УДК 378

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНЖЕНЕРНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье представлен анализ результатов исследования направленности обучающихся на инженерный вид деятельности. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: инженерный вид деятельности, направленность обучающихся, Университетский учебный комплекс, формирование профессиональной мотивации


ORIENTATION OF THE STUDENTS FOR ENGINEERING KIND OF ACTIVITY

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The analysis of research results of orientation of the students for engineering kind of activity is presented in the article. Research was conducted in control (traditional educational institutions) and experimental groups (educational institutions of the University complex) entrants, students of various courses, young specialists.

Keywords: engineering kind of activity, formation of professional motivation, orientation of the students, the University educational complex


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Направленность обучающихся на инженерный вид деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35557 (дата обращения: 03.06.2017).

Конкретизировать стремление к определенной сфере инженерной деятельности позволяет методика «Направленность на вид инженерной деятельности» [1, с. 460], разработанная О.Б. Годлиником. Данная методика рассматривает характерные элементы 4 основных видов инженерной деятельности:

1. Научно-исследовательская деятельность;

2. Проектно-конструкторская деятельность;

3. Производственная (эксплуатационная) деятельность;

4. Организаторская деятельность.

Настоящее исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Проведенное исследование в контрольной и экспериментальной группах начинающих обучение в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства дало результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестовой методики «Направленность на вид инженерной деятельности» в группах начинающих обучение в ПГУАС

Вид деятельности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Научно-исследовательская деятельность

2%

4%

Проектно-конструкторская деятельность

11%

14%

Производственная деятельность

23%

74%

Организаторская деятельность

64%

8%

В экспериментальной группе предпочтение было отдано производственной (эксплуатационной) деятельности. Опрашиваемые выбирали такие высказывания, как: «эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулировать)», «обеспечивать эффективную, безаварийную работы сложных технических устройств».

В контрольной группе ведущим является организаторский вид инженерной деятельности. Опрашиваемые отдали предпочтение таким высказываниям, как: «организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей», «разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда».

Аналогичная методика была предложена контрольной и экспериментальной группам выпускников ПГУАС. Были получены следующие результаты:

 Таблица 2. Результаты тестовой методики «Направленность на вид инженерной деятельности» в группах выпускников ПГУАС

Вид деятельности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Научно-исследовательская деятельность

3%

6%

Проектно-конструкторская деятельность

18%

23%

Производственная деятельность

33%

65%

Организаторская деятельность

46%

6%

Изменились количественные показатели. Но тенденции ведущих видов инженерной деятельности остались прежними: в экспериментальной группе превалирует производственный вид инженерной деятельности, а в контрольной – организаторский.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации у обучающихся учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» [2], доказывают, что:

1)  Университетский учебный комплекс способствует формированию профессиональной потребности будущих специалистов;

2)  Педагогический процесс в Университетском учебном комплексе побуждает учащихся комплекса к проявлению активности в освоении профессиональных знаний, умений, навыков и в приобретении профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;

3)  В процессе занятий в учебных заведениях Университетского учебного комплекса у обучающихся формируется профессиональная направленность;

4) Университетский учебный комплекс способствует формированию профессиональных умений;

5) Образовательный процесс Университетского учебного комплекса развивает у обучающихся самостоятельность мышления и поступков.

Следовательно, обучение в учебных заведениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствуют более эффективному формированию профессиональной мотивации обучающихся, чем обучение в традиционном учебном заведении.


Библиографический список
  1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер. – 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. Каргина, Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2004.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: