УДК 378.016: 747

СЛОВО КАК ИДЕАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В ДИЗАЙНЕ

Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья рассматривает Слово, как смыслообразующую художественно-композиционную модель в дизайне, стимулятор творчества, посредник между научным и художественным знанием. Акцентируется значимость Слова как интегратора традиций различных областей художественной культуры, найдены общие художественные принципы, соизмеряющие поэтическое, декоративно-прикладное и дизайнерское творчество.

Ключевые слова: визуальная поэзия, дизайн, идеальная модель, слово


WORD PERFECT ARTISTIC MODEL DESIGN

Merenyasheva Marina Anatolievna
Penza state University of architecture and construction
associate Professor of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article considers the Word as meaning the artistic model in the design of creativity, an intermediary between the scientific and artistic knowledge. Emphasizes the importance of a Word as integrator and traditions of different areas of art culture, found a common artistic principles, cosmorama poetic, crafts and design creativity.

Keywords: design, the ideal model, visual poetry, word


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А. Слово как идеальная художественно-композиционная модель в дизайне // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33090 (дата обращения: 02.06.2017).

Сущность феномена дизайна теоретики видят в художественно-композиционном моделировании, которое вне зависимости от возраста и мастерства является исследованием и экспериментом. Модель рассматривается как средство, упрощающее структуру исследуемого объекта, делающее ее понятной.

Художественно-композиционное моделирование (ХКМ) требует наличия определенного запаса знаний, культуры восприятия, основывается на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Дизайн, объединяет знание научное и художественное, поэтому сталкивается с проблемой междисциплинарности, затрагивая законы и принципы различных областей культуры, проходит на их стыке, рассматривает в новом ракурсе. А посредником между ними всегда

служит Слово. И если архитектуру издавна сравнивают с «застывшей музыкой», то дизайн мы предлагаем рассматривать как «визуальную поэзию».

Рабочая гипотеза: Слово, Понятия и Поэзия в дизайне могут выступать в роли простейших моделей, несущих смысл, вызывающих ассоциации, стимулирующих творчество.

Объект исследования: Слово, как идеальная модель в дизайне.

Предмет исследования: содержание опыта визуальной художественной Культуры в использовании Слова для создания художественного образа, принципы и методы моделирования в области графического дизайна, в визуальной поэзии, художественном авангарде.

Цель исследования: Способствовать развитию творческого потенциала дизайна путем интеграции его культурных традиций и осмысления возможных стыков областей художественной культуры, нахождения общих творческих принципов, соизмеряющих поэтическое, декоративно-прикладное и дизайнерское творчество.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю развития художественных принципов в визуальной поэзии.

2. Проанализировать возможности создания художественного образа в области графического дизайна на примере социального плаката, стилизации Слова.

3. Рассмотреть принципы и методы использования Слова в течениях художественного авангарда.

4. Сформулировать общие художественные принципы и методы ХКМ в работе со Словом

Дизайн моделирует смысл, а его рукотворный мир рассматривают как язык культуры. Подобное можно сказать и о визуальной поэзии – поэтическом сообщении в графической, изобразительной форме.

История визуальной поэзии началась в Александрии около IV века до нашей эры с фигурных стихов, изображающих материальные предметы. Позже это искусство привлекло авторов разных эпох: древнегреческих ученых-поэтов, средневековых аббатов, знаменитых Франсуа Рабле (молитва Божественной Бутылке), первого российского поэта и ученого Симеона Полоцкого (стихи в форме креста, восьмиконечной звезды, сердца), Державина, Брюсова, оксфордского профессора Льюиса Кэрролла, (стихотворение в виде мышиного хвоста), французского поэта Гийома Аполлинера, и других.

Долгое время фигурные стихи рассматривались лишь с литературной точки зрения, относились к литературным курьезам, хотя значение их принадлежит вовсе не истории литературы, а истории человеческой мысли вообще. Неслучайно они появлялись только в особой интеллектуальной среде, для изощренных ценителей, а их авторы были не только поэтами, но и эрудитами, учеными.

С исчезновением античного мира появление фигурных стихов не прекратилось. Изменялись лишь предметы, которые они изображали, в связи с переменой мест, где хранились знания. Сначала это была Александрийская библиотека, а в средние века – христианские монастыри.

На Руси фигурные стихи появились в период виршеписания. Традиция же восприятия текста как художественного объекта зародилась еще во времена Киевской Руси. Об интересе к визуализации текста наших предков свидетельствуют средневековые манускрипты и граффитти, обнаруженные на стенах древнерусских храмов.

Разноцветные буквицы, заставки в рукописных сборниках, лубок были предысторией русской визуальной поэзии. [1]
Интеграция слова и образа объясняется тем, что искусство условно: изображение — такой же знак, как и те, с помощью которых передается слово и письменная речь.

В дальнейшем судьба графической поэзии неразрывна со светской наукой и искусством. Французский поэт начала XX века Гийом Аполлинер, создатель изысканных «каллиграмм» был убежден: «Это искусство таит в себе огромные возможности, вершиной его может стать синтез музыки, живописи и литературы».

Архитектор и поэт А. Вознесенский свое обращение к «изопам», «изобразительной поэзии» объяснял тем, что «поэт мыслит образами. И, не оформясь еще в слова, в сознании возникают изообразы стиха». ‹И› «он рисует словами, превращая словесную метафору в графически зримую».[2]

Таким образом, эта «игра», облеченная в форму искусства, выполняет важную интеллектуальную задачу, развивая воображение и ассоциативное мышление.

К концу XX века эта интеллектуальную «игру» стали называть авангардом, наибольший вклад в ее развитие внесли футуристы и конструктивисты, которые реализовали идею тотального пространства страницы. Их эксперименты доказали, что при разрушении традиционных синтаксических связей между лингвистическими и иконическими знаками, замене их графическими или художественно-изобразительными образами передача поэтического сообщения не только возможна, но и способна выразить динамизм и технологические инновации новой индустриальной и революционной эпохи. Поиском нового языка занимались кубо-футурист Василий Каменский («железобетонные» поэмы), футуристы Алексей Крученых и Ольга Розанова (образцы визуальной поэзии на заумном языке), художник и дизайнер-конструктивист Варвара Степанова (красочная цветовая палитра для передачи семантики заумной визуальной поэзии). А литературный конструктивист Алексей Чичерин предлагал применять в поэтическом творчестве «материальные знаки» поэзии – рисунки, орнаменты, математические, астрономические, нотные и другие знаки. Аналогичные идеи высказывал и Эль Лисицкий, который провёл параллель между эстетическими программами поэзии и искусства рекламы. [3]

Анализируя опыт современной визуальной поэзии, приходим к выводу, что она – парадоксальна, пародийна, многослойна, вовлекает читателя-зрителя в игру-декодирование всех составляющих художественной композиции – текста, его конфигурации, размещения на странице, графических и иконических элементов, цветовой гаммы, шрифта.

Слово изначально всегда имело образный характер, было метафорично, что было вызвано потребностью в наглядном, пластическом образе для понимания одного человека другим. Ведь понять мы способны только то, что заложено в нашем языке. Он структурирует мир, позволяет нам воспринимать его как текст, который мы читаем и создаем. Множественность текстов, порожденных множественностью языков различных культур, дополняется множеством индивидуальных «текстов-прочтений». «Читая» текст, мы как бы дешифруем сообщения на языке собственных представлений. [4]

Мы идем от «слов» к интуиции, к «озарению понимания при прочтении». Слова всегда должны быть увидены, если мы не имеем возможности пояснить смысл первой фразы при помощи последующей. Иначе мы будем вынуждены смириться с тем, что смысл собеседника будет отличаться от нашего собственного. Секрет различия языков – в акцентах внимания, которые каждый из них расставляет по-своему. Современный язык делает акцент на всеобщем и сходном, на логическом и абстрагированном. Мифопоэтический, «язык старины глубокой» переносит акцент на неповторимое, эмоционально-образное.

Рассмотрим опыт визуализации слова современным графическим дизайном, например, в области социального плаката. Его главный графический принцип — однозначное толкование созданного образа для достижения рекламного эффекта. Суть «хорошо» или «плохо» должна присутствовать в тексте или подразумеваться как явный мыслительный вывод. Понятных и ярких образов, которые могли бы восприниматься «на ходу» требуют от плаката темпы современной жизни. Важная роль в нем отводится текстовому обращению, которое либо дополняет и усиливает графическое изображение, либо полностью его заменяет.

Говоря о Слове, как дизайн-модели, нужно помнить об огромном культурном опыте его стилизации. Специфика шрифтового дизайна как раз и заключается в поиске художественной формы визуализированного слова или шрифтовой композиции, наиболее соответствующей виду графического дизайна и смыслу вербального сообщения. Корни искусства красивого и четкого письма нужно искать в каллиграфии (от греч. kalligraphia — красивый почерк). Его история связана с историей шрифта и орудий письма. А многообразные образцы средневековой китайской, иранской, среднеазиатской, европейской каллиграфии обладают большой художественной выразительностью и являют собой визуальные образы культур и эпох. Декоративная каллиграфия – искусство украшения книг, буквицы, бордюры, декоративные элементы и на Руси издавна служили максимальной выразительности художественных литературных образов. Художники, стилизуя букву, слово, вносили в них свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки.

В ходе исторического процесса определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, так возникали исторические стили, выражающие суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Это касалось в первую очередь слова, понятия, идеальной модели, претворяющей все деяния человека. Прежде чем быть построенными в материальной форме, предварительно они «проговаривались», конструировались в че¬ловеческой голове идеально, в виде соответствующих образов- схем, мысленных моделей.

Другой пример – современный дизайн уже нельзя представить без арт-объектов, перформанса, инсталляций, основных сфер реализации концептуализма. Этот культурный феномен, пришедший на смену традиционному искусству и философии, отверг традиционные формы художественной выразительности как «отвлекающие» от восприятия и понимания предложенной художественной идеи. Направление объединяет процесс творчества и процесс его исследования. Акцент переносится с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.

Теоретики культуры констатируют, что в современном дизайне ценной становится не уникальность, а контекстуальность, «конструирование закодированного послания». Поэтому дизайнер всегда должен быть интеллектуалом, а дизайн-кодирование является показателем культуры его креатива. [5]

Метод дизайн-кодирования основан на работе со словом: рассказывая себе или другим о том, как он думает и что делает, дизайнер структурирует свой замысел, обосновывает свои решения.

Мы разделяем мнение американского дизайнера Пола Рэнда: «Дизайн — это привнесение ценностей и смыслов, просвещение, разъяснение,…развлечение. Дизайн превращает прозу в поэзию, расширяет наше восприятие, умножает наш опыт и обостряет наше зрение».

Рассмотрев историю развития художественных принципов в визуальной поэзии, принципы и методы использования Слова в течениях художественного авангарда, проанализировав возможности создания художественного образа в области графического дизайна и стилизации Слова в декоративной каллиграфии, мы пришли к выводу, что провести грань между арт-дизайном, визуальной поэзией и графическим дизайном практически невозможно. Работая со Словом, они максимально используют его смысловую составляющую, обогащая ее эмоционально с помощью художественных принципов искусства.

Мы можем назвать художественные принципы и методы ХКМ в работе со Словом, роднящие дизайн с визуальной поэзией. Это – художественный образ, символ, стиль, игра, ирония, гротеск, стилизация, метафора.

Цель исследования достигнута. Систематизация материалов по теме исследования может способствовать дальнейшему развитию творческого потенциала дизайна путем интеграции его культурных традиций в различных областях художественной культуры: поэтическом, декоративно-прикладном и дизайнерском творчестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1

Плакат «Таблица для определения остроты зрения дизайнера»

Мереняшева Александра, , 17 лет

Преподаватель: Мереняшева М. А.


Библиографический список
  1. С. Бирюков «Зевгма». Русская поэзия. – М. Наука.1994
  2. Андрей Вознесенский. Визуальная поэзия. ALLDAYPLUS.RU[Электронный ресурс] Код доступа:http://alldayplus.ru/society/interview/720-andrej-voznesenskij-vizualnaya-poyeziya.html(дата обращения 28.03.2014)
  3. С. Сигей Краткая история визуальной поэзии в России. [Электронный ресурс] Код доступа: http: //www.screen.ru/vadvad/Vadvad/Arp/Visual/ssigey.htm (дата обращения 28.03.2014)
  4. Д.П.Пашинина. Влекомые языком /Философия науки. Вып. 8: // Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. [Электронный ресурс] Код доступа:http://iph.ras.ru/page49424930.htm (дата обращения 28.03.2014)
  5. Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива.- СПб: «ЭЛМОР», 2011, с.45-77


Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: