УДК 332.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ШВЕЦИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Бондаренко Алина Юрьевна
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу налоговых политик Швеции и России, и формирование государственного бюджета государств на примере налога на доходы физических лиц.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, налоговая политика, налогообложение, региональный бюджет


COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEMS OF SWEDEN AND THE RUSSIAN FEDERATION, ON THE EXAMPLE OF TAX ON PERSONAL INCOME

Bondarenko Alina Yurievna
Far Eastern Federal University

Abstract
This article focuses on the comparative analysis of fiscal policy in Sweden and Russia, and the formation of the state budget of the example of tax on personal income.

Keywords: local budget, regional budgets, tax policy, taxation, taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко А.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Швеции и Российской Федерации, на примере налога на доходы физических лиц // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34812 (дата обращения: 02.06.2017).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Уровень жизни людей напрямую зависит от проводимой налоговой политики государства, гражданами которого они являются. У каждой страны существуют свои особенности налогообложения, которые, в свою очередь, зависят от экономических, демографических, политических и социальных факторов. В связи с чем, необходимо сравнить страны с разным уровнем жизни и выявить факторы, влияющие на установление такого уровня жизни.

Проблематика данной темы заключается в эффективности федерального, регионального и местного налогообложения и распределения бюджета.

Цель данного исследования – изучить и сравнить системы налогообложения Швеции и Российской Федерации, а также выявить их особенности.

На современном этапе налоговой теории и практики существует множество классификаций налоговой политики государства. С учётом тематики данной статьи мы рассмотрим типы налоговой политики, представленные современным экономистом, профессором Поповой Л.В.[2, c.15]

Первый тип – высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.

Второй тип – низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Стоит заметить, что в условиях развитой экономики, любой из трёх типов налоговой политики, может быть успешно применен на практике. В рассматриваемых странах используется второй и третий типа налоговой политики (в России – второй, а в Швеции – третий).

В Швеции органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью и своевременностью начисления налогов и сборов, является Swedish Tax Agency (далее STA). Оно осуществляет те же самые функции что и российская Федеральная налоговая служба за исключением одного. Помимо основных своих обязанностей STA так же производит: [3, c.10]

- учет регистрации населения Швеции;

- регистрацию недвижимости физических лиц;

- учет миграции населения;

- выдачу свидетельств о рождении и решает вопросы завещаний.

Следует также отметить, что в России социальные пособия не облагаются налогом, тогда как в Швеции это широко применяется на практике.

Львиная доля поступлений в государственный бюджет Швеции происходит за счёт налога на доходы и прибыль физических лиц (59%), в то время как в России большая часть поступлений в федеральный бюджет идёт от уплаты таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (19%) [5]. Данная ситуация обусловлена отсутствием у Швеции изобилия полезных ископаемых и высокими доходами у населения. В России же экономика страны функционирует большей частью за счёт добычи и экспорта полезных ископаемых, в том числе нефтепродуктов.

Если рассматривать различия налоговых ставок в системах налогообложения данных стран, то различия видны сразу. На основе данных налоговых органов стран, автором был проанализирован налог на доходы физических лиц. В Швеции используется прогрессивная шкала налогообложения без дифференциации по типу доходов, т.е. по мере роста доходов физических лиц, они облагаются большей налоговой ставкой, а именно:

-    0% – от 0 до 18 800 крон;

-    31% (7% государству и 24% муниципалитету) – от 18 800 до 433 900 крон;

-    31% + 20% – от 433 900 до 615 700 крон;

-    31% + 25% – более 615 700 крон.

В тоже время, в России размер ставки составляет в большинстве случаев 13%.

Ставка в размере 9% применяется в отношении доходов:

- от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Ставка в размере 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

- от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

- от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Ставка в размере 30% применяется в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 НК РФ.

Ставка в размере 35% применяется в отношении следующих доходов:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;

- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ;

- в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в статье 214.2.1 НК РФ.

За последние 10 лет в Швеции наблюдается тенденция к понижению налоговой ставки. За этот период она была снижена на 3%. Причины такой высокой налоговой ставки в Швеции обуславливается многими факторами, в том числе:

- высокий уровень жизни и затраты на поддержание комфортной социальной среды в стране;

- высокий уровень оплаты труда у большей части населения страны.

В таблице 1 представлены абсолютные и относительные показатели НДФЛ по состоянию на 2012 г.[3,6]

Таблица 1. Показатели НДФЛ в России и Швеции в 2012 г.

Показатель

Россия

Швеция

ВВП, млрд долл. США 2029,812 523,804
Сумма НДФЛ, млрд долл. США 73,745 89,57
Доля НДФЛ в ВВП, % 3,63 17,1
Население, млн чел. 143,056 9,556
НДФЛ на душу населения, долл. США 515,5 9373

Источник: составлено автором на основе статистического ежегодника Швеции и сайта Федеральной службы государственной статистики РФ.

На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительную разницу в объемах ВВП (2029,8 млрд долл. США в России и 523,8 млрд долл. США в Швеции) и численности населения (143,056 млн человек и 9,556 млн человек соответственно), показатель собранной суммы НДФЛ в Швеции в абсолютном значении больше, чем в России (89,57 млрд долл. США против 73,745 млрд долл. США), что отражает как высокий уровень доходов шведов, так и высокую налоговую нагрузку, приходящуюся на их доходы. Налогоемкость НДФЛ в Швеции составляет 17,1%, что превышает налогоемкость НДФЛ в России в 5 раз – это свидетельствует о высокой значимости данного налога в Швеции. НДФЛ на душу населения в Швеции также превышает данный показатель в России (9373 и 515,5 долл. США, т.е. в 18 раз), что опять же свидетельствует о высоком уровне доходов населения Швеции. Тем не менее, шведы готовы исправно платить высокие налоги, обеспечивая себе достаточно высокий уровень жизни и социального обеспечения.

Таким образом, можно говорить о том, что типы применяемой налоговой политики в области обложения доходов физических лиц в сравниваемых странах оправданы, исходя из значительной разницы доходов и уровня жизни населения в данных странах.

 


Библиографический список
  1. Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях / В.А. Еремина // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. – 2010г. №3 – C.269-274.
  2. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина,Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 368 с.
  3. Taxes in Sweden. An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden. 2013.
  4. Сайт Всемирного банка, статистическая отчетность [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.worldbank.org.
  5. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php.
  6. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://http://www.gks.ru.


Все статьи автора «Бондаренко Алина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: