ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917-1919 ГОДЫ

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса о заработной плате педагогов Тобольской губернии в период революций и гражданской войны. Тематика данной статьи остается актуальной в связи с тем, что заработная плата учителя на ставку в настоящее время незначительна. В статье анализируется материальное положение учителя до Февральской революции и после нее, акцентируется внимание на динамике роста заработной платы в исследуемый период.

Ключевые слова: заработная плата, материальное положение учителя, предметы первой необходимости, преподаватель, школы


SALARIES OF THE TOBOLSK PROVINCE IN 1917-1919

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article is devoted to investigation of the question about the wages of teachers of the Tobolsk province in the period of revolution and civil war. The theme of this article is still relevant in connection with the fact that salaries at the rate currently insignificant. The article analyzes the financial position of the teacher until the February revolution and after it, the author focuses on the dynamics of growth of wages in the analyzed period.

Keywords: earnings, financial position, lecturer, necessities, school, teachers


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Заработная плата учителя Тобольской губернии в 1917-1919 годы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34907 (дата обращения: 29.03.2024).

Заработная плата для преподавателя, как правило, единственный источник дохода. В период социальных катаклизмов революций, войн, увеличение заработной платы не успевает за инфляцией. От этого в первую очередь страдают бюджетники, в том числе и педагоги. До революции учителя начальных и низших школ получали незначительную зарплату. В период событий 1917 г., гражданской войны происходило обесценивание заработной платы педагогов.

До революции в светских начальных училищах Тобольской губернии в 1909 г. подавляющее большинство составляли учительницы. Их насчитывалось 76,3 %, учителей-мужчин 23,7 %. Наименьшее количество учителей-мужчин приходилось на училища, содержащиеся на средства губернского земского сбора, чему способствовала низкая плата в школах данного разряда. На следующий год в этих училищах насчитывалось уже 55 (11,4 %) учителей, учительниц 428 (88,6 %), 390 из которых имели среднее и начальное образование [1, с. 3]. Наиболее престижными для педагогов-мужчин являлись сельские училища и приходские училища Министерства народного просвещения (далее – МНП). Более всего педагогов не хватало в училищах, содержащихся за счет земского сбора. Преподавателям приходилось занимать вторые учительские места в более многолюдных училищах.

По данным школьной переписи в январе 1911 г. сельские учителя и учительницы в Тобольской губернии получали в среднем больше, чем их коллеги из других регионов Западной Сибири, что составило 329 руб. в год. Учителя на селе получали в среднем 351 руб., уступая по заработку учителям из Акмолинской области. Педагоги начальных школ губернии были лучше своих коллег в Западной Сибири обеспечены жильем – 69,7 % имели учительские квартиры [2, с. 6].

Докладывая попечителю Западно-Сибирского учебного округа в канун нового 1914 года о целесообразности открытия учительской семинарии в селе Голышмановском, директор народных училищ губернии Г.Я. Маляревский отразил специфику жизни и работы сельского учителя. Во-первых, дети сельских жителей, выучившись, не очень-то стремились вернуться домой в качестве сельских учителей. «Мишурные соблазны городской жизни» действовали на них отрицательно, и учителя начинали тяготиться условиями жизни в селе. Чтобы этого не происходило, нужно было учить в селе, а не в городе. Во-вторых, заслуживал одобрения тот факт, что сельские учителя занимались приусадебным хозяйством, а рынок сбыта сельскохозяйственной продукции в губернии этому благоприятствовал, что служило «хорошим подспорьем к скудному жалованью учителя». Ведение хозяйства «привязывает учителя к месту, придает его стремлениям и всему мировоззрению более солидный и зрелый характер, сближает с населением, дает возможность распространять среди него рациональные приемы сельского хозяйства» [3, с. 119]. При сельском двухклассном училище в селе Голышмановском сельскохозяйственное отделение и хутор могли бы служить хорошей базой для практических и теоретических занятий сельским хозяйством учеников семинарии. В городе же такая база отсутствовала.

После Февральской революции на 1-м Общегубернском учительском съезде, проходившем в Тобольске с 12 по 21 июня 1917 г., с докладом «Материальное положение учителя» выступил Е.Ф. Соколов, впоследствии до 30 апреля 1918 г. временно исполняющий обязанности директора народных училищ Тобольской губернии. Он отмечал: «Для того чтобы поставить народную школу на желаемую высоту, недостаточно дать только соответствующую подготовку учителю, но следует вполне обеспечить его материальное положение. Материальная необеспеченность народных учителей является крупным отрицательным фактором в жизни начальных училищ: ею в сильной степени определяются подбор преподавателей и условия их труда; а отсюда уже вытекают результаты работы школы. Таким образом, материальная необеспеченность учителей начальных училищ является вопросом не только личности учителя, но и вопросом дела и интересов школы» [4, с. 55-56].

В 1917 г. учителя городских приходских и сельских школ получали различные оклады: 300-620 руб. в год (далее суммы в год – В.С.), не учитывая прибавок за пятилетия и по случаю военного времени.

Жалованье всем учителям начальных школ с 1 марта 1917 г. было увеличено до 600 рублей. Но и на такую сумму «при существующей на все дороговизне, положительно невозможно народному учителю существовать хоть сколько-нибудь безбедно на такое ограниченное содержание… Семейному же учителю на такое жалованье живется совсем плохо, и он не имеет возможности дать соответствующее образование своим детям» [4, с. 56].

Соколов предлагал увеличить первоначальный оклад учителям начальных школ до 1200 руб. и делать шесть надбавок за выслугу трехлетий по 200 рублей. Через 18 лет службы учитель получал бы 2400 рублей. Учителю предоставляется квартира при училище или он получает квартирные деньги из местных источников.

Учителя высших начальных училищ получали 960 руб. и четыре надбавки за пятилетия по 180 рублей. Следовало увеличить жалованье до 1800 руб. и назначить шесть надбавок за трехлетия по 300 рублей. Тогда высший оклад составил бы 3600 рублей.

Необходимо было скорее утвердить новые штаты для учительских институтов и семинарий в соответствии со штатами средних общеобразовательных учебных заведений по Закону 10 мая 1912 года. Нужно было освободить всех учителей от платы за обучение своих детей в средних и высших учебных заведениях, а для детей сельских учителей учредить бесплатные стипендии при средних школах.

Временное правительство нуждалось в средствах для продолжения войны. К сбору средств привлекались учителя. Летом 1917 г. педагоги Западной Сибири были призваны пропагандировать и популяризировать Займ Свободы. В газетах часто печатались статьи о Займе. Учителям предписывалось использовать все способы агитации: публичные лекции, собеседование с учениками старших классов, особое внимание следовало уделять учащимся, отправляющимся на работу в деревню, проводить беседы с учителями начальных училищ, присутствующих летом на педкурсах или съездах [5, с. 41].

В годы гражданской войны цены еще более взлетели вверх. Дотации учителям не могли компенсировать рост инфляции. Перед новым 1918-19 учебным годом МНП Временного Сибирирского правительства известило: учителя начальных училищ будут получать в месяц оклад 250 руб., квартирных 25, за заведование училищем 25 и по 50 за каждое пятилетие службы до трех пятилеток. С декабря 1918 г. оклад учителей начальных училищ составил 315 рублей. В марте 1919 г. Совет министров колчаковского правительства добавил 35 % или 110 руб. 25 копеек. Тюменская городская дума добавила учителям из своих средств в феврале по 110 рублей. Получалось, что учитель минимально получал 535 руб. 25 копеек [4, с. 56].

Таблица 1. Сведения о заработной плате в городах Тобольской губернии в декабре 1918 года [6, с. 75]:

Профессия

Время

Оплата в рублях

Прислуга:

мужская

женская

Чернорабочий:

мужчина

женщина

в месяц

в месяц

в день

в день

280-350

65

14

5

Таблица 2. Средняя стоимость предметов первой необходимости в декабре 1918 года

Продукт

Вес

Цена

Хлеб:
белый
черный
Соль

Сахар

1 фунт (прим. 0,4 кг.)
1 фунт
1 фунт
1 фунт
1 руб. 20 коп.
70-75 коп.
20-30 коп.
-

Овощи были более дешевы: килограмм картошки можно было купить за 20 копеек.

В июне 1919 г. городская дума Тюмени рассматривала проект повышения оплаты труда городских служащих. При утверждении проекта жалованье сторожа начального училища увеличилось бы на 200 руб., составив 610 рублей. В результате сторож получал бы больше учителя. В связи с этим отдел народного просвещения просил городскую думу увеличить добавочное содержание из своих средств до 425 руб. 25 копеек.

Еще в 1909 г. в труде по педагогической психологии И.А. Сикорский писал: «Дешевый, утомленный учитель также бесполезен для школы, как бесполезен был бы для больного совет врача, который сам болен. Учитель, обремененный уроками, поставленный в необходимость проводить весь день в погоне за заработком, теряет большую часть своей педагогической ценности и является для ученика нежелательным и даже опасным образцом умственной работы, опасным примером дряблой воли» [7, с. 56].

Социальные катаклизмы, происходившие на территории бывшей Российской империи, негативно отразились на материальном положении учителей. Резкое повышение стоимости предметов первой необходимости привело к снижению покупательной способности населения и педагогов в частности. Попытки властей различного уровня поднять заработную плату педагогам незначительно способствовали улучшению жизни учителей, не успевая за ростом цен.


Библиографический список
  1. Школьный отдел при неофициальной части Тобольских губернских ведомостей. Тобольск, 1911. № 17. С. 3.
  2. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 г. Вып. XII-XV. Азиатская Россия. Западно-Сибирский учебный округ. Восточная Сибирь. Приамурский край и Туркестан. СПб., 1914. С. 6.
  3. Сулимов В.С. Открытие учительских семинарий в Тобольской губернии в начале ХХ века // Тобольск-научный. Тобольск, 2010. С. 118–120.
  4. Сулимов В.С. Нищета учителя в начале ХХ века // Три века сибирской школы: Мат-лы Всерос. конф. СПб.- Тюмень: ТОГИРРО, 2001. С. 55-56.
  5. Сулимов В.С. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. С. 41.
  6. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Светская школа Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. Тюмень, 2004. С. 75.
  7. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909. С. 49.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация