УДК 338.1:656.61(477)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Макарчук Инна Николаевна
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды

Аннотация
В статье рассматриваются монетарные рычаги стимулирования развития предпринимательства в Украине и за рубежом, а также направления совершенствования государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: банковское кредитование, макроэкономические условия, малое предпринимательство, микрокредит., монетарная политика, программа развития, финансовая поддержка, финансовые ресурсы.


FORMATION OF THE EFFECTIVE MECHANISM OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Makarchuk Inna Nikolaevna
Pereyaslav-Khmelnytskiy State Pedagogical University named after Grygoriy Skovoroda

Abstract
The article considers monetary measures to stimulate the development of entrepreneurship in Ukraine and abroad, as well as directions of improvement of the state financial support of small business.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарчук И.Н. Формирование эффективного механизма государственной финансовой поддержки малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35047 (дата обращения: 28.09.2017).

Актуальность. Экономический рост в Украине и ее ускоренная интеграция в мировое сообщество, требует обеспечения возвышенного развития предпринимательства. Изучая опыт зарубежных стран, необходимо свидетельствовать, что экономика растет не только благодаря наличию крупных бизнес – структур, но и весомая роль в этом процессе принадлежит субъектам малого бизнеса. Наличие малых предприятий влияет на уровень занятости, темпы экономического роста, налоговые поступления в бюджет. Однако, на пути развития малого бизнеса существует ряд проблем, которые преимущественно связаны с законодательной базой. Решения имеющихся проблем или их минимизация, позволит предприятиям малого бизнеса активно конкурировать не только на внутренних, но и на внешних финансовых и товарных рынках.

Степень исследования. Вопросам государственной финансовой поддержки малого предпринимательства посвящены работы таких исследователей как: У. Б. Бережницкой, К. Г. Ваганова, З. С. Варналия, Т. Г. Васильцив, В. Є. Воротина, Т. А. Говорушко, С. Г. Дриги, Я. А. Жалила, В. В. Зянька, Д. А. Исаченко, П. В. Круша и др.

Изложение основного материала. Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства разработала законопроект «Об Общегосударственной программе развития малого и среднего предпринимательства на 2014-2024 годы», который направлен на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах, активизацию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов и тому подобное [2].

Указанный законопроект предусматривает решение следующих проблем:

• ограниченность доступа к финансовым ресурсам;

• несовершенство процедур в сфере лицензирования, разрешительной системы и государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

• ограниченность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации проектов государственно-частного партнерства;

• низкий уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о порядке и условиях осуществления хозяйственной деятельности;

• несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

Основными направлениями программы являются: дерегулирование хозяйственной деятельности; расширение возможностей доступа субъектов МП до получения кредитных ресурсов; поддержка экспортной деятельности инновационно-ориентированных субъектов МП; развитие инфраструктуры поддержки МП, социальной ответственности бизнеса; обеспечение развития сельскохозяйственного предпринимательства и кооперации; привлечение субъектов МП в реализации проектов государственно-частного партнерства и т.п.

При разработке программы учтена практика реализации действующей на сегодня Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства и международный опыт в сфере поддержки и развития МП.

Кабинет министров рассчитывает, что уже к следующему году доля малого бизнеса в украинском ВВП удвоится. Однако в проекте программы развития предпринимательства на 2014-2024 года нет прямой бюджетной поддержки. Помогать предпринимателям планируется разве что уменьшением бюрократизма [2].

Правительство определилось со стратегией развития малого и среднего бизнеса. Госслужба предпринимательства обнародовала проект концепции соответствующей общегосударственной программы развития на 2014-2024 года. В документе предлагается стимулировать инновационную составляющую малого и среднего бизнеса как с помощью грантов, прямого финансирования и предоставления госзаказов, так и посредством выдачи госгарантий по кредитам. Планируется, что за десять лет бизнес увеличит свою долю в ВВП до 25%, а количество работников в этой сфере вырастет на 10%. При этом, реализовать такие прогнозы планируется без бюджетной поддержки: в концепции упоминается использование новых финансовых инструментов, а также кредитование международных организаций. Такие займы выдает Международная финансовая корпорация через Укрэксимбанк и частные финучреждения [1].

Однако, мы считаем, что правительству следует сконцентрироваться на снижении ставок. Хотя правительство ставит целью существенное упрощение бюрократических процедур, которое постепенно внедриться в течение десяти лет. Но анализируя нынешние показатели поддержки малого бизнеса правительства необходимо еще очень много сделать в плане финансовой поддержки – прямой и косвенной для того, чтобы достичь поставленной цели. В программе стимулирования развития экономики на нынешний и последующие годы предусмотрено лишь 200 млн. гривен микрокредитования на малый и средний бизнес. Это одна тысячная от общего бюджета программы. И эти деньги смогут получить, учитывая среднюю сумму микрокредитов, тысяча – четыре тысячи малых предприятий. То есть в десять раз меньше, чем формальная количество малых и средних предприятий в стране. Эти факты свидетельствуют, что поддержка малого и среднего бизнеса не на первом месте в финансовой и налоговой политике правительства.

Следовательно, такие вещи, как развитие малого предпринимательства, должны решаться комплексно. Здесь должно быть, конечно, снижение бюрократизма, защита прав собственности и широкий спектр инструментов прямой поддержки. Или за средства бюджета, в виде предоставления льготных кредитов или микрокредитов, или предоставления налоговых льгот. И все это должно быть доступно, должен быть четкий, прозрачный механизм. Но зато у нас есть такие обособленные элементы в различных программах и предприниматели вынуждены искать какие-то выходы, чтобы получить эти минимальные деньги, которые в принципе, не приводят к кардинальным изменениям в поведении бизнеса. Можно сказать, что эти деньги неэффективно используются, потому что их мало для этого сектора малого и среднего предпринимательства.

Проблема расширения доступа предпринимателей к дешевому и «долгосрочному» финансированию сохраняет свою остроту для большинства стран мира. На этом акцентируется в «Барометре предпринимательской деятельности G20» по 2013 г. [4]. По оценкам экспертов в 2012 г. в странах ЕС предприниматели обеспечили создание 67 % всех новых рабочих мест, а в Китае – 75 %. Однако самой острой проблемой остается затрудненный доступ к финансированию.

По критерию доступа к финансированию самую высокую позицию в рейтинге традиционно занимают США, далее идут Великобритания и Китай. Тенденции к облегчения получения средств для начала бизнеса наблюдаются в США, Канаде и Австралии, а также Саудовской Аравии и Индонезии, которые достигли успехов в финансировании «стартапов». Задача расширенного финансирования предпринимательства активно реализуется правительствами Казахстана и России. Однако во всех странах остается острой потребность совершенствования системы финансирования начальных этапов бизнеса на основе инновационных решений и подходов. Неотложной является задача формирования новых и расширения имеющихся источников финансирования, в частности, облегчение доступа к банковскому кредитованию предпринимателей, предоставление государственных средств, краудфандинг [5], микрофинансирование. Таким образом, на международном уровне проблема расширения финансирования предпринимательства рассматривается в контексте разработки долгосрочного целостного подхода к стимулированию экономического развития страны на инновационных принципах.

Большинство развитых стран в течение последних лет проводят беспрецедентную политику количественного смягчения, когда вместе с низкими процентными ставками осуществляется расширение денежной массы в экономике за счет операций центральных банков с ценными бумагами и выкупом проблемных активов банков. Таким образом, общие монетарные условия являются весьма благоприятными для развития малого предпринимательства. Однако эффективность действия вышеупомянутых монетарных механизмов ослабляется отсутствием действенных механизмов направления средств в реальный сектор экономики. Следовательно, подавляющая часть денежной массы сосредоточивалась на финансовых рынках, формируя «мыльные пузыри» и способствуя периодическому повышению фондовых индексов с их последующим падением. При этом реальный сектор экономики испытывает недостаток финансирования. Поэтому на текущем этапе активизируются задачи целевого банковского кредитования предпринимателей.

В Украине же развитие кредитования МП тормозится: неблагоприятными макроэкономическими условиями; проблемами кредитования МП; проблемами банковской системы.

В 2012-2013 гг., несмотря на общее смягчение монетарной политики в кризисный период, условия получения кредита в Украине стали более жесткими. При получении кредита предприниматели зачастую сталкивались с такими проблемами: жесткие требования к финансовым показателям компании; сокращение сроков и снижение объемов кредитования; увеличение сроков рассмотрения заявок на кредит.

Для активизации кредитования МП необходимо применение государственных мер в направлениях:

1) взвешенного смягчения монетарной политики с учетом темпов инфляции и темпов роста ВВП, что возможно осуществить за счет: целенаправленного снижения учетной ставки НБУ, чему способствует низкая инфляция; введение «потолков» относительно ставок по отдельным видам депозитов; предоставление долгосрочного рефинансирования НБУ под кредитование банками МП или под залог ценных бумаг предприятий; корректировки резервных требований;

2) стимулирование банков предоставлять кредиты для МП, что предусматривает более полный учет банками как специфических особенностей, так и совместных (стандартных) особенностей определенного вида деятельности предприятий. Поэтому банки имеют как развивать клиентоориентированный подход, так и применять стандартизацию кредитных продуктов.

Стандартизации подлежат кредиты на открытие бизнеса («старт-ап» [6]); проекты, адаптированные к специфике конкретной отрасли; поставку оборудования и разработку бизнес-плана (прежде всего это франчайзинговые программы в области предоставления услуг питания и торговли). К недостаткам стандартных кредитов следует отнести: жесткие условия кредитного соглашения- при необходимости уменьшения кредитных рисков; преимущественную ориентацию на потребности универсального заемщика, что ведет к недостаточному учету его специфических потребностей.

3) государственной поддержки малого предпринимательства.

Исследование зарубежного опыта кредитования инвестиционных проектов показало высокую эффективность такого вида стандартизации как кластерный подход к кредитованию МП, которая базируется на формировании групп (кластеров) промышленных предприятий, которые объединены по региональным или экономическим признакам. Целью кластерного кредитования является снижение рисков кредитования инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на цели технологического обновления, снижение затрат, повышение операционной эффективности, расширение ассортимента продукции.

Например, в Индии кластерный подход активно используется при реализации двух типов программ, направленных на финансирование технологического обновления и внедрения энергосберегающих технологий [7].

В рамках кластерного подхода к кредитованию возникает возможность:

- кредитовать решения типовых технических и технологических проблем предприятий; уменьшить расходы на оформление кредита и упростить процедуру его предоставления; преодолеть проблемы, связанные с высокими трансакционными издержками и рисками, ассоциируемыми с кредитованием малых предприятий. Таким образом, НБУ целесообразно рассмотреть возможность изучения и применения технологии кластерного кредитования в сфере реализации программ повышения энергоэффективности, что реализуется за средства Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Критерием отнесения предприятий к кластеру в этой сфере должна стать потребность в снижении энергоемкости производства.

Расширение доступа МП к кредитам предусматривает также снижение неоправданных административных, процедурных, технических и технологических затрат банка на предоставление кредита за счет:

- научно обоснованной и методически обоснованной минимизации пакета документов на получение кредита и сокращение сроков рассмотрения кредитными организациями соответствующих заявок в сочетании с мерами по модернизации технологий взаимодействия с клиентом с использованием современных средств автоматизации и удаленного доступа (е-банкинг);

- использование возможностей современных платежных карточек, например, за счет продажи банком кредитных банковских карт с льготным периодом, предоставляющие клиентам возможность в течение сорока дней бесплатно пользоваться кредитом;

- развитии банковских платежных карт в направлении технологии виртуального общения – коммуникации ближнего поля (Near Field Communication, NFC) [8].

Со стабилизацией макрофинансовой ситуации проблема обеспеченности кредитам субъектов предпринимательской деятельности постепенно смещаться из стоимости кредитов и продолжительности процедуры их оформления в сторону совершенствования банковского обслуживания и страховой защиты предпринимателей, предоставление консультативных услуг относительно ведения бизнеса, гарантирования и страхования, расширение перечня залога и технических оценок. В этом аспекте целесообразно уже на текущем этапе расширить ассортимент кредитных продуктов для МП, которые пока что не получили широкого использования в Украине, а именно: кредитование дебиторской задолженности (платежные кредиты, акцепты, учетный кредит, кредит под коммерческие долговые обязательства, факторинг, форфейтинг); кредиты под залог требований, под залог корпоративных ценных бумаг; кредиты по контокорренту и его разновидностям; проектное кредитование; сезонные кредиты (прежде всего в области сельского хозяйства).

Для минимизации рисков кредитования инновационных и инвестиционных проектов неотложной задачей является развитие инфраструктуры кредитования в части формирования сетей инжиниринговых компаний. Если банк оценивает прежде всего финансовую сторону проекта, предприятие – техническую часть, то инжиниринговые компании оценивают проект и с финансовой, и с технической стороны, что позволяет получать до 10-20 % экономии в процессе кредитования инвестиционных проектов.

Для формирования сети эффективно функционирующих инжиниринговых компаний в Украине необходимо: на законодательном уровне отнести инжиниринговые компании к инструментов поддержки субъектов МП в сфере инноваций и промышленного производства; ввести механизм добровольной сертификации инжиниринговых компаний; способствовать созданию профессионального объединения инжиниринговых компаний [4]; рассмотреть возможность поддержки инжиниринговых компаний на уровне государства в форме предоставления грантов, проведение рекламных акций с участием инжиниринговых компаний, демонстрации на реальных проектах эффективности инжиниринга[3]); провести консультации НБУ с банками по обсуждению целесообразности и перспектив создания специальных отделений в банках, которые будут выполнять инжиниринговые функции и внедрение схем оплаты услуг инжиниринговых компаний (как правило, до 10 % от стоимости проекта).

Выводы. Потребность расширенного финансирования малого предпринимательства признана на международном уровне. Для ее решения в Украине меры количественного смягчения монетарной политики целесообразно дополнить увеличением возможностей банков предоставлять кредиты, расширением ассортимента кредитов, развитием инфраструктуры кредитования. Необходимо максимально упрощать процедуры получения кредита путем их стандартизации, использования государственного субсидирования процентной ставки, кластерного подхода, развития Интернет-банкинга и расширение виртуального Интернет доступа к банковским услугам. Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства монетарными рычагами позволит ускорить экономический рост Украины, создавать новые рабочие места и наполнять бюджеты всех уровней.


Библиографический список
  1. Держава виділяє мізерні кошти на розвиток бізнесу – експерт [Електронный ресурс]. – Режим доступу:http://newsradio.com.ua/2013_06_12/Derzhava-vid-lja-m-zern-koshti-na-rozvitok-b-znesu-ekspert/
  2. Проект Закону України «Про Загальнодержавну програму розвитку малого і середнього підприємництва на 2014-2024 роки»[Електронный ресурс]. – Режим доступу: http: // www. dkrp. gov.ua/info/2232
  3. Остапенко Н. Методика оцінки впливу державної фінансової підтримки на розвиток малого підприємництва. Н. Остапенко // Економічний аналіз. – 2012. -  Випуск 10. частина 1. – С. 317-321
  4. The power of three: together, governments, entrepreneurs and corporations can spur growth across the G20 / The EY G20 Entrepreneurship Barometer 2013 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http:// http://www.ey.com/ Publication
  5. Краудфандінг – нове джерело екофінансування [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.climateinfo.org.ua/content/kraudfanding-nove-dzherelo
  6. Крюков С. Мы перешли к адресной поддержке инновационно ориентированных субъектов МСП [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.mspbank.ru/ru/support_program/analytical_materials/?pid=5609
  7. A financing energy efficiency: Lessons from Brazil, China, India, and Beyond / R. P. Taylor, C. Govindarajalu, J. Levin [et al.]. – Washington, D.C.: World Bank, 2008.
  8. Народные критерии оценки банковского обслуживания / Национальное агентство финансовых исследований [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10516.html


Все статьи автора «Inna Makarchyck»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: