О РОЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Мустафаев Шомурод Нормуминович
Самаркандский Государственный Университет, Узбекистан

Аннотация
Музыка является необходимой основой в формировании морального облика человека, в духовном развитии и становлении личности. В этом плане, от исторически созданных народным творчеством напевов до произведений искусств современных композиторов – все они служат для нравственного становления личности.

Ключевые слова: классическая музыка, ценностно-ориентированная личность


THE ROLE OF CLASSICAL MUSIC IN FORMATION THE FOCUSED PERSONALITY

Mustafayev Shomurod Normo'minovich
Samarkand State University, Uzbekistan

Abstract
Music is a necessary basis in formation of moral shape of the person, in spiritual development and formation of the personality. In this plan, from tunes historically created by national creativity before works of arts of modern composers – all of them serve for moral formation of the personality.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мустафаев Ш.Н. О роли классической музыки в формировании ценностно – ориентированной личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33178 (дата обращения: 19.04.2024).

Человек в течение всей своей жизни, как правило, окружен музыкой и песней. Начиная от колыбельной матери до военного марша, от свадебных хороводов до любовных серенад и от грустных тональных мелодий и песен до народных хороводов – все это имело и имеет для всех нас очень яркое, светлое и необходимое, как воздух и вода, как хлеб насущный, моральное и судьбоносное значение.

Музыка является необходимой основой в формировании морального облика человека, в духовном развитии и становлении личности. В этом плане, от исторически созданных народным творчеством напевов до произведений искусств современных композиторов – все они служат для нравственного становления личности, для борьбы с безнравственными поступками человека. По нашему мнению, музыка служила и послужит для нравственного воспитания людей через музыкальное восприятие.

Музыкальное воспитание, на наш взгляд должно начинаться с изучения музыкального наследия. Истоки Восточной и Среднеазиатской музыкальной культуры своими корнями уходят в глубокую древность, к эпохе формирования Авесты (конец II тысячелетия до н.э.) – выдающегося памятника мировоззрения древних народов востока. К этому же периоду восходит и традиция эстетического освоения мира, имевшая на своём долгом пути развития ярчайшие взлёты художественного откровения.

Для доисламской эпохи характерно распространение на Востоке и Средней Азии многих видов музыкальных инструментов, среди которых, ведущее место занимали сурна (сурнай), кошкак и барбад. Далее происходит процесс дифференциации культовой (религиозной) и светской музыки, возникали новые жанровые формы, разнообразились музыкальные инструменты, позволившие шире перейти к групповому музыкальному исполнению ансамблевых произведений.

Именно в доисламской эпохе сформировалась плеяда великолепных музыкантов и певцов, теоретиков музыки и пения: Саркаш, Балшод, Накиса,

Ромтик, Фитна, Навогар, Саркаб, Робуст, особенно выдающийся среди них – Барбад.

Созданный великим математиком Абу Абдулла Мухаммад ибн Мусо Хоразмий (аль-Хорезми) произведение «трактат о музыке», не дошло до наших времен. Вместе с тем, посвященное музыке произведение гениального ученого Средней Азии Аль-Фараби «Большая книга о музыке» пролил свет в историю культуры нашего народа. Указанное произведение Аль-Фараби была издана лишь в 1935г. Р. Д. Эрланжени – французким писателем на его языке.

В приведенной выше книге Аль-Фараби кроме указания на воспитательную роль музыки широко, освящены данные о строении, принципах накопления рубаба, ная, танбура, уда, ногора и других музыкальных инструментов, игравшим значительную роль в развитии музыкального искусства Средней Азии и Востока. По мнению Аль-Фараби музыкальная культура – есть составляющее нравственного воспитания человека. По мнению Аль-Фараби, музыкальное воспитание направляет человека в мир прекрасного, расширяет его художественные возможности, обостряет мыслительные качества.

Другим выдающимся ученым является Авиценна (Абу Али Ибн Сино). Он является не столько знаменитым и общепризнанным врачом, сколько и музыковедом. Авиценна, в своем выдающемся философском произведении «Аш-Шифо» не только пишет о законах медицины, но и посвящает эту книгу для обеспечения людей моральной пищей через науку, посредством знаний и т.д.

В книге представляется познания в том числе и музыкальные, как средство избавления от незнания. Авиценна издает свое произведение «Нашот», «Шифо», «Донишнома», что в переводе означает «Избавление», «Книга мудрости», «Освобождение». Как представляется в книге «Аш-Шифо», музыка является средством эстетического влияния, а также избавления от моральных недугов, она меняет душевное состояние человека.

По мнению Авиценны, музыкальное искусство формирует человеколюбие, правдивость, уважение, дружба и т.д. Это можно подтвердить следующими его цитатами: «Звуки являются одним из необходимых для жизни человека и животных явлениями. Они не только служат в борьбе за существование, для

самосохранения животных, но как сигнал взаимопомощи. Подражательное звуковое воспроизведение повышает настроение и т.д.».

Великий узбекский поэт, мыслитель, общественный деятель Алишер Навои владел безграничным знанием в сфере музыкального искусства. Он всегда покровительствовал талантливым представителям искусства, и полностью посвящал себя воспитанию и развитию молодежи. По мнению Алишера Навои, музыка является одним из основных средств формирования и развития человека. Удовлетворение от музыкального искусства является одним из основных средств в становлении человеческой личности. «Нелюбящий музыку поэт, – ещё далек от поэтики и поэзии». Представленные слова широко раскрывают содержание эстетических взглядов поэта. В произведении «Мажолис-ун нафоис», на четвертом заседании представителей искусства и культуры. А. Навои вместе с тем, с позиции критики относится к корыстолюбивым музыкальным исполнителям.

Дело выше представленных великих музыкантов была продолжено Абдурауфом Фитратом. Он наряду с освящением истории музыки в Узбекистане приступил к сбору «Шашмаком» и впервые в Узбекистане их перенес в ноты. Он внёс вклад в организацию новой Восточной музыкальной школы, где с 1921 г. был его первым директором.

Он один из первых, который с помощью В. Успенского смог организовать увековечивание гениального музыкального наследия народов Средней Азии, перенеся «Шашмаком» в ноты.

Фитрат, пламенный борец за возрождение узбекского народного творчества, начиная с 1922 г. посвятил ряд своих статей и книг восстановлению и развитию узбекской народной музыки. Он в своей книге «Узбекская народная музыка и её история», выпущенной в 1927 г. на основе научно – обоснованных, данных доказал доисламское происхождение истории музыки Узбекского народа. Таким образом, Абдурауф Фитрат смог внести в узбекское музыкальное наследие большую лепту.

Большую воспитательную миссию может выполнять только народное творчество, народная музыка, народные песни.

Именно такими свойствами обладают классические песни и музыка, исполняемые талантливыми плеядами мастеров искусства Узбекистана – Хожи Абдулазиз Абдурасуловым,  Мулла Туйчи Тошмухаммедовым, Домла Халимо Ибодовым, Шорахимом Шоумаровым, Мухиддином Кориёкубовым, Юнусом Ражаби, Комилжон Отаниёзовым, Орифом Алимахсудовым и др.

Следовательно, народный музыкальный фольклор является художественно – эстетическим источником народной мудрости имеющим социально – ценностное воспитательное значение. Он служил и должен служить основой в музыкально – эстетическом воспитании молодёжи.

На наш взгляд, настало время более пристального обращения к музыкальному наследию великих мыслителей Средней Азии и Востока, которые в течении ряда десятилетий не изданы в массовой форме.

Таким образом, восточная музыка отличается своей многогранностью, изящной формой и художественной оформительностью и может служить тончайшим средством формирования положительных личностных качеств, мироощущения, мировосприятия и формирования доброго начала, эмпатических переживаний, альтруистических свойств, эстетических и морально устойчивых качеств и в целом мощным фактором в формировании гармонично развитой личности.

Именно поэтому нами прилагаются выше представленные материалы, чтобы доказать воспитательную действенность классической музыки народов всего мира и в том числе Средней Азии и Востока, в формировании человека, личности нового типа, отвечающим мировым стандартам. Ибо мировое искусство – хранилище духовных ценностей человечества, достижения художественной культуры принадлежат народу. «Эстетическое, и в первую очередь музыкальное воспитание детей, школьников, студентов средствами искусство необходимое и всеобщее доступное условие их всестороннего и гармоничного развития.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «mustafayev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация