УДК 159.9

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Елизаров Андрей Николаевич
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии

Аннотация
В статье на основе рефлексивного анализа парадигм описываются объект и предмет психотерапевтичного общения. В качестве методов теоретического исследования используются: деятельностный и субъектно-деятельностный подходы, системный подход в психологии, позитивная психология.

Ключевые слова: адаптация, духовность, коллективный субъект, общение, объект, позитивная психология, поток, предмет, психотерапия, самоопределение


OBJECT AND SUBJECT FOR PSYCHOTHERAPEUTIC INTERCOURSE

Elizarov Andrey Nikolayevich
Sholokhov Moscow State University for the Humanities
Candidate of Psychological Sciences, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department

Abstract
In this paper are described the object and the subject for psychotherapeutic intercourse by reflection of paradigm methods: activity and subject-activity approaches, system approach to psychology, positive psychology.

Keywords: adaptation, flow, intercourse, object, personal contact, positive psychology, psychotherapy, self-determination of personality, spirituality, subject


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елизаров А.Н. Объект и предмет психотерапевтичного общения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33343 (дата обращения: 03.06.2017).

Для современных психологов проблема объекта и предмета активности не теряет своей актуальности [1]. В студенческом возрасте это может быть связано с развитием сознания, «проработкой» взаимоотношений личности с окружающим миром [2]. Выявление в явлении элементов сосредотачивает внимание [3]. В.П. Андронов рассматривает духовность как активность по анализу образа действительности, представляющую собой альтернативу подражанию, заражению, внушению [4]. Подобным образом духовность воспринимает и Т.В. Сартина, указывая на аспект «долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации» [5, с. 33]. В этой активности проясняются значения, формируются смыслы, определяется цель деятельности. Выделение объекта и предмета какой-либо активности (общения, деятельности, творчества) сосредотачивает внимание на действиях по анализу образа этой активности, погружает в анализ. Что способствует психологическому состоянию потока, источнику позитивных переживаний [6]. С точки зрения концепции А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко эту активность по анализу образа действительности можно обозначить как самоопределение, процесс, в котором развивается социально-психологическое пространство личности [7]. Процесс этот можно охарактеризовать как динамическую систему взаимодействия субъекта с элементами социально-психологического пространства своей личности. Способность к этой активности логично определить как духовность (описывая её уровни и свойства, сопоставляя их с этапами и формами самоопределения). Значение этой способности для психологов-консультантов велико [8]. Исследование Р.А. Мирумян наводит на мысль, что теоретическое знание – объективизированная в системе понятий духовность, основа самоопределения [9]. Таким образом, анализ объекта и предмета психотерапевтичного общения в процессе психологического образования развивает у студентов и повышающих свою квалификацию профессионалов духовность, способность к самоопределению. Образование наделяет «властью знатока, информационной властью» [10, с. 69].

В современных малых группах, в частности в семьях, члены этих групп исполняют роль «психотерапевта». Это позволяет говорить о качестве (свойстве) внутрисубъектных отношений «высокая психотерапевтичность общения – низкая психотерапевтичность общения». Результаты эмпирических исследований, выполненных лабораторией социальной психологии Института психологии РАН [11, c. 125-130], нами совместно со студентами факультета психологии и управления человеческими ресурсами Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова [12], позволяют рассматривать качество (свойство) внутрисубъектных отношений в группе «высокая психотерапевтичность общения – низкая психотерапевтичность общения» как фактор совместной деятельности, что обусловливает актуальность изучения психотерапевтичности общения.

Определяя объект и предмет психотерапевтичного общения, мы опираемся на систему понятий, разрабатываемую в деятельностном и субъектно-деятельностном подходах, концепцию А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко [7]. В качестве объекта психотерапевтичного общения мы рассматриваем явление как образ действительности. Он может относиться к разным конкретным сферам активности субъекта: 1) деловая и трудовая; 2) коммуникативная и отношенческая; 3) образовательная и воспитательная; 4) социальная и правовая; 5) экономическая и организационная. При этом предметом психотерапевтичного общения могут быть: 1) субъективизация; 2) объективизация субъективного; 3) персонализация среды. Под субъективизацией мы имеем в виду процесс, в результате которого явление (образ действительности) должно стать частью психологического пространства личности, «субъективизированной» среды, т.е. избирательно воспринято и оценено, представлено в сознании и освоено субъектом, дополнено и преобразовано. Под объективизацией субъективного мы имеем в виду процесс, когда человек как субъект объективирует в мире свою человеческую творческую сущность, вносит объективные изменения в процесс жизни. Субъективизацию и объективизацию субъективного мы рассматриваем как этапы или уровни психического отражения в процессе взаимодействия организма со средой. Под персонализацией среды мы имеем в виду процесс идентификации человека со средой, приобретения средовой идентичности. Персонализацию среды мы рассматриваем как один из этапов психического отражения в процессе взаимодействия организма со средой, который в одних случаях предшествует процессу субъективизации, в других случаях сопутствует этому процессу.

Объект психотерапевтичного общения мы определяем как образ действительности в том многообразии свойств, в котором его в состоянии отразить субъект. Предмет психотерапевтичного общения возникает в результате опосредования образа действительности задачей, которая стоит перед субъектом деятельности. Субъект при этом выступает в роли агента (посредника, связующего звена) между этапами деятельности.

С позиций когнитивной лингвистики предмет психотерапевтичного общения может рассматриваться как мотив [13]. Это открывает новые возможности для анализа общения в ракурсе его психотерапевтичности.

Для современной психологии проблема соответствия явления и образа явления сохраняет свою актуальность [14]. Б.Н. Рыжов описывает возникновение психической реакции как результат отклонения состояния внешней или внутренней среды от своего наиболее вероятного стационарного значения [15, с. 7]. Таким образом, несоответствие явления и образа явления является основным мотивом (выражаясь языком когнитивной лингвистики) душевной жизни людей. О.Р. Бедердинова пишет о том, что иллюзии являются главными препятствиями, не позволяющими людям «чувствовать себя свободными», «некоторые иллюзии лишают нас счастья и свободы, без которых жизнь недорого стоит» [14, с. 18]. Осуществленное исследование указывает на три взаимосвязанных между собой процесса того, что человек делает (может делать) в состоянии несоответствия явления и образа явления: 1) субъективизация; 2) персонализация среды; 3) объективизация субъективного. То есть на три конструктивных мотива (выражаясь языком когнитивной лингвистики). Все три процесса ведут к свободе и к счастью, но наивысшим проявлением свободы (и, вероятно, счастья) является объективизация субъективного. Осуществленное исследование позволяет по-новому, рефлексивно взглянуть на процесс психотерапии.


Библиографический список
  1. Варфоломеев А.В. Проблемы психологии как науки // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 7-15.
  2. Огородников А.М. Студенчество как сензитивный период поддержки и активизации волевого самопреодоления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 56-59.
  3. Корнеенков С.С. Роль и значение изменённых состояний сознания и медитации в жизни человека // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 18-28.
  4. Андронов В.П. Основные признаки пробуждения духовности личности // Paradigmata poznani. 2014. №1. С. 37-38.
  5. Сартина Т.В. Воспитание уважительного отношения молодёжи через семейные ценности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 33-34.
  6. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Смысл: Альпина нон-фикшен, 2012. 461 с.
  7. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 496 с.
  8. Брюхова Н.Г. Нравственная и психологическая культура личности // Paradigmata poznani. 2014. №1. С. 39-41.
  9. Мирумян Р.А. Человеческое измерение в современной системе образования (политико-философский аспект) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 35-44.
  10. Солнцева Н.В. Сообщение об исследовании мотивационных основ педагогической деятельности преподавателя высшей школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 65-72.
  11. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 640 с.
  12. Елизаров А.Н. Психотерапевтичность общения как фактор совместной деятельности // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 52-54.
  13. Афинская З.Н. Мотив и мотивация в мифологии Ролана Барта // Paradigmata poznani. 2014. №1. С. 32-36.
  14. Бедердинова О.Р. К вопросу об определении понятия иллюзий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №8. С. 16-18.
  15. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1 – 2) // Системная психология и социология. 2011. №3. С. 5-17.


Все статьи автора «Psychologia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: