально-психологического обучения, включая тренинги, способствующие развитию эмпатических способностей, как основных профессионально значимых качеств будущего медицинского работника.


Библиографический список
  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 61-68.
  2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 2001. 440 с.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д.Гоулман. Москва, Владимир; ВКТ, 2009. 478 [2]. С. 158-180.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., переработ., доп./ Э.Ф. Зеер М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2001. С.486-490.
  6. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Издательство “Речь”, 2002. С. 114-118.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. С.277-280.
  8. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2001. 224 с.
  9. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. М., 1996.
  10. Остапенко Г.С., Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Мир образования – образование в мире, 2009. № 1. С. 214-219.
  11. Рудыкина А.А., Остапенко Г.С. Влияние образовательного процесса на психологические характеристики студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. 2013. № 1. С. 42-46.
  12. Остапенко Р.И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 (15). С. 5.83
  13. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 (29). С. 30.
  14. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
  15. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. Воронеж: ВГПУ. 2010. 76 с.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: