УДК 159.943

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Корягина Ирина Ивановна
Ивановский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме профилактики табакокурения среди подростков. Проведенное исследование позволяет утверждать, что вопросам профилактики табакокурения в школе уделяется незначительное внимание, профилактическая работа с учащимися проводится нерегулярно, а также мало внимания уделяется этому вопросу при работе с родителями.

Ключевые слова: аддиктивный статус, Аддикция, друзья., педагоги, подросток, профилактика, родители, учащиеся


PREVENTION OF ADOLESCENTS’ ADDICTIVE BEHAVIOR

Koryagina Irina Ivanovna
Ivanovo State University
PhD in Pedagogy, Assistant Professor of the Civil Pedagogy

Abstract
This article is devoted to the actual problem of prevention of smoking among adolescents. The study suggests that little attention is paid to the problem of smoking prevention at school, preventive work with students is irregular, and little attention is paid to the issue of working with parents.

Keywords: addiction, addictive status, friends, parents, prevention, students, teachers, teen


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корягина И.И. Профилактика аддиктивного поведения подростков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33640 (дата обращения: 29.09.2017).

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания детей, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение – нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости [2]. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают в результате политической, социально – экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций подростков, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением подростка, чрезмерной занятости родителей и т.п. Немаловажное значение в жизни каждого подростка играет школа. Так, многие программы по профилактике аддиктивного поведения сводятся к редким лекциям, охватывающим только старших школьников.

Экспериментальная работа проходила в одной из школ региона. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых. В нём приняли участие 120 учащихся. В рамках тестирования были поставлены следующие цели: выявить количество курящих учащихся; определить возраст, с которого учащиеся начали курить; причины начала курения; ощущения после курения; влияние курения на здоровье учащихся; выявить отношение к курению в семьях.

Также ставилась цель: узнать, кто проводит или проводил с учащимися профилактическую работу о вреде курения.

В ходе ответов на поставленные вопросы теста было выявлено 19 курящих (15,8%), 25 учащихся, которые пробовали курить (20,8%) и 76 человек (63,4%), которые курить не пробовали. Из 19 учащихся, которые являются курильщиками, 15 человек – это мальчики (79%) и 4 (21%) человека – девочки. Анализ результатов теста показал, что наибольшее количество курильщиков учится в 8 классах, при этом их численность снижается к 10 и 11 классам. Нами были проанализированы причины, из-за которых ребята начинают курить. Большинство учащихся, а именно 7 человек (36,8%) курят, потому что это является нормой в их семье. 4 человека (21,1%) начали курить, т.к. предложили друзья и они не смогли им отказать. 5 курящих (26,3%) отмечают, что причиной начала курения является предложение друзей, при этом курение обыкновенно и в их семьях. 3 человека (15,8%) называют другие причины курения, такие как «из интереса» и «от нечего делать». Согласно литературным источникам, чаще всего причинами начала курения является подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании [1]. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят. Ответы учащихся ещё раз подтверждают выводы учёных о том, что причинами курения чаще всего являются иные, нежели любопытство и интерес.

Учащимся необходимо было ответить на вопрос об ощущениях, которые они испытывают после курения. Ребята, которые курят, из всех предложенных вариантов ответа выбирали два, а именно «покой» выбрали 8 человек (42,1%), а вариант «расслабление» – 11 человек (57,9%). Совсем другая картина наблюдается среди ребят, которые пробовали курить, но не стали продолжать. Они выбирали иные варианты ответов. Мы разделили все ощущения на «приятные» и «неприятные». К «приятным» ощущениям мы отнесли покой и расслабление, а к «неприятным» – головная боль, кашель, першение в горле, неприятный вкус во рту. Таким образом, всего 4 человека (19%) испытывали после курения приятные ощущения, 15 человек (71,4%) – неприятные ощущения, и 2 человека (9,6%) не испытывали ничего. В тесте были затронуты и вопросы профилактики курения. Результаты показали, что наибольшую профилактическую работу с учащимися проводят учителя. Так ответили 40,8% всех опрошенных. Семья также играет огромную роль в профилактической работе. Это подтвердили 27% учащихся. В нескольких тестах были даны ответы на данный вопрос, что с ними о вреде курения беседуют друзья – 10,9%. К сожалению, высок процент ответов, что с учащимися никто не проводил профилактику о вреде курения – 21,3% (рис.8).

Процентное соотношение проводящих профилактическую работу с учащимися

Рис.1. Процентное соотношение проводящих профилактическую работу с учащимися.

Если проанализировать ситуацию с проведением профилактической работы только у курящих ребят, то процентное соотношение значительно изменится. Больше половины курильщиков, а именно 52,4% отвечали, что никто не проводил с ними профилактической работы. Но небольшие доли всё-таки отводятся на учителей (23,8%), друзей (4,8%) и семью (19%). Таким образом, мы выявили количество курящих учащихся, определили причины начала курения, ощущения после курения, знания учащихся о влияния курения на их здоровье, отношение к курению в семьях. Мы пришли к выводу, что работа по профилактике курения  проводится, но её недостаточно для полного успеха.

Следующим шагом по изучению аддикции у курящих школьников было установление аддиктивного статуса. В качестве основы для создания метода комплексной оценки аддиктивного статуса был избран TOBACCO-UDIT (Tobaco Use Disorders Identification Test) — тест, предназначенный для выявления расстройств, связанных с употреблением табака (курения).  TOBACCO-UDIT создан на основе AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя [3].

В результате интерпретации результатов AUDIT теста все учащиеся, которые курят, были распределены на 4 группы, каждая из которых обозначает уровень риска (рис.10.). Большинство учащихся (52,4%) попадают в зону II, где курения является опасным, но всё возможно ещё исправить простыми советами. К сожалению, небольшое количество курящих попали в зоны III (4,8%) и IV(9,5%), где без вмешательства специалиста не обойтись. Необходимо заметить, что эти ребята учатся лишь в 8 классе. Классные руководители были своевременно проинформированы о сложившейся ситуации в их классах.

Процентное соотношение учащихся в группах по уровню риска

Рис.2. Процентное соотношение учащихся в группах по уровню риска.

В рамках экспериментальной работы были выявлены педагогические условия профилактики курения подростков, а именно: активное включение подростков во внеклассную работу (занятия в секциях, кружках, реализация проектов и т.п.), работа с родителями и педагогическим коллективом школы.


Библиографический список
  1. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением//Учебно-методическое пособие. М., Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС», 2006г.239с.
  2. Словарь по профориентации и психологической поддержке.http://vocabulary.ru/dictionary/27.
  3. TOBACCO-UDIT (Tobacco Use Disorders Identification Test) — тест для выявления расстройств, связанных с употреблением табака (№ 29606, 27.07.2009).


Все статьи автора «Koryagina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: