УДК 622 – 1:[658. 512. 2:331.101.1]

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Великанов В.С.1, Трубин В.С.2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, канд. техн. наук
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент

Аннотация
В статье обоснована необходимость в подготовке кадров с позиций новейших технологий и форм, реализуемых различными средствами. Предпринята попытка использования системы дистанционного обучения Moodle в подготовке персонала горных предприятий.

Ключевые слова: горное предприятие, система дистанционного обучения, электронное образование


NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING MINING

Velikanov V.S.1, Trubin V.S.2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, PhD. tehn. Sciences
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, student

Abstract
The paper substantiates the need for training with the latest technology products and forms implemented by various means. Attempted to use a distance learning system Moodle training in mining enterprises.

Keywords: distance learning system, e-learning, mining enterprise


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Великанов В.С., Трубин В.С. Новые образовательные технологии в подготовке персонала горнодобывающих предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36143 (дата обращения: 03.06.2017).

Постоянная потребность горных предприятий в повышении производительности труда операторов горных машин требует подготовки, в первую очередь, качественной рабочей силы. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологии, методы организации труда.

Развитие рабочих кадров является условием успешного функционирования любого горного предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков [1, 2].

Современный этап развития общества позволяет подойти к повышению эффективности деятельности человека во всех сферах его общественной жизни, в том числе и в подготовке кадров, с позиций новейших, созданных передовой научной мыслью технологий и форм, реализуемых различными средствами. Особая роль принадлежит здесь современной компьютерной технике, которая применяется в процессе подготовки специалистов различного уровня и направлений деятельности. Одним из новых образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность, является электронное образование (e-Learning). В развитых странах электронное обучение охватывает все уровни образования и широко используется не только в университетах, но и в организации корпоративного (послевузовского) обучения. Российский рынок электронного образования также развивается стремительно: все большее число вузов внедряют эти технологии в образовательный процесс, еще более высокими темпами они используются крупным российским бизнесом, предприятиями в организации корпоративного обучения [3].

Нами предлагается использование системы дистанционного обучения Moodle в подготовке персонала горных предприятий.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – англ. модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) – программный комплекс, распространяемый по принципу Open Source (открытый программный код, свободное использование). Moodle является свободной системой управления обучением (LMS – Learning Management System). Система Moodle представляет собой модульную интерактивную систему, которая позволяет организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством использования набора модулей. Одно из важных свойств Moodle – универсальность, ее можно устанавливать практически на любую платформу, под управлением любой из распространённых в настоящее время операционных систем.

СДО Moodle имеет около 2 млн. зарегистрированных пользователей, 46 тыс. образовательных порталов на 70 языках в 200 странах мира и объединяет более 300 программистов-разработчиков. Moodle распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами http://www.opensource.org/docs/definition_plain.html под лицензией GPL http://www.anu.org/copyleft/gpt.html).

Открытый программный код Moodle доступен по адресу http://www.moodle.org для внесения изменений, улучшений, модифика­ций, которые делаются практически ежедневно специалистами мирового сообщества в области разработки программного обеспечения для под­держки образования [4].

Очень важным элементом системы интерактивного обучения является блок контроля знаний. В среде Moodle этот блок имеет широкие функциональные возможности. Эффективная реализация функций тестирования подразумевает возможность быстрого создания отчётов по результатам прохождения тестов с различным наборами контролируемых данных. Важной информацией, регистрируемой при тестировании, являются: учёт времени, затраченного на обдумывание каждого вопроса, количество отвечавших на данный вопрос и процент правильных ответов на него. На основании этих параметров реализуется объективная оценка сложности вопроса. Такая оценка позволяет динамически создавать равнозначные по сложности тесты с помощью случайной выборки набора вопросов из базы данных.

Нами выполнены исследования по установлению стажевых групп, уровня образования технологического персонала (машинисты экскаваторов ЭКГ-5А) для горнодобывающих предприятий Южного Урала, которые приведены на рис. 1 – 4 [5 - 11].

Рис. 1. Распределение технологического персонала по стажевым группам на ОАО «УГОК»

Рис. 2. Распределение технологического персонала по стажевым  группам на  ГОП ОАО «ММК»

Рис. 3. Уровень образования технологического персонала ОАО «УГОК»

Рис. 4. Уровень образования технологического персонала ГОП ОАО «ММК»

Целесообразность применения системы Moodle подтверждается необходимым объемом представленных статистических данных. Установлено, что имеется необходимость для опережающей профессиональной подготовки рабочих кадров, так как на современном этапе развития горной техники, сложности ее эксплуатации и управления, уровень образования технологического персонала оказывается явно недостаточным. В связи с этим, нами созданы системы тестов по основным специальным дисциплинам, знания по которым входят в базовый уровень теоретических знаний операторов горной техники (на примере машинистов ЭКГ) (рис. 5). В перспективе планируется разработка тестовой базы по  дисциплинам: основы эксплуатации горных машин и оборудования, механическое оборудование карьеров, электробезопасности, электрификация и электроснабжение шихт, карьеров и обогатительных фабрик, транспортные машины, горные машины и оборудование подземных разработок, охране труда и другим.

Рис. 5. Пример диалогового окна системы Moodle в режиме создания тестов

Одним из преимуществ также является тот факт, что использование тестовой проверки знаний позволит значительно сэкономить время и вынести объективную оценку по результатам, на которую влияют исключительно степень подготовки оператора.

Таким образом,  возможно рекомендовать представленную систему в образовательные программы профильного обучения для крупных горнодобывающих компаний РФ.


Библиографический список
  1. Великанов В.С. Повышение эффективности эксплуатации карьерных гусеничных экскаваторов с оборудованием «прямая механическая лопата» дис. … канд. техн. наук. – Екатеринбург, 2009. – 118 с.
  2. Великанов В.С. Реализация подходов по совершенствованию эргономических показателей карьерных экскаваторов: Монография. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2011. – 85 с.
  3. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle: Учебное пособие. – Казань: КГУ, 2008. – 169 с.
  4. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.
  5. Першин Г.Д., Олизаренко В.В., Великанов В.С. Подготовка кадров для горных предприятий по добыче и переработке строительных материалов и природного камня // Добыча, обработка и применение природного камня: Сб. науч. тр. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2001. – С. 155-159.
  6. Великанов В.С., Исмагилов К.В., Рыбаков А.Н. Использование современных интернет – технологий для подготовки персонала горно-транспортных машин // Перспективы развития горнотранспортного оборудования: Сборник статей. Отдельный выпуск Горного информационно-аналитического бюллетеня. – М.: изд-во «Горная книга», 2011. – ОВ №5. – С. 318-326.
  7. Великанова С.С., Великанов В.С. Использование непараметрического критерия χ2 для обработки порядковых показателей // Использование современных технологий в образовательном процессе: Сб. науч. тр. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорского государственного университета, 2008. – С. 267-270.
  8. Великанов В.С., Великанова С.С. Исследование связи между коэффициентом управления и квалификацией машиниста экскаватора // Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности: материалы Международной научно-технической конференции. – Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2009. – С. 24 – 28.
  9. Олизаренко В.В., Великанов В.С. Определение производительности одноковшового гусеничного экскаватора с учетом профессиональных навыков машиниста // Добыча, обработка и применение природного камня: Сб. науч. тр. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2009. – С. 85-91.
  10. Великанов В.С., Исмагилов К.В., Использование экспертно-аналитического метода по формированию эффективной системы рейтинговой оценки технологического персонала на горных предприятиях // Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности: материалы Международной научно-технической конференции. – Екатеринбург: изд-во УГГУ,  2011. – С. 46-56.
  11. Великанов В.С., Ахметов М.М., Куяла Т.В. Возможности системы дистанционного обучения Moodle в подготовке операторов горных машин // Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности: материалы Международной научно-технической конференции. – Екатеринбург: изд-во УГГУ,  2014. – С. 15-18.


Все статьи автора «Великанов Владимир Семенович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: