УДК 612.655

СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Калюжный Евгений Александрович1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Михайлова Светлана Владимировна3, Жулин Николай Васильевич4
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
4Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр

Аннотация
В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей соотношения между формированием типа телосложения и уровнем биологического развития у сельских школьников Нижегородской области.

Ключевые слова: биологический возраст, морфофункциональная зрелость, соматотипы, ускоренное и замедленное развитие


FEATURES OF SOMATOTYPOLOGICAL RURAL AREAS OF PUPILS

Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Mikhailova Svetlana Vladimirovna3, Zhulin Nikolay Vasilevich4
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., senior lecturer, Managing chair of medical preparation and safely-sti ability to live
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Professor, Doctor of Medical Sciences, chair of medical preparation and safely-sti ability to livec
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live
4Centre for Children Arzamas, Pediatrician Health

Abstract
The article presents the results of a study to identify the features of the relation between the formation of body type and level of biological development of rural schoolchildren Nizhny Novgorod region.

Keywords: biological age, fast and slow development, somatotypes


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Соматотипологические особенности развития сельских школьников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35597 (дата обращения: 30.09.2017).

Актуальность исследования. Необходимость учета биологического возраста (БВ) при оценке физического развития обусловливается тем, что темпы созревания отдельных индивидуумов неодинаковы. БВ может опережать или отставать от паспортного возраста (ПВ). Выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни». Кроме того, знание биологического возраста ребенка или подростка необходимо при решении вопросов гигиенического нормирования различных видов деятельности  [1, 2]. Соматотипологические особенности представляют собой форму проявления естественного биологического популяционного разнообразия, без которого не может быть устойчива ни одна популяция, ни один вид, при этом популяционное разнообразие дискретно, что определяет естественно складывающую типологию вариантов конституции [3].

В юношеском возрасте заканчивается развитие большей части антропометрических показателей и окончательно формируется соматотип человека. Данный период онтогенеза считается наиболее значимым в изучении конкретных морфологических критериев диагностики нормы и патологии. Сложная социально-экономическая ситуация в последние десятилетия, сопровождающаяся негативной динамикой процессов роста и развития подрастающего поколения, обусловливает особую актуальность данной работы [3, 4].

Цель исследования – выявление особенностей соотношения между формированием типа телосложения и уровнем биологического развития у сельских школьников Нижегородской области.

Материалы и методы.  Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО) 3220 учащихся СОШ Нижегородской области (1577 мальчиков и 1643 девочек) в возрасте 7 – 17 лет .  Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [5].

Результаты и их обсуждение. У сельских школьников определяли уровень биологического развития и изучали распространенность типов телосложения, определяемую по совокупности соматоскопических показателей методом В.Г.Штефко и Б.А.Островского  [1,3,6].     Учитывая формирование структуры типов телосложения с возрастом, в ходе исследования  выявляли определенное количество школьников с признаками смежных типов телосложения, которых при анализе учитывали по признакам преобладающего типа (табл.1).

По частоте выявления на первом месте у мальчиков определен торакальный (30,6-52,3%), далее – мышечный (27,6%), астеноидный (17,0%), дигестивный (10,3%) и неопределенный (2,7%). Структура типов конституции изменялась с возрастом и  у 17-летних юношей уже преобладал мышечный тип. В период максимального роста (13-15 лет) увеличивается процент детей с астеноидным типом, снижая показатели мышечных и дигестивных детей. Отмечается относительно высокое число мальчиков дигестивного типа, особенно в 10-11 и 16-17 лет.

У девочек преобладающим типом конституции также являлся торакальный (40,4-56,9%) во всех возрастных группах. Далее следовали мышечный (22,0%), астеноидный (14,8%), дигестивный (12,6%)  и неопределенный (2,8%). Мышечный тип телосложения по распределению находился на втором месте у девочек в допубертатном периоде и во время завершения полового созревания.  Во время ростового скачка (12-14 лет) вместе с торакальным преобладал астеноидный тип. Обращает внимание высокая доля девочек с дигестивным типом телосложения в возрасте 16-17 лет (16,8% и 17,0%), т.е. на стадии завершения полового созревания.

Таблица 1. Распределение сельских школьников по типам телосложения (%)

Пол

Тип тело-сло-

жения

Число

 детей

N

Доля детей

 

Доля школьников по возрасту, лет  (%)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16 17

Мальчики

А

268

17,0

6,3

3,1

11,2

6,1

10,9

19,1

25,2

38,6

24,8

23,7 16,8
Т

669

42,4

42,9

52,3

51,9

48,8

45,6

48,5

42,0

37,9

35,7

37,4 30,6
М

435

27,6

41,1

32,8

26,9

28,2

27,9

18,4

16,8

17,1

27,1

23,7 38,4
Д

162

10,3

8,0

7,8

8,8

13,0

12,9

10,3

11,4

4,3

9,3

12,2 12,9
Н

43

2,7

1,8

3,9

1,2

3,8

2,7

3,7

4,6

2,1

3,1

3,1 1,3
всего

1577

100

                          χ2 = 161,52, сс = 40, Р = 0,000

Девочки

А

243

14,8

5,3

4,9

7,5

10,7

15,9

16,1

26,7

23,6

15,1

16,2 16,3
Т

785

47,8

44,2

51,6

56,9

56,1

55,0

53,5

40,7

45,7

42,5

42,9 40,4
М

361

22,0

37,2

30,3

20,5

18,7

14,6

16,8

19,3

15,7

27,4

22,4 23,1
Д

207

12,6

12,4

9,8

13,0

12,2

11,9

12,3

10,0

10,0

10,3

16,8 17,0
Н

47

2,8

0,9

3,3

2,1

2,9

2,7

1,3

3,3

5,0

4,8

1,9 3,2
всего

1643

100

            χ2 = 102,37, сс = 40, Р = 0,000

Все дети

А

511

15,9

5,8

4,0

9,5

8,2

13,4

17,5

26,0

31,1

19,6

19,5 17,7
Т

1454

45,2

43,6

52,0

54,3

52,6

50,3

51,2

41,3

41,8

39,3

40,4 35,6
М

796

24,7

39,1

31,6

23,9

23,3

21,1

17,5

18,2

16,3

27,3

23,0 34,1
Д

369

11,4

10,2

8,8

10,8

12,6

12,4

11,3

10,7

7,1

9,8

14,7 10,4
Н

90

2,8

1,3

3,6

1,6

3,3

2,7

2,4

3,9

3,6

4,0

2,4 2,2
всего

3220

100

             χ2 = 226,50, сс = 40, Р = 0,000

Таким образом, в ходе индивидуального развития существенно меняется распределение детей по типам телосложения, которое отражает процессы морфофункционального развития и созревания организма. Неоднородность школьников по типам телосложения начинает проявляться с наступлением пубертатного периода.

Непременным элементом в характеристике физического развития ребенка является определение уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнего возраста.

В ходе исследования оценили внутригрупповые особенности биологического развития изучаемого контингента детей и подростков. Биологический возраст – это достигнутый уровень морфофункционального развития индивида, определенный относительно сверстников.  Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма [7,8].

Во всех возрастно-половых группах отмечена неоднородность по уровню биологического созревания. У большинства мальчиков и девочек (65,3% и 70,3%) биологический возраст соответствовал паспортному, отставание зафиксировано у 20,6% мальчиков и 13,5% девочек, опережение паспортного возраста – у 14,1% и 16,2% соответственно (рис.1).

χ2 = 29,30, сс = 2, р = 0,0000

Рис.1. Распределение сельских школьников по уровню БВ (%).

По скорости возрастного созревания выявили существенные гендерные особенности (р<0,001).  Во всех возрастно-половых группах  доля мальчиков, биологический возраст которых отстает от паспортного,  больше таковой у девочек (рис.2, 3).

χ2 = 142,40, сс = 20, р = 0,0000

Рис.2 Распределение сельских мальчиков по биологической зрелости, %

Учитывая более позднее завершение процессов созревания у мальчиков, в 15-17-летнем возрасте количество мальчиков с отстающим вариантом развития значительно выше.  Доля  мальчиков с опережающим вариантом развития во всех возрастных группах  также ниже доли девочек с  данным  вариантом развития.

χ2 = 254,12, сс = 20, р = 0,0000

 Рис.3 Распределение сельских девочек по биологической зрелости, %

Таким образом, большинство детей и подростков имеет средний темп развития, среди крайних вариантов чаще регистрируется у мальчиков отстающий темп созревания: у девочек – опережающий. Пубертатный возраст, связанный с нейрогормональной перестройкой организма и началом функционирования половой системы, сопровождается выраженным расслоением детей и подростков по крайним вариантам развития, увеличивается неоднородность сельских школьников по биологическому созреванию.

Для определения соотношений типологии телосложения и уровня биологического развития изучена встречаемость типов телосложения у мальчиков и девочек с разным уровнем биологического созревания (табл. 3) в 3-х возрастных группах.

Таблица 3. Типы  телосложения  у сельских  мальчиков разного уровня биологической зрелости, %

Возраст

Уровень созревания

К-во детей

Распреде-ление по УБР

Тип телосложения

А

Т

М

Д

Н

7-11

1

99

18,2

5,1

58,6

29,3

3,0

4,0

2

373

68,7

6,9

48,2

32,6

9,9

2,1

3

71

13,1

11,3

39,4

28,2

18,3

2,8

Всего

543

100

7,2

49,0

31,5

9,8

2,6

Статистика

χ2 = 17,13, сс = 8, Р = 0,028

12-14

1

121

22,3

24,8

52,9

14,1

8,3

-

2

290

53,5

23,1

43,1

21,4

9,3

3,1

3

131

24,2

22,9

38,9

20,6

10,7

6,9

Всего

542

100

23,4

44,3

19,6

9,4

3,3

Статистика

χ2 = 14,96, сс = 8, р = 0,059

15-17

1

105

21,3

20,0

38,1

33,3

8,6

-

2

367

74,6

21,0

32,4

31,1

12,5

3,0

3

20

4,1

20,0

35,0

30,0

15,0

-

Всего

492

100

20,7

33,7

31,5

11,8

2,2

Статистика

χ2 = 6,00, сс = 8, р = 0,647

7-17

1

325

20,6

18,2

51,7

22,8

6,2

1,2

2

1030

65,3

17,2

44,3

25,7

10,1

2,7

3

222

14,1

19,4

40,5

21,6

13,5

4,9

Всего

1577

100

17,7

45,3

24,5

10,4

2,7

Статистика

χ2 = 20,97, сс = 8, р = 0,007

Примечание:

1 – БВ отстает от паспортного, 2 – БВ соответствует паспортному, 3 – БВ опережает паспортный.

А – астеноидный, Т – торакальный, М – мышечный, Д – дигестивный, Н – неопределенный.

Для мальчиков, биологический возраст которых отстает от паспортного, типичным является торакальный тип телосложения, имеющий тенденцию к снижению показателей с возрастом. Достаточно часто (24,8%), особенно в период максимальных ростовых процессов, встречается астеноидный соматотип.  Среди обследованных, в большей степени в средней и старшей возрастной группе, были выявлены мальчики, у которых БВ соответствовал ПВ и сочетался с торакальным и мышечным типом. Для мальчиков с опережающим вариантом развития, особенно в периоде завершения роста (16-17 лет), также был типичен торакальный и мышечный тип телосложения. У мальчиков данного варианта созревания в допубертатном и пубертатном возрасте достаточно часто встречался дигестивный соматотип.

Выявленные у мальчиков соотношения между уровнем биологического созревания и типами телосложения характерны и для девочек (табл. 4).

Отмечена тенденция к ускоренному развитию девочек дигестивного типа и менее выраженная, чем у мальчиков, тенденция к замедленному биологическому развитию у девочек астеноидного типа, особенно в возрастной группе 12-14 лет.

Заключение. Таким образом, уровень биологического развития и типология телосложения – тесно связанные характеристики растущего организма. В ходе индивидуального развития существенно меняется распределение детей разных уровней биологической зрелости по типологии телосложения. Увеличивающаяся в пубертатном возрасте неоднородность школьников по биологическому созреванию сопровождается нарастанием доли детей с астеноидным и дигестивным соматотипами, образующих группы с крайними вариантами развития.

Таблица 4. Типы  телосложения  у сельских девочек разного уровня биологической зрелости, %

Возраст

Уровень созревания

К-во детей

Распреде-ление по УБР

Тип телосложения

А

Т

М

Д

Н

7-11

1

86

16,3

4,6

65,1

24,4

3,5

2,3

2

311

58,8

6,8

52,4

28,3

10,3

2,3

3

132

24,9

9,1

45,5

20,4

22,0

3,0

Всего

529

100

7,0

52,8

25,7

12,1

2,4

Статистика

χ2 = 24,62, сс = 8, р = 0,001

12-14

1

79

13,5

16,5

54,4

16,5

10,1

2,5

2

373

63,5

22,8

50,0

14,8

9,9

2,7

3

135

23,0

17,8

42,2

22,2

14,1

3,7

Всего

587

100

20,8

48,7

16,7

10,9

2,9

Статистика

χ2 = 9,16, сс = 8, р = 0,328

15-17

1

56

10,6

16,1

46,4

23,2

8,9

5,4

2

471

89,4

17,0

41,4

27,2

11,5

3,0

3

-

-

-

-

-

-

-

Всего

527

100

16,9

41,9

26,8

11,2

3,2

Статистика

χ2 = 1,94, сс = 4, р = 0,747

7-17

1

221

13,4

11,7

56,6

21,3

7,2

3,2

2

1155

70,3

16,1

47,1

23,5

10,7

2,7

3

267

16,6

13,5

43,8

21,4

18,0

3,4

Всего

1643

100

15,1

47,8

22,8

11,4

2,9

Статистика

χ2 = 22,63, сс = 8, р = 0,003

Примечание:

1 – БВ отстает от паспортного, 2 – БВ соответствует паспортному, 3 – БВ опережает паспортный.

А – астеноидный, Т – торакальный, М – мышечный, Д – дигестивный, Н – неопределенный.

В период роста и созревания организма до 15 лет формируется принадлежность ребенка к определенному типу телосложения и в этот период ведущая роль в оценке темпа развития принадлежит морфологическому созреванию. В период завершения ростовых процессов, когда темп созревания теряет свою информативность и заканчивается формирование типовой принадлежности, тип телосложения может использоваться как индикатор биологической зрелости организма.


Библиографический список
  1. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  2. Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области  // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  3. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д. Особенности изменения функционального состояния организмов студентов за время обучения в вузе // Медицина и образование в Сибири. – 2012. № 6. – С. 11.
  4. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН.2008. – 216 c.
  5. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
  6. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. № 6. – С. 667-669.
  7. Балыкин М.В., Евстигнеева О.В., Макаева Р.Ш., Голованов Е.А. Изменение кислотно-основного состояния крови при гипоксии различного генеза // В мире научных открытий. – 2012. № 2. – С. 23-26.
  8. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Современные проблемы изучения физиологии развития организма //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки.-  2011. № 2. – С. 26-31.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: