ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения специалиста в современных социально-экономических условиях. Анализируется необходимость изучения реальных потребностей производства и прогнозирования рынка труда для обеспечения требуемой направленности и качества развития системы образования.

Ключевые слова: потребности производства, прогнозирование рынка труда, профессиональное самоопределение, социально-экономические условия, специалист


FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SPECIALIST IN MODERN SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article features of professional self-determination of the specialist in modern social and economic conditions are considered. Need of studying of real requirements of production and labor market forecasting for providing a demanded orientation and quality of development of system of education is analyzed.

Keywords: labor market forecasting, professional self-determination, requirements of production, social and economic conditions, specialist


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Особенности профессионального самоопределения специалиста в современных социально-экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/32343 (дата обращения: 29.03.2024).

Осуществление мониторинга рынка труда и особенностей профессионального самоопределения выпускника в современных социально-экономических условиях является одной из основных задач профессионального образования.

Цели и задачи приоритетного национального проекта «Образование» полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В настоящее время в связи с необходимостью модернизации системы образования повышается значимость проблемы профилизации как общего, так и профессионального образования в России. На заседании коллегии Министерства образования и науки РФ было отмечено, что «профилизация образования имеет большую социальную значимость и позитивно воспринимается обществом» [1].

Одной из основных задач профилизации образовательной среды, является, на наш взгляд, обеспечение прогнозирования содержания и уровня потребностей общества и производства с последующей их трансформацией в конкретную педагогическую деятельность. Реализация на практике концепции профилизации образовательной среды способствует созданию условий для оптимального использования возможностей каждой ступени обучения в формировании кадрового потенциала региона в соответствии с его экономическими и социальными задачами.

Осуществление мониторинга рынка труда, консолидация учреждений профильного образования с предприятиями производства является взаимовыгодным: с одной стороны, предприятия получают специалиста требуемого профиля и квалификации, с другой – будущий специалист в ходе обучения в профильной образовательной среде и прохождения практики на сотрудничающем предприятии целенаправленно готовится к работе в определенной сфере производства, уверен в своем профессиональном будущем, что также сокращает процесс адаптации в начале профессиональной деятельности.

Качественное улучшение циклов производства на основе внедрения новых информационных и нанотехнологий является одним из факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды.

Основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы подготовки   профессиональных  кадров  развитых  стран,  являются  коренные преобразования в экономике, связанные с ускорением циклов производства товаров. Время жизни товара на рынке начинает быть сравнимым со временем его создания. Этому содействует быстрое совершенствование производства на основе новых информационных и нанотехнологий.

Развитие и внедрение новых технологий требует активного участия высококвалифицированного грамотного специалиста, не только владеющего необходимым объемом знаний, умений и навыков, требуемыми профессиональными качествами, но и способного и готового к дальнейшему самостоятельному обучению, профессиональному росту и саморазвитию. Данные требования обусловлены высоким темпом развития современных производственных технологий. В частности, упомянутые выше нанотехнологии, получили распространение лишь в последние годы, а, следовательно, им не уделялось большого внимания при подготовке будущих специалистов. Развитие нанотехнологий является результатом саморазвития и самостоятельного овладения знаниями. На развитие подобных качеств будущего специалиста направлена концепция профилизации образовательной среды, целью которой, в частности, является формирование готовности и способности личности к непрерывному образованию (в том числе, в рамках профильной образовательной среды – как поствузовское образование) и перемене профессии в течение жизни.

Профилизация образовательной среды, формируя профессиональные качества будущего специалиста, давая ему качественные базовые предметные знания, развивая его готовность к самообразованию, способствует развитию и внедрению новых информационных и нанотехнологий, а, следовательно, и качественному улучшению циклов производства.

Необходимо изучение реальных потребностей производства и прогнозирование рынка труда для обеспечения требуемой направленности и качества развития системы отечественного образования.

На сегодняшний день в России актуальна проблема развития отечественного высшего образования в соответствии с потребностями и условиями рыночной экономики.

Экономическая эффективность профилизации образовательной среды реализуется не только на этапе получения образования в профильных учебных учреждениях. Идея профилизации образовательной среды неразрывно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями производства, которые проявятся в ближайшие годы. В динамичных современных условиях каждый человек, возможно, сменит профессию неоднократно за трудовую жизнь, и именно профильное обучение должно помочь человеку осознать свободу человека «быть другим».

Особенность профилизации образовательной среды состоит в том, что она помогает в учебной действительности представить себя будущим профессионалом. Но «не профессионалом-всезнайкой в той или иной области, а профессионалом, знающим границы своего незнания, способным сформировать запрос на свое содержание образования» [2, с. 37].

Профилизация образовательной среды направлена на решение конкретных задач в области образования и реализации образовательных программ, учитывающих взаимосвязь рынков труда, образования, специалистов, дифференцированное предложение образовательных услуг, учет интересов индивидов, их статусных мотивов и ориентаций.

Рассматривая факторы, определяющие необходимость и содержание профилизации образовательной среды в целом, можно сделать следующие выводы:

– основываясь на концептуальном характере профилизации, следует рассматривать следующие уровни определения и реализации факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды: содержание государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды; федеральный уровень определения стратегии профилизации системы образования; региональный уровень тактических действий по профилизации системы образования; уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования; уровень взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования.

– на уровне содержания государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды, факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды являются: вариативность и дифференциация образовательной среды как фактор развития ее профилизации на основе соотнесения социально-экономических потребностей общества и локальных возможностей рынка труда в обеспечении востребованности определенного вида труда; темп роста национального дохода; социально-экономическая потребность общества в интенсивном переводе профессиональной адаптации в процесс активной трудоотдачи; необходимость социального и психолого-педагогического сопровождения и своевременной коррекции траектории образования личности с целью обеспечения осознанного выбора специальности;

– качество подготовки современных специалистов; интеграция образовательных ресурсов в приоритетных образовательных программах на основе определения рациональных методов, технологий и форм профессиональной подготовки будущего специалиста; обеспечение социально-экономической эффективности каждого компонента образовательной среды; нарушение преемственности между этапами общеобразовательной и профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях традиционной непрофильной образовательной среды; влияние Болонского процесса и двухуровневой модели образования на качество профилизации образовательной среды определяют необходимость профилизации образовательной среды на федеральном уровне определения стратегии профилизации системы образования;

– на региональном уровне тактических действий по профилизации системы образования факторами профилизации образовательной среды являются: интеграция взаимосвязи процесса профилизации образовательной среды и научно-производственного потенциала региона; несоответствие ориентации образовательных учреждений на монопрофильность профессиональной подготовки и возможности трудоустройства в соответствии с полученным образованием;

– принимая во внимание уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования, факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды являются: несоответствие требуемого и реального качества подготовки будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью технологий реализации в этом процессе все возрастающего объема научных знаний; возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста; взаимосвязь профилизации образовательной среды с реализацией интересов и потребностей различных социальных групп общества; взаимодействие участников педагогического процесса как фактор профилизации образовательной среды;

– факторами, определяющими необходимость профилизации образовательной среды на уровне взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования, являются: качественное улучшение циклов производства на основе внедрения новых информационных и нанотехнологий; необходимость изучения реальных потребностей производства и прогнозирования рынка труда для обеспечения требуемой направленности и качества развития системы отечественного образования; осуществление мониторинга рынка труда и особенностей профессионального самоопределения работника в современных социально-экономических условиях его трудовой деятельности.


Библиографический список
  1. http://www.rost.ru
  2. Зуевская, И. Модель профилизации образовательного пространства [Текст] / И. Зуевская // Школа. – 2002. – №2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация