УДК 336.36

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МЕДИАИНДУСТРИИ

Морозова Елена Яковлевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
к.э.н., доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В данной статье определены теоретические основы построения системы и взаимосвязи элементов медиаиндустрии. Раскрыты законодательные и рыночные регуляторы деятельности предприятий на рынке маркетинговых коммуникаций

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые коммуникации, организация хозяйственных связей., отношения с общественностью, реклама, экономика


INSTITUTIONAL CHARACTERISTICS OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE MEDIA INDUSTRY

Morozova Elena Yakovlevna
St Petersburg humanitarian University of trade unions
associate Professor of the Department of Economics and management

Abstract
In this article the theoretical bases of the system and interrelations of elements of the media industry. Disclosed legislative and market regulators of enterprises on the market of marketing communications

Keywords: advertising, economics, marketing, marketing communications, organization of economic relations, public relations


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова Е.Я. Институциональная характеристика организационной структуры медиаиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/31358 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие медиаиндустрии как самостоятельного направления хозяйственной деятельносит многообразно и оказывает разностороннее воздействие на направления и эффективность развития множества хозяйствующих субъектов

В условиях становления информационного общества появляется все больше оснований рассматривать массмедиа как особый социальный институт – индустрию. Индустри́я (лат. industria — деятельность, усердие, трудолюбие, искусство в промыслах) — сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя производство, сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребителей.

В медиасфере налицо все признаки существования особой индустрии:

1) внутренне слаженная система функций, выполняемых в обществе и соотносящихся с другими сферами человеческой деятельности;

2) материально-техническая база;

3) кадры (журналисты, сценаристы, режиссеры, редакторы, корректоры, наборщики, инженеры, художники, дизайнеры, телеведущие, SEO-специалисты и др.).

Технологические и экономические особенности деятельности предприятий и организаций медиаиндустрии, позволяющие нам говорить о некой её системной целостности, включают в себя:

-       – ориентацию на удовлетворение вполне конкретных потребностей населения;

-       – примерно однородный или схожий ассортимент продуктов;

-       -схожесть технологий производства материального продукта или оказания услуг;

-       -схожесть управленческих и организационных процессов в их деятельности.

Общую структуру медиаиндустрии, как её представляют при первом знакомстве обычно обозначают следующим образом: печатные медиа (газеты, журналы); электронные (аудио-, видео-, радио и др.); «новые медиа» (Интернет и другие высокотехнологичные мобильные медиа), различные специальные информационные каналы, например, – средства наружной рекламы и так далее[5, с.105].

При традиционном подходе к классификации СМК обычно используют следующие критерии:

а) по видам деятельности;

б) по охвату аудитории (тираж);

в) по формам собственности;

г) по целевой аудитории.

Существуют и другие – официальные варианты определения субъектной структуризации медиасферы. Например, Федеральный закон «О средствах массовой информации»[1] вводит целый ряд дефиниций понятий из области СМИ, таких как: массовая информация, средства массовой информации, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа и ряд других. Определяются основные субъекты рынка: средство массовой информации, редакция средства массовой информации, журналист, издатель, распространитель. (см. приложение). Очевидно, что приведенный перечень недостаточен для полного и системного описания экономического пространства медиаиндустрии.

Еще одна официальная основа систематизации – государственная система классификации.

Индустрия это особая форма общественного производства. Общественное производство – абстрактная экономическая категория. Оно в каждый момент времени предстает в форме множества экономических процессов, инициируемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Под экономическим процессом обычно понимается процесс преобразования экономических ресурсов в удовлетворенные общественные потребности.[2,с. 120]

Отметим, что по мнению ряда авторов[5,6,7,8], в современных экономических условиях перехода общества в эпоху постиндустриального развития определение экономического процесса через преобразование ресурсов отчасти утратило свою актуальность. Для определения экономического пространства предлагают использовать такой признак, как вид экономической деятельности, способный прямо или косвенно удовлетворять информационные, социальные и досуговые потребности населения. Экономическая деятельность имеет место, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).[4, c. 5] Она характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). Данный признак связан с содержательными, организационными и технологическими особенностями деятельности предприятий и организаций. Он, с одной стороны позволяет отличать библиотеку от кинотеатра или журнального издательства, с другой, позволяет сгруппировать однородные по данному признаку организации в некую общность.

Данный признак положен в основу формирования Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенного в действие на территории Российской Федерации с1 января 2003 года, согласно постановлению Госстандарта России «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)», утвержденного приказом Госкомстата России от7 декабря2001 г.№ 164.

В таблице 1 помещены те разделы ОКВЭД, которые в той или иной степени могут быть соотнесены с видами экономической деятельности, формирующей экономическое пространство медиаиндустрии.

В видах экономической деятельности, представленных в таблице, можно выделить три группы:

-       – деятельность, непосредственно связанная с производством продукта (в медиаэкономике его часто называют «контент») – редакционная деятельность, разработка программного обеспечения, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения и др.;

-       – деятельность, направленная на доведение продукта до потребителя – СМК;

-       – деятельность, связанная с производством оборудования и технических средств, для нужд медиаиндустрии – производство аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения, например.

Отметим, что в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов. Также не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Таблица 1. Классификация видов экономической деятельности

-        Раздел/ Подраздел ОКВЭД

-        Виды экономической деятельности

-        D

-        Обрабатывающее производство

-        DE

-        20. Целлюлозно – бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность -        22.1. Редакционно-издательская деятельность;

-        22.2 Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;

-        22.3. Копирование записанных носителей информации.

-        DL

-        30. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования -        32.3. Производство аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения.

-        G

-        Оптовая и розничная торговля; …ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
-        52. Розничная торговля -        52.45.4 Розничная торговля техническими носителями информации (с записями и без записей);

-        52.47.1. Розничная торговля книгами;

-        52.47.2. Розничная торговля газетами и журналам;

-        I

-        Транспорт и связь
-        64. Связь -        64.1. Почтовая и курьерская деятельность;

-        64.2. Деятельность в области электросвязи;

-        K

-        Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
-        72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий -        72.10. – Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;

-        72.20. – Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

-        72.30. – Обработка данных;

-        72.40. – Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

-        72.60. – Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

-        74.Предоставление прочих видов услуг -        74.13 Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;

-        74.4. Рекламная деятельность;

-        74.81. Деятельность в области фотографии

-        O

-        Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
-        92.Деятельность по организации отдыха и развлечений -        92.1. Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

-        92.2. Деятельность в области радиовещания и телевидения

-        92.3. Прочая зрелищно – развлекательная деятельность

-        92.4. Деятельность информационных агентств

Медиаиндустрия, по мнению Я.Н. Засурского[3], может быть организованной или дезорганизованной системой. Упорядоченность их структуры, оптимальное функционирование системы зависят от процессов организации и дезорганизации в этом системном объекте. Организационная структура медиаиндустрии формируется в первую очередь собственно медиапредприятиями, различных организационных форм, органами государственные управления, а также различными общественными институтами, участвующие в этом организационном процессе.

Наиболее распространенной формой в отечественной практике становится медиеиндустрия как надстройка над связанными видами бизнеса, обеспечивающая поддержку множества управленческих решений.


Библиографический список
  1. ФЗ РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» 27 декабря 1991 года N 2124-1 (в ред. Федеральных законов от13.01.1995N 6-ФЗ, от06.06.1995N 87-ФЗ, от19.07.1995N 114-ФЗ, от27.12.1995N 211-ФЗ, от02.03.1998N 30-ФЗ, от20.06.2000N 90-ФЗ, от05.08.2000N 110-ФЗ, от04.08.2001N 107-ФЗ, от21.03.2002N 31-ФЗ, от25.07.2002N 112-ФЗ, от25.07.2002N 116-ФЗ, от04.07.2003N 94-ФЗ, от08.12.2003N 169-ФЗ, от29.06.2004N 58-ФЗ, от22.08.2004N 122-ФЗ, от02.11.2004N 127-ФЗ, от21.07.2005N 93-ФЗ, от27.07.2006N 153-ФЗ, от16.10.2006N 160-ФЗ, от24.07.2007N 211-ФЗ, от25.12.2008N 281-ФЗ, от09.02.2009N 10-ФЗ)
  2. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологические и региональные аспекты.- Изд-во Томского университета, 2004- 196 c
  3. Засурский, Система СМК….http://evartist.narod.ru/text/62.htm
  4. Михайлов В.И. Опыт сотрудничества с австралийской компанией The Conflict Resolution Network//  Лихачевские чтения,  изд.  СПбГУП. 2012 – 4-5 с.
  5. Морозова Е.Я. Социально-экономические факторы спроса на услуги культуры // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире/ VII Международные Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2007г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.-с.105-106.
  6. Мотышина М.С., Мотышина Е.В., Норгин Г.А. Факторы развития инноваций в сфере услуг// Вестник РАЕН, Санкт-Петербургское отделение образования и науки. –  № 3 – 2012 с. 97-100
  7. Хольнова Е.Г., Хаценко Е.С. Стратегический и финансовый менеджмент системы оказания образовательных услуг в высокотехнологичных корпорациях /Монография. Е.Г. Хольнова, Е.С. Хаценко,  – СПб.: Полиграфист, 2011. – 122 с.
  8. Чибинев В.М., Шлафман А.И. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе развития торговой марки /монография В. М. Чибинев, А. И. Шлафман. – Сер. Экономика СПб Лемма 2008 – 190 с.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: