АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (ЭТАП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье анализируется эффективность профилизации образовательной среды на основе критерия преемственности педагогического сопровождения на этапе дошкольного образования. Формулируется вывод о низком уровне проявления выделенных показателей рассматриваемого критерия на уровне дошкольного образования на момент констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: дошкольное образование, критерий эффективности, преемственность педагогического сопровождения, профилизация образовательной среды


THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION ON THE BASIS OF CRITERION OF CONTINUITY OF PEDAGOGICAL MAINTENANCE (A STAGE OF PRESCHOOL EDUCATION)

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article efficiency of the educational environment profilisation on the basis of criterion of continuity of pedagogical maintenance at a stage of preschool education is analyzed. The conclusion about low level of manifestation of the allocated indicators of considered criterion at the level of preschool education at the time of stating experiment is formulated.

Keywords: continuity of pedagogical maintenance, criterion of efficiency, preschool education, the educational environment profilisation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Анализ эффективности профилизации образовательной среды на основе критерия преемственности педагогического сопровождения (этап дошкольного образования) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34269 (дата обращения: 18.04.2024).

Основываясь на определении понятия преемственность: «социально-педагогические предпосылки и условия, обеспечивающие постепенный переход от начального к общему обязательному, полному среднему образованию и профессиональному образованию, способствующие повышению уровня общей образованности и продолжению образования» [1, с.30], действие данного критерия рассматривалось нами на момент проведения констатирующего этапа эксперимента на трех основных уровнях образовательной среды: дошкольное, общее и профессиональное образование.

В ходе эксперимента нами были использованы 2 вида исследований: лонгэтюдное исследование с различными выборками на различных этапах и непрерывное исследование социально-произвольной группы.

Исследование проводилось в традиционных и профильных образовательных учреждениях трех уровней: дошкольного, общего и профессионального образования. Исследовательскую базу составили 2 группы по 50 человек на каждом уровне: контрольная (традиционные учебные заведения) и экспериментальная (учебные заведения, входящие в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства как варианта многопрофильного образовательного комплекса).

Рассмотрим эффективность реализации процесса профилизации образовательной среды на основе критерия преемственности педагогического сопровождения в образовании личности на этапе дошкольного образования.

В соответствии с критерием преемственности педагогического сопровождения в образовании личности на всех этапах профилизации образовательной среды были выделены следующие показатели на этапе дошкольного образования: качество проявления интереса к получению профессионально-значимой информации; мотивация к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению; готовность к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного образования.

Для каждого показателя были подобраны методики, позволяющие определить эффективность профилизации образовательной среды в соответствии с критерием преемственности в качестве образования личности.

Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (детские сады №№15, 71, 111) – экспериментальная группа и в дошкольных образовательных учреждениях, не входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (детские сады №№12, 23, 59) – контрольная группа.

В ходе проведенного на основе данных методик исследования в контрольной и в экспериментальной группах были получены следующие результаты: как дети, входящие в состав контрольной группы, так и дети, входящие в состав экспериментальной группы, обладают лишь общей, поверхностной информацией о мире профессионального труда. При проведении игровой методики «Профессия на букву» [2], позволяющей определить у участников уровень знаний о мире профессионального труда и существующих профессиях, дети обеих групп смогли назвать ограниченное число наиболее распространенных профессий, таких как врач, учитель, водитель, воспитатель, продавец. В ходе проведения игровой методики «Самая – самая» [3], направленной на определение степени осознанности детьми типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста, дети как контрольной (28% правильных ответов), так и экспериментальной (32% правильных ответов) групп затруднялись в определении профессии по данной ведущим характеристике, или давали ложные ответы, что свидетельствует об отсутствии у дошкольников объективных знаний о мире профессий и показывает низкое качество проявления интереса к получению профессионально-значимой информации.

  Данный вывод подтверждают и итоги игровой методики «День из жизни» [2]: дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп показали низкий уровень (37% и 32% соответственно) знаний типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста, результатом чего стали путанные и сумбурные рассказы о трудовом дне рассматриваемого профессионала.

В ходе применения методики «Изучение мотивов деятельности» [3], позволяющей сделать вывод о значимости того или иного мотива в жизни ребенка, целевым содержанием мотива явилась не трудовая деятельность, не мотив профессионального самоопределения («приготовить заготовки для игры в мастерскую» в качестве целевого содержания мотива выбран лишь 6% дошкольников контрольной группы и 9% в экспериментальной группе), а игровая деятельность (мотив «подготовиться к предстоящей игре со сверстниками» стал доминирующим – 89% в контрольной группе) и семейные отношения (мотив «сделать подарок маме» превалирует в экспериментальной группе – 71%). Данные результаты свидетельствуют о низком уровне сформированности мотивации к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению.

Показатель готовности к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного образования был исследован на основе теста «Изучение зрелости детей поступающих в первый класс» [3], включающего в себя четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании у дошкольников среднего уровня готовности к школьному обучению: 78% в контрольной группе и 84% в экспериментальной.

На основании данных результатов можно сделать вывод о достаточном  уровне готовности дошкольников к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного, а впоследствии и школьного образования.

Таким образом, подводя итог изучения рассматриваемого критерия на уровне дошкольного образования на момент констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о низком уровне проявления показателей: качество проявления потребности в получении профессионально-значимой информации, мотивация к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению, готовность к реализации опыта социального научения.


Библиографический список
  1. Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 48 с.
  2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
  3. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация