УДК 336.36

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Ющенко Андрей Леонидович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
доцент кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства

Аннотация
В статье рассмотрены ключевые и базовые направления развития и активизации предпринимательства региона. Выделены проблемы на пути развития предпринимательской активности, и способы их преодоления на региональном уровне.

Ключевые слова: предпринимательство, региональная инфраструктура, региональная предпринимательская система, экономика предпринимательства


PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS OF ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA NOW

Ushchenko Andrey Leonidovich
St. Petersburg state economic University
associate Professor of the Department of commercial activity and entrepreneurship

Abstract
Article considers the key and basic directions of development and fostering entrepreneurship in the region. Selected problems on the way of development of entrepreneurial activity, and ways of overcoming them at the regional level.

Keywords: economy of entrepreneurship, entrepreneurship, regional entrepreneurial system, regional infrastructure


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ющенко А.Л. Проблемы и пути развития региональных систем предпринимательства в России в настоящее время // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/32310 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие национальной экономики любой страны зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное место по мнению множества современных ученых [1,3,6] занимает развитие предпринимательства. Это обусловлено в первую очередь тем, что предприниматели привносят новые методы и инструменты ведения деятельности организаций, определяют потребности потребителей в новых продуктах и услугах, новых способах удовлетворения их потребностей, тем самым формируя новые рынки сбыта и развивая тем самым новые рынки производственных факторов.

При этом качество функционирования предпринимательских структур, особенности и направления их развития определяются рядом системообразующих факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

1) профессиональные знания и умения руководителей предпринимательских структур, их предпринимательские навыки;

2) ресурсное обеспечение и ресурсный потенциал функционирования предпринимательских структур;

3) местные, региональные и национальные особенности инфраструктурного обеспечения функционирования предпринимательских структур (правовые, социально-культурные, экономические и иные факторы).

При этом в последнее время на первый план выходят именно региональные факторы обеспечения функционирования и развития предпринимательства [2,4], определяемые как особенностями деятельности самих предпринимательских структур, так и действиями органов власти субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что структуры, задействованные в предпринимательской деятельности, являются важной составляющей национальной социально-экономической системы и отдельных субъектов государства. Предприниматели взаимодействуют с системой государственного управления, а непосредственно участвуют в жизнедеятельности населения и отдельных граждан. Вследствие данного положения регулирование предпринимательской деятельности, с одной стороны, должно содействовать развитию непосредственно предпринимательской активности, а с другой стороны – ограничивать её негативное воздействие на жизнедеятельность государства и общество.

Таким образом, проблематику и направления развития предпринимательских структур можно рассматривать через призму так называемой системы предпринимательства, под которой будем понимать совокупность функционирующих на определенной территории (на уровне государства в целом, региона или населенного пункта в частности) предпринимательских структур со сложившейся (или формирующейся) предпринимательской средой, определяющая суть и экономическую активность функционирования системы данной территории.

Данный подход позволяет рассматривать деятельность предпринимательских структур, обеспечивающих организаций, государственных и иных структур не изолированно, а в системе, имеющей свои взаимосвязи, свои принципы и особенности функционирования.

На наш взгляд имеет смысл рассматривать системы предпринимательства на региональном уровне, поскольку национальному уровню регулирования и поддержки предпринимательства свойственны достаточно общие правила, принципы и методы регулирования предпринимательства, а особенности функционирования предпринимательских структур слишком различны, а местный уровень (уровень населенного пункта, района) слишком мелок для полноценного исследования.

Таким образом, в качестве объекта настоящего исследования будут выступать так называемые региональные предпринимательские системы.

Исследование закономерностей развития регионального предпринимательства, особенностей функционирования предпринимательских и иных структур, образующих рассматриваемую систему, позволило выделить ряд проблем и в дальнейшем сформулировать рекомендации по направлениям развития предпринимательских структур.

Данные проблемы можно разбить на две группы[5, с. 237]:

  • проблемы, связанные с вопросами государственного регулирования предпринимательства;
  • системные проблемы, вызванные деятельностью самих предпринимательских структур

Среди проблем государственного регулирования предпринимательства на региональном уровне можно выделить следующие.

1.  Отсутствие единого подхода по оценке предпринимательской среды, а также единой системы показателей, по которым её можно было оценить.

Данная проблема препятствует реальной оценке системы предпринимательства в регионе, что сказывается на эффективности разрабатываемых систем поддержки предпринимательских структур. Необходимо отметить, что важным является не сам расчет показателей и оценки системы в целом по регионам в отдельности, а сравнение регионов между собой, что позволит выявить неравномерность развития предпринимательства, выделить слабые регионы и определить конкретные меры поддержки в конкретной сфере предпринимательства, которые необходимы в каждом отдельном случае.

2.  Неэффективная политика государства в отношении создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса.

Главной задачей государственной политики в отношении предпринимательства должно являться меры по снижению административных, экономических, правовых и иных барьеров на пути создания предприятий на различных уровнях (федеральном, региональном, местном). Однако, в настоящее время у нас в стране присутствует различие в декларировании целей по поддержке предпринимательства и реальных мер по его развитию. В качестве основных проблем в рамках данного направления можно указать ужесточение налоговой политики за последние три года, усложнение условий ведения бизнеса (инфраструктурные требования, правила и порядок формирования предприятия и ряд других факторов).

3.  Сильная дифференциация в инфраструктурном обеспечении деятельности предпринимательских структур между регионами

Каждый регион (субъект Российской Федерации) в силу своих территориальных, экономических, социально-экономических. Правовых и иных особенностей имеет свои условия ведения предпринимательской деятельности и свои особенности в государственном регулировании и поддержке данной деятельности.

Однако отечественная практика показывает, что, несмотря на декларируемость единой политики происходит концентрация финансовых, человеческих и иных ресурсов в очень ограниченном ряде регионов, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах имеется лишь незначительное количество городов (территорий), в которых должным образом организована деятельность по развитию и поддержке предпринимательства с необходимым уровнем инфраструктурной поддержки.

Это приводит к неравномерности развития предпринимательства по территории России, вследствие чего ослабляется как предпринимательская активность в группах регионов, так и по стране в целом.

4.  «Теневое» ведение бизнеса

Сильное влияние на развитие бизнеса оказывает сложившиеся условия и, прежде всего, возможности по ведению предпринимателями так называемого «теневого бизнеса», ориентированного на сокрытие официальных доходов, перевода работников на неофициальную зарплату (так называемую зарплату в конвертах). Это приводит к появлению двух негативных для государства обстоятельств. Во-первых, происходит потеря финансовых средств для бюджета государства. Во-вторых, снижается социальная защищенность и правовая безопасность работников предпринимательских структур.

При этом одним из ключевых факторов развития теневого предпринимательства является ужесточение условий ведения бизнеса (особенно малого и среднего), а также недостаточное развитие необходимой инфраструктуры предпринимательства, начиная с прозрачности и действительной простоты организации предпринимательской деятельности и заканчивая затруднениями с получением финансовых средств для инициации деятельности предпринимателями.

Среди направлений решения проблем развития предпринимательства на региональном уровне можно выделить следующие.

Во-первых, это совершенствование национальной политики в отношении регионов, которое заключается, с одной стороны, в делегировании больших полномочий в области формирования политики субъекта по поддержке и развитию предпринимательства на местах. С другой стороны – должны быть усовершенствованы методы и инструменты контроля за формированием и реализацией указанной политики со стороны федеральных органов власти.

Во-вторых, должны быть разработаны меры, повышающих предпринимателей как к открытию новых предприятий, так и активизации своей деятельности, и вывода деятельности предприятий в «белую» сферу. При этом данный эффект может достигаться как за счет ужесточения налогового, финансового и иных видов контроля со стороны государства, так и введения норм, правил и иных инструментов стимулирования предпринимательской деятельности (технопарки, льготное финансирование, кредитование и т.п.).

В-третьих, снижение неоднородности предпринимательской деятельности между регионами. Это бы позволило предпринимателям не акцентировать большинство усилий на выход на центральные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а ориентироваться на работу в регионах.

Таким образом, главным направлением развития предпринимательства в регионах должно является совершенствование и конкретизация функций по развитию и поддержке предпринимательской деятельности на всех трех уровнях государственного регулирования: федеральном, региональном и местном.


Библиографический список
  1. Мотышина М.С., Мотышина Е.В., Норгин Г.А. Факторы развития инноваций в сфере услуг// Вестник РАЕН, Санкт-Петербургское отделение образования и науки. –  № 3 – 2012 с. 97-100
  2.  Родионов Д.Г., Черняк Т.А. Перспективы реализации арьергардного сотрудничества предпринимательских структур в нефтегазовом комплекс в условиях инновационной модернизации //  Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 6. № 4. С. 155-167.
  3. Фейгин Г. Ф. Национальные экономики в эпоху глобализации: Перспективы России / монография / Г. Ф. Фейгин. – СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2008. -200 с.
  4. Хольнова Е.Г. Теория и методология формирования и развития отечественного финансового менеджмента банка /монография / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т”. Санкт-Петербург, 2008.
  5. Ющенко А.Л., Брешев А.И. Институциональные основы функционирования системы предпринимательства в России // Журнал «Вестник ИНЖЭКОНа», серия «Экономика» – вып.1. – №60. – 2013. с. 24-28.
  6. Ющенко А.Л. Направления развития предпринимательских структур  Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2010. Т. 6. № 112. С. 236-241.
  7. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.


Все статьи автора «korshun»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: