УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МУЗЫКАНТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Погонцева Дарья Викторовна1, Гринькова Екатерина Андреевна1
1Южный федеральный университет

Аннотация
В статье рассматриваются особенности самопрезентации в интернет пространстве. Рассмотрен феномен selfie – представляет собой автопортрет сделанный камерой мобильного телефона или компьютера – для самопрезентации в виртуальном пространстве. Приводится количественный анализ самопредставления в виртуальном пространстве при помощи selfie фотографий музыкантов и не музыкантов.

Ключевые слова: интернет, музыканты, самопрезентация, селфи


FEATURES OF MUSICIANS SELFPRESENTATION IN THE INTERNET SPACE

Pogontseva Daria1, Grinkova Ekaterina1
1Southern federal university

Abstract
In the article discussed the peculiarities of self-presentation in the Internet space. The phenomenon selfie - is a self-portrait made ​​by a camera phone or computer - for self-presentation in the virtual space. Provides a quantitative analysis of self-representation in the virtual space using selfie photos of musicians and non-musicians.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36636 (дата обращения: 02.06.2017).

В последнее время можно наблюдать рост количества работ посвященных киберпространству, социальным сетям, презентации себя в интернет пространстве и категоризации других. Кроме того в последнее время существует ряд работ посвященных особенностям презентации различных социальных групп. Так в работе В.П. Гловеню и Л. Танггаард рассматривается особенности самопрезентации творческих личностей [14]. В своей работе они рассматривают особенности самопрезентации ведущих ТВ в интернет пространстве, и разработана социо-культурная теория идентичности творческих личностей, в которой авторы отмечают, что творческие личности необходимо изучать более внимательно как в сравнительном анализе с людьми не творческих профессий, так и в зависимости от вида их творческой деятельности. Основываясь на данном положении в качестве объекта исследования мы выбрали музыкантов (с опытом концертной деятельности, для которых музыкальная деятельность является основным средством заработка) и не-музыкантов (люди без опыта концертной деятельности).

В работе F. T. McAndrew, H. S. Jeong [16] показали, что женщины чаще чем мужчины используют фотографии для управления впечатлением о себе, используют большее количество фотографий и проводят большую часть времени изучая страницы лиц мужского пола. В отличии от молодых людей, которые в самоотчетах указывают, что не используют фотографии для управления впечатлением и тратят меньше времени на изучение чужих страниц.

В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «авторпортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram. Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что selfie – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [17]. Кроме того N. Berlatsky [12] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.

Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом selfie связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В.А. Лабунская [1] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны. Как отмечает В.А. Лабунская [3], «внешний облик – становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации».  Кроме того существует определенная потребность в преобразовании внешнего облика и его презентации во вне [7]. Исходя из этого мы можем считать и презентацию себя в форма авто-фотопортрета – одним из способом визуальной коммуникации, способом рассказа о себе, а также регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества. А также как составляющая «фотовизуализации жизненных событий», которая дает возможность создания «визуальной социально-психологической» истории отдельного человека[4, 5, 6, 7, 9].

Как мы отмечали ранее [8, 10, 11], в процессе формирования образа Я в виртуальном пространстве мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однако, наиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в тоже время женщины чаще являются объектами исследований посвященных телесному перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая хирургия и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучено именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами.

Профессиональная деятельность музыканта имеет определенную специфику, ее основной особенностью является то, что в своей повседневной жизни музыкантам приходится часто выступать на концертах и мероприятиях. Основываясь на теоретическом анализе, мы можем предполагать, что концертная деятельность, может выступать как специфический вид деятельности и форма самовыражения музыкантов, в которой они презентируют себя через музыку, при этом данный вид деятельности может реализовывать их потребность в самопрезентации и потребность в публичности. А “не музыкантам” необходимо реализовывать себя в интернет-пространстве через фотографии, селфи ит.д. чтобы реализовать потребность в публичности.

Исходя из всего вышесказанного, мы предполагаем, что особенности презентации будут различаться у музыкантов и не музыкантов. Что бы проверить выдвинутую гипотезу, мы провели анализ 200 анкет– 100 музыкантов анкет (50 мужчин, 50 женщин) и 100 анкет не музыкантов (50 мужчин, 50 женщин), представленных в пространстве социальной сети vk.com, возраст респондентов от 19 до 24 лет (средний возраст 22 года). На первом этапе мы проанализировали количество фотографий в целом, количество портретов и портретов-селфи. Как мы уже отмечали ранее, портрет селфи – это автопортрет выполненный на камеру мобильного телефона с расстояния вытянутой руки или через отражение в зеркале. Данный термин (селфи) был введен в оксфордский словарь в 2013 году, и является специфическим видом экспресс-презентации в виртуальном пространстве. В среднем на страницах социальных сетей размещено 330 фотографий, из них 133 портрета и 43 селфи-портрета (среднее по всей выборке).

На первом этапе нами был проведен корреляционный анализ, который показал прямую корреляционную связь между возрастом и количеством портретов (r=0,145; при p< 0,05), Кроме того имеется прямая корреляционная связь между количеством фотографий и количеством портретов (r=0,61; при p< 0,05), количеством фотографий и селфи (r=0,63; при p< 0,05), а также количеством портретов и селфи (r=0,48; при p< 0,05). Исходя из этого, мы можем говорить, что чем больше фотографий на странице пользователя, тем больше у него портретов и селфи-фотографий. Кроме того мы можем говорить о том, что чем старше пользователь, тем больше у него фотографий с его изображением, но не фотографий в целом или селфи-портретов.

Мы сравнили  группу музыкантов и не музыкантов  при помощи Т-критерия Стьюдента и выявили, что существуют значимые различия в количестве портретов, размещенных на страницах в социальных сетях (t=2,56; при p< 0,05) при этом у не музыкантов значительно больше портретов, чем у музыкантов. На следующем этапе мы сравнили данные в группе девушек музыкантов и не музыкантов и не обнаружили значимых различий. В тоже время, при анализе  группы мужчин  музыкантов и не музыкантов нами были получены значимые различия. Так нами было выявлено, что у мужчин не музыкантов значимо больше фотографий, чем у мужчин-музыкантов (t=2,18; при p< 0,05), а также значимо больше селфи-портретов (t=2,28; при p< 0,05). Таким образом, у не музыкантов мужчин больше портретов и селфи, чем у мужчин музыкантов.

Проанализировав полученные данные, мы частично подтвердили нашу гипотезу и выявили, что мужчины не музыканты размещают больше портретов и селфи-портретов, чем мужчины музыканты. И чем больше фотографий в целом размещено на странице в социальных сетях, тем больше у него размещено портретов и селфи-портретов.

Основываясь на теоретическом и практическом анализе проблемы, в дальнейшем мы планируем более подробно проработать данный аспект, как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающие различные социально-психологические аспекты презентации в интернет пространстве.

Кроме того, основываясь на работах Q.Yang, C. Li [18] и G.Larsen, R. Lawson, S. Todd [15] мы считаем, что необходимо учитывать не только визуальную самопрезентацию, но и другие аспекты, такие как музыкальные пристрастия, количество аудиотреков и видео на странице, а также частоту обновления страницы. Таким образом мы планируем расширить границы исследуемых способов самопрезентации в интернет пространстве и создать более полную картину особенностей самопредставлений музыкантов и не музыкантов.


Библиографический список
  1. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути //Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 – 137.
  2. Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета.  Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 82–88.
  3. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  4. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
  5. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
  6. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006, №4. С. 96-104.
  7. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67.
  8. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 25.05.2014).
  9. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  10. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  11. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  12. Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (дата обращения: 25.05.2014).
  13. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/
  14. Glăveanu V. P.,  Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology Volume 34, August 2014, Pages 12–21
  15. Larsen G., Lawson  R., Todd  S.  The consumption of music as self-representation in social interaction // Australasian Marketing Journal (AMJ), Volume 17, Issue 1, May 2009, Pages 16–26
  16. McAndrew F. T., Jeong H. S. Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use// Computers in Human Behavior Volume 28, Issue 6, November 2012, Pages 2359–2365
  17. Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 25.05.2014).
  18. Yang Q., Li C. Mozart or metallica, who makes you more attractive? A mediated moderation test of music, gender, personality, and attractiveness in cyberspace // Computers in Human Behavior Volume 29, Issue 6, November 2013, Pages 2796–2804


Все статьи автора «fenix13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: