УДК 339

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Вишнякова Дарья Григорьевна
Одесский национальный экономический университет

Аннотация
В статье рассмотрены особенности внешнеэкономической деятельности предприятий морской транспортной отрасли и методы оценки ее эффективности, приведена характеристика основных показателей, которые характеризуют эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий морской транспортной отрасли.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, импорт, морская транспортная отрасль, порт, услуги, экспорт, эффективность


METHODS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF ENTERPRISES IN MARITIME TRANSPORT SECTOR

Vyshnyakova Darya Hryhorivna
Odessa Natioval Economic University

Abstract
The article considers the peculiarities of foreign economic activity of enterprises in maritime transport industry and provides the methods of assessing its effectiveness, the characteristics of the main indicators defining the efficiency of foreign economic activity of the enterprises in marine transportation industry are given.

Keywords: efficiency, export, foreign economic activity, maritime transport industry, services


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вишнякова Д.Г. Методы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий морской транспортной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32213 (дата обращения: 02.06.2017).

В условиях интернационализации бизнеса и нестабильности экономического роста развитие внешнеэкономической деятельности предприятия морской транспортной отрасли определяется решением задач точной оценки результативности такой деятельности и повышением ее эффективности. Оценке эффективности внешнеторговых операций уделено должное внимание в экономической литературе, которая представлена ​​достаточно детальной системой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия во внешнеэкономической сфере. Но на данный момент не существует единого общепризнанного подхода к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности морских торговых портов имеет большое значение для оценки их экономического состояния, перспектив развития и предупреждения финансовых потерь. Он является неотъемлемой и определяющей частью общего анализа внешнеэкономической деятельности предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий морской транспортной отрасли в основном заключается в осуществлении на внешних рынках разнообразных экспортно-импортных операций, которые связаны с работой флота. К ним относят такие виды операций, как перевозка грузов и пассажиров; фрахтование судов на время; экспорт и импорт услуг, связанных с агентствами, шипчандлерскими, стивидорными, и другими видами обслуживания морских судов; аренда судового оборудования (контейнеры, трейлеры и т.д.), операции с судовым бункером, перегрузочной техникой, запасными частями для судов. Объемы таких внешнеторговых операций, их роль и характер осуществления на рынке весьма различны [1, c.94-98].

Услуги портов традиционно разделяют на услуги судам и услуги грузам. К услугам судам относят: бункеровку и материально-техническое обеспечение, укрытие от непогоды, сюрвейерский осмотр и ремонт, буксирные, лоцманские услуги, информационные услуги и т.п. В состав услуг грузам включают: оформление грузовых документов, терминальные и стивидорные услуги, связанные со складированием грузов и погрузочно-разгрузочными операциями, дополнительные услуги.

Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, руководители морских транспортных предприятий, как и руководители любых других предприятий, обязательно анализируют ее эффективность. Эксплуатационные и технико-экономические показатели морского транспорта дают возможность охарактеризовать качество и эффективность  производственных процессов. С помощью данных показателей планируют работу, осуществляют учет и контроль, оценивают результаты деятельности предприятия.

В состав технико-экономических и эксплуатационных показателей  входят качественные и количественные показатели производственных процессов. Качественные и количественные показатели производственных процессов флота, портов и других производственно-структурных подразделений морского транспорта исчисляются за различные периоды времени: месяц, квартал, год, 5 лет.

К количественным и качественным показателям работы предприятий морского транспорта относят: показатели грузооборота перевозок; показатели производственной мощности и технической работы; показатели времени работы производственных мощностей; показатели реализации технической скорости судна, флота; показатели использования грузовместимости и грузоподъемности флота, судна, вместимости складов; показатели производительности судна, флота, мощность морских портов; показатели интенсивности обработки судов в портах; финансовые и экономические показатели работы флота, портов, других предприятий морского транспорта; показатели провозной способности флота, пропускной способности портов.

Рассматривая эффективность внешнеэкономической деятельности морского порта, необходимо отметить, что данное предприятие не производит товары, а предоставляет услуги, поэтому надо рассчитывать экономическую эффективность внешнеэкономических сделок и контрактов. Рассматриваются контракты, заключенные с иностранными партнерами, на погрузочно-разгрузочные работы, на предоставление услуг по оформлению необходимых документов и другое [2].

В ходе анализа выполнения обязательств по внешнеэкономическим сделкам определяется:

- Количество и общая сумма заключенных соглашений (контрактов);

- Количество и сумма выполненных соглашений с иностранными партнерами;

- Количество, виды и сумма просроченных контрактов;

- Причины неполной реализации соглашений и нарушений сроков выполнения заказов.

Для дополнительной характеристики внешнеэкономической деятельности порта можно рассчитать следующие показатели [3, c.347 - 358]:

1. Доля сумм контрактов, просроченных в отчетном периоде (Iп.к.):

                                     Іп.к. = Кп/Кв*100%,                                            (1.1)

где Кп – сумма контрактов, просроченных в течение года;

Кв – сумма контрактов, которые подлежат выполнению в отчетном периоде.

2. Валютная эффективность экспорта (Эв.э.) рассчитывается по формуле:

 

                              Эв.э = ∑(Цв.э.*Qэ)/∑(Вэ*Qэ),                                 (1.2)

где Цв.э. – Валютная цена i-го экспортного товара (услуги), вал. ед./шт.;

Qэ – объем экспорта i-го товара (услуги), натур. ед.,

Вэ – затраты на производство и реализацию единицы i-го товара (услуги), ден. ед./шт.,

3. Эффективность экспорта предприятий (Еэф.э.) рассчитывается по формуле:

                                   Еэф.э. = ЧВ/ОП   ,                                                   (1.3)

где ЧВ-чистая выручка в иностранной валюте за реализованный товар (услугу), переведенная в национальную валюту по официальному курсу на день поступления валютной выручки;

                              ЧВ = (ВВ*Кр) – Др – ТП,                                          (1.4)

где ВВ – валютная выручка за экспортный товар (предоставленные услуги);

Кр – действующий рыночный курс иностранной валюты к национальной валюте;

Др – дополнительные расходы внутри страны, связанные с экспортом товара (предоставлением услуги);

ТП – таможенные платежи;

ОП – объем продаж по экспорту выраженный в национальной валюте.

Показатель эффективности экспорта свидетельствует о том, насколько эффективно предприятие проводит свою внешнеэкономическую деятельность, а также определяет долю выручки в общем объеме экспорта предприятия. Если этот показатель больше единицы, тогда реализация услуг на внешнем рынке будет выгоднее, чем внутри страны.

К основным качественным валютно-финансовыми показателям работы судов относят: валютную эффективность, валютный показатель, среднюю доходную ставку, удельную валютную доходность, уровень доходности.

Валовой доход в иностранной валюте (Fинв) включает в себя как запланированные, так и незапланированные поступления иностранной валюты. Запланированные доходы в иностранной валюте от перевозок в заграничном плавании состоят из следующих поступлений: фрахтовой выручки за перевозку грузов иностранных фрахтователей и сдачу судов в аренду, провозной платы за перевозку экспортно-импортных грузов, выручки от перевозки пассажиров в заграничном плавании.

Расходы в иностранной валюте (Rинв) состоят из расходов на содержание экипажа; судовые сборы, агентские и навигационные расходы; топливо, приобретение материалов, малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, ремонт; стивидорные расходы; представительские и другие расходы.

Чистый доход в иностранной валюте определяется как разница между валовым доходом и расходами в иностранной валюте:

   ΔFинв = Fинв – Rинв,                                              (1.5)

Финансовый результат представляет собой разницу между общим доходом и общими эксплуатационными расходами:

     Ф = Fобщ – Rобщ,                                                      (1.6)

Систематическое оценивание эффективности внешнеэкономической деятельности способствует ее оптимизации и обеспечению высокодоходной работы предприятия. Система показателей определения эффективности внешнеэкономической деятельности может быть использована для оценки результатов реализации программ развития сферы морской транспортной отрасли вообще, а также при формировании национальной транспортной политики.


Библиографический список
  1. Винников В.В.  Экономика предприятия морского транспорта. (экономика морских перевозок): Учебник для вузов водного транспорта. / В.В. Винников. – 2-е изд., перераб.и доп. – Одесса: Латстар, 2001. – 416 с.
  2. Цветов М. Ю.  Морские порты в системе международных транспортных коридоров // Транспортный комплекс Украины: экономика, организация, развитие. – К., 1999. – Вып.7. – с.93–104.
  3. Козак Ю.Г., Логвінова Н.С., Сіваченко І.Ю. Зовнішньоекономічна діяльність підприємств: Навчальний посібник; 2-ге вид., перероб. та доп. / Козак Ю.Г., Логвінова Н.С., Сіваченко І.Ю. – Київ: Центр навчальної літератури, 2006.- 792 с.


Все статьи автора «Daryavysh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: