УДК 316

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ЭЛИТА»

Перевозкина Юлия Евгеньевна1, Акулия Мария Михайловна2
1Тюменский государственный университет, магистрант кафедры общей и экономической социологии
2Тюменский государственный университет, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению понятия «инновационная элита». В результате анализа подходов к пониманию данного концепта и его сравнения со смежными понятиями выделены основные черты, присущие представителям инновационной элиты.

Ключевые слова: инновационная личность., инновационная элита, интеллектуальный класс, креативный класс


THE PROBLEM OF THE DEFINITION OF “INNOVATIVE ELITE”

Perevozkina Yulia Evgenevna1, Akulich Maria Mikhailovna2
1Tyumen State University, master student of the General and Economic Sociology Department
2Tyumen State University, Doctor of Social Sciences, Professor of the General and Economic Sociology Department

Abstract
The paper contemplates specifications of the definition of “innovative elite”. Basing on the analysis of approaches to understanding of this concept and its comparison with related concepts the main features of innovative elite are developed.

Keywords: creative class, innovative elite, innovative person., knowledge-class


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Перевозкина Ю.Е., Акулия М.М. Проблема определения понятия «инновационная элита» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35081 (дата обращения: 30.09.2017).

Понятие инновационной элиты является мало разработанным в современной российской науке, несмотря на довольно частое употребление данного термина. Вместе с тем в современных условиях, когда развитие общества трудно представить без инноваций, понимание того, что скрывается за концептом «инновационная элита», представляется очень важным. Рассмотрим существующие подходы к пониманию данного феномена.

Одним из главных исследователей инновационной элиты в России является В.Е. Лепский. Свою концепцию он основывает на теориях Элвина Тоффлера и Иммануила. Валлерстайна.

Исследователь приводит идею роли «творцов» в постиндустриальном обществе, которые были высказаны Э. Тоффлером.  Тоффлер писал, что в процессе перехода от бюрократической формы организации к адхоккратической для решения научных, технических, экономических задач создаются так называемые ассоциации «свободных творцов» [1, с. 78]. К ним относятся активные творческие люди с высокой производительностью и интенсивностью профессиональной деятельности.

Схожие идеи высказывал И. Валлерстайн. В центре его концепции новый интеллектуальный класс, который можно назвать настоящей элитой и без которого трудно  представить жизнь государств и транснациональных корпораций, т.к. представители этого класса являются производителями информации, новых знаний и идей [1, c. 79].

Лепский приходит к выводу, что выделенные Тоффлером и Валлерстайном «интеллектуальный класс» и класс «творцов», можно рассматривать  как инновационную элиту.

По Лепскому, к эффективной инновационной элите относятся не просто образованные или стремящиеся к образованию люди. Гораздо более важно, что это люди, которые остро переживают наиболее актуальные проблемы общества и стремятся творчески эти проблемы решать, тем самым улучшая общественную жизнь. Кроме этого, данных людей отличает стремление работать на будущее и способствовать развитию общества, при этом делать это альтруистично, проявляя уважение к иному [1, c. 81]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из важнейших черт инновационной элиты является альтруизм.

Исследователь рассматривает элиту через призму треугольника «власть-бизнес-общество». Инновационная элита имеет своих представителей во всех видах элит, причем лучших их представителей. Инновационная элита является авангардом всех видов элит и поэтому рассматривается как системообразующая элита общества.

Таким образом, можно утверждать, что к инновационной элите В.Е. Лепский относит, в первую очередь, тех представителей элитных групп власти, бизнеса и общества, которые наиболее остро переживают существующие проблемы и стремятся к их разрешению. Кроме этого, представителей инновационной элиты отличает высокий уровень образования, стремление к получению и производству новых знаний, глобальность мышления, альтруизм. Также соглашаясь с Тоффлером и Валлерстайном, исследователь в инновационной элите видит класс «творцов».

По нашему мнению, выделение склонности к творчеству, созданию чего-то кардинально нового играет в определении инновационной элиты важную роль. К инновационной элите, несомненно, относятся одаренные люди, «бисоциативные» мыслители. Под бисоциацией понимают «отход от застоя, стагнации, умственных затруднений, эмоциональных расстройств», что сопровождается «вспышкой проницательности», в которой знакомая ситуация или событие предстают совершенно по-новому и появляется оригинальное решение [2]. Претворение творческих идей в жизнь способствует широкому распространению инновационных процессов.

Понятие инновационной элиты схоже с понятием интеллектуальной элиты, в некоторых концепциях подменяется им. Так, В.К. Петросян во введении в концепцию ноократического общества подчеркивает, что инновационную деятельность совершает оверстрат – класс людей знания, это своеобразная интеллектуальная элита, или инновационная элита. Она  рассматривается как новое поколение с «инновационным» разумом [3].

Понятия инновационной и интеллектуальной элиты, действительно, схожи. Но термин «интеллектуальная элита» в большей степени относится к представителям науки и искусства. В то время как представители инновационной элиты могут быть не только среди членов интеллектуальной элиты.

Задача интеллектуальной элиты (или knowledge-class, как её называют в западной литературе) состоит в оказании влияния на формирование науки и культуры в разных сферах человеческой жизни. Элитарную личность отличает большой объем знаний и выдающиеся умственные способности. Кроме этого, благодаря высокому уровню профессиональных знаний, данный тип личности занимает особое место в обществе, связанное с призванием просвещать и повышать уровень образования населения [4]. Безусловно, данные качества присущи и представителям инновационной элиты.

Другим близким понятием является «креативная элита». Авторы отмечают, что креативной элите принадлежит главная роль в развитии современной науки. К креативной элите относятся специалисты высшей квалификации, производящие новые научные знания, профессионально подготовленные к этой деятельности и обладающие признанным в научном сообществе и в социуме статусом – ученая степень и звание [5]. Очевидно, что большинство авторов рассматривают креативную элиту как слой научной элиты (ученые в возрасте от 25 до 55 лет).

Определенная связь инновационной элиты есть и с креативным классом. Это объясняется тем, что в наиболее развитых странах активная социальная поддержка инноваций исходит от той части средних слоев общества, которая связана с высокотехнологичными, творческими сферами материального и духовного производства. Некоторые западные социологи (Ричард Флорида, Чарльз Лэндри) рассматривают эти слои в качестве «креативного класса». «Суперкреативное ядро», «элита», этого класса, по их мнению, составляют ученые, инженеры, программисты, менеджеры, профессора, аналитики, журналисты, деятели культуры [6, с. 17].

Главная отличительная черта креативного класса – нацеленность на успех. Это носители основной доли общественной активности, энергетики, амбициозности, четко ориентированы на достижение цели.

А.Н. Окара [7] считает, что к представителям креативного класса можно причислить всех тех, кто в пределах своей профессиональной или социальной деятельности является инноватором, генератором развития, создателем «точек роста». К ним можно отнести представителей отраслевой и фундаментальной науки, разработчиков и реализаторов высоких технологий, представителей некоторых сегментов бизнеса (среднего, созданного с нуля и венчурного), активную часть городской интеллигенции, работающую. Сюда же относят и представителей «рутинных» профессий, склонных к инновациям и усовершенствованиям в пределах своей профессиональной деятельности. Особое место среди них исследователь отводит «бюрократам-инноваторам».

ФОМ [8] относит к креативному классу людей творческого труда, которые производят инновации в своей повседневной работе и распространяют их в обществе.

Представители креативного класса, безусловно, являются инновационно активными личностями и способствуют созданию инноваций и распространению их в обществе, но не все из них являются элитой.

Представители инновационной элиты относятся к инновационному типу личности и, соответственно, обладают присущими ему характеристиками. Характеристика инновационного человека, предложенная Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, включает следующие компетенции:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [9].

Данные компетенции схожи с теми, которые выделял Й. Шумпетер в качестве ключевых характеристик предпринимателя-новатора. Стоит отметить, что концепция Шумпетера создавалась в рамках экономической теории. Вместе с тем, её положения применимы и в рамках социологической науки.

Источником развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Предпринимателя-новатора отличают дар предвидения, инициатива, склонность к риску, стремление к самореализации, успеху и преодолению трудностей. Развитие происходит за счёт внедрения инновации, применения творческого подхода. Именно благодаря его активности осуществляется технический прогресс и экономика получает стимул к развитию [10]. Но всё это изначально происходит лишь  для получения большей прибыли.

Учёные РАН [11] в результате своего исследования пришли к следующему определению инновационной элиты: инновационная элита – это совокупность персон, занимающих властные позиции в различных общественных секторах, ориентирующаяся в своей деятельности на адаптацию этих секторов (и/или всего общества) к изменяющейся обстановке и их развитие.

Кроме этого, они сконструировали идеальный тип инновационной элиты, выделив ряд «идеально-типических» характеристик [11]. Согласно данным характеристикам представитель инновационной элиты:

•          Младше 45 лет.

•          Как правило, жители мегаполисов.

•          Обязательно имеют высшее образование.

•          Учились или работали за границей.

•          Стремятся к постоянному повышению квалификации и получению дополнительного образования.

•          Кардинально меняли сферу деятельности.

•          Есть опыт создания своего дела.

Инновационная элита является важным субъектом инновационной деятельности. Более того представители инновационной элиты должны быть лидерами среди субъектов инновационной деятельности. Есть несколько понятий, которые используются для обозначения лидерства в инновационной деятельности – инновационное лидерство, харизматическое лидерство,  трансформационное лидерство, преобразующее лидерство, лидерство для изменений, реформаторское лидерство и предпринимательский стиль лидерства. Общим в дефинициях этих терминов является направленность на изменения, видение яркой нетривиальной цели, создание эмоциональных переживаний, связанных с её достижением [12]. Эти черты являются характерными для представителей инновационной элиты.

Проанализировав все рассмотренные подходы, можно выделить ряд черт, присущих представителям инновационной элиты. Члены инновационной являются главными субъектами инновационного развития и занимаются инновационной деятельностью. Они обладают высоким уровнем профессиональных знаний. Это не просто специалисты высшей квалификации, это лидеры в своей деятельности, которые занимаются инновационным развитием различных сфер общества. Именно поэтому инновационную элиту нельзя полностью подменять понятиями интеллектуальной элиты и креативного класса. Инновационную элиту отличает направленность на изменения, стремление к производству новых научных знаний, нестандартное видение ситуации и креативность, талант. Кроме этого, ей свойственно нацеленность на успех, стремление к самореализации и альтруизм.


Библиографический список
  1. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010. 255 с.
  2. Минов Г.А. Проблемы и перспективы развития инновационного трудового потенциала в современных условиях // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-innovatsionnogo-trudovogo-potentsiala-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 1.05.2014)
  3. Бирюкова Н.С. Социально-философский анализ концепта «элита» в классических и постклассических теориях элитообразования // Современные исследования социальных проблем. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-analiz-kontsepta-elita-v-klassicheskih-i-postklassicheskih-teoriyah-elitoobrazovaniya (дата обращения: 1.05.2014)
  4. Ожева С.Б. Университетский комплекс как условие формирования интеллектуальной элиты в социокультурном пространстве региона: На материалах Республики Адыгея:  автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Майкоп, 2006.
  5. Артюхин М.И. Элитные научные группы: проблемы идентификации и типологии URL: http://socio.bas-net.by/artdetailed.php?id=7 (дата обращения: 14.05.2014)
  6. Инновационная модернизация России. Политологические очерки. Под редакцией Ю.А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011 г.
  7. Окара А.Н. Креативный класс как последняя надежда России. URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/5027-andrej-okara-kreativnyj-klass-kak-poslednyaya-nadezhda.html (дата обращения: 20.05.2014)
  8. Лучшие люди. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10190 (дата обращения: 14.05.2014)
  9. Инновационная Россия – 2020. URL: http://italecon24.ru/d/64597/d/strategiya_innovacionnogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_do_2010_goda.pdf (дата обращения: 20.05.2014)
  10. Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы. Изд-во ОмГУ, 2006.
  11. Проект РАН: региональные элиты и инновационно-реформаторский потенциал России URL: http://politstudy.info/?p=248 (дата обращения: 14.05.2014)
  12. Глухов П.С. Стили лидерства в инновационной деятельности: феноменология и эмпирические исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stili-liderstva-v-innovatsionnoy-deyatelnosti-fenomenologiya-i-empiricheskie-issledovaniya (дата обращения: 20.05.2014)


Все статьи автора «yuperevozkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: