УДК 332.145

О РОЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Рязанцева Маргарита Васильевна1, Якушова Елена Сергеевна2
1Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства
2Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства

Аннотация
В данной статье на основе обобщения зарубежного и российского опыта функционирования специальных экономических зон (СЭЗ) выполнен содержательный анализ их функций. Проанализировано позитивное и негативное влияние СЭЗ на социально-экономические процессы. Обоснована необходимость стратегического управления процессом создания и управления специальными экономическими зонами.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, особые экономические зоны, развитие территорий, стратегическое управление


ABOUT A ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT AT SPECIAL ECONOMIC ZONES

Ryazantseva Margarita Vasilevna1, Yakushova Elena Sergeevna2
1Moscow State University of Geodesy and Cartography, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics and Business
2Moscow State University of Geodesy and Cartography, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics and Business

Abstract
In this article was performed a thorough analysis of functions of special economic zones (SEZ) based on a synthesis of foreign and Russian experience. The positive and negative impact of SEZ on the socio-economic processes was assessed. Need of strategic management is proved by process of creation and management of special economic zones.

Keywords: foreign investments, investments, special economic zones, strategic management, territorial development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. О роли стратегического управления при создании особых экономических зон // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31823 (дата обращения: 02.06.2017).

Процесс создания особых экономических зон имеет давнюю историю и по данным Мирового банка (2008) в мире создано около 3000 специальных (особых) экономических зон (СЭЗ) в 135 стран и регионов мира [1,с.2]. В одной только Индии по состоянию на 2012 г. функционирует 143, а формально создано 634 СЭЗ [2].
В соответствии с российским законодательством особая экономическая зона – это создаваемая на федеральном или региональном уровне обособленная территория, в рамках которой устанавливается особый режим осуществления предпринимательской деятельности [3, ст.2].
СЭЗ создаются в разных регионах мира, стимулируя процессы экономического развития регионов, способствуя модернизации экономики. Высочайшую эффективность создания СЭЗ демонстрирует экономика Китая, в которой только на национальном уровне создано более 100 СЭЗ [4, с.17].
В соответствии с классификацией Международная организация труда (2006) существует несколько типов СЭЗ: свободные торговые зоны, особые экономические зоны, зоны экспортной переработки, портовые, туристско-рекреационные зоны, зоны высоких технологий, территорий опережающего социально-экономического развития и др. [5, с. 18-21].
Практики создания СЭЗ различаются в разных странах, но механизм создания зон во многом схожий: СЭЗ создаются, путем выделения специальной территории, в которой устанавливаются особые таможенные и налоговые льготные условия, основная цель предоставления которых заключается в привлечении иностранных инвесторов, в создании ориентированного преимущественно на экспорт производства.
Концептуальная гипотеза данного исследования состояла в следующем: может ли ОЭЗ, выполняя широкий спектр функций экономического, социального, политического характера, являясь инструментом экономического и социального развития страны, превратиться в инструмент ее разрушения и дестабилизации? И если да, то за счет чего можно уменьшить негативные последствия при создании СЭЗ?
По нашему мнению эта проблема является весьма актуальной для современной России. Процесс создания СЭЗ а нашей стране был активно «запущен» в 2005 г. и, судя по последним решениям Правительства Российской Федерации о разработке принципов создания и управления территориями опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, будет продолжаться [6], несмотря на низкую эффективность процесса создания СЭЗ в России [7].
Вопросы функционирования особых экономических зон неоднократно поднимались отечественными и зарубежными исследователями. Так, Чернявская Ю.А. определяя СЭЗ, выделила сразу несколько функций СЭЗ: функция повышения конкурентоспособности национальной экономики функция ускорения социально-экономического развития региона, функция формирования нового стандарта качества жизни населения [8, с. 225].
Еще ряд важных функций СЭЗ, таких как инструмента для привлечения инвестиций в экономику страны и региона, основы диверсификации экономии региона и ее модернизации, выдел Алпатов А.А. [9, с. 10–11].
В настоящее время накоплен огромный опыт функционирования СЭЗ, который позволяет полнее оценить социально-экономические функции СЭЗ, последствия их создания. Безусловно, СЭЗ способствуют притоку иностранного капитала, привлечению новых технологий, созданию новых рабочих мест, как следствие, способствую экономическому роста. Для многих стран именно СЭЗ являются единственным источником поступлений в экономику страны, как, например в Бангладеш. Именно для развивающихся стран очень важной является функция стимулирования экономического роста [10, с.31].
В условиях глобализации мировой экономики одной из приоритетных функцией СЭЗ можно считать содействие ускорению интеграции национальной экономики в мировую торговлю. В СЭЗ, как правило привлекаются компании с иностранным капиталом, производящие продукцию под известными мировыми брендами. Многие СЭЗ превращаются в ведущие мировые бизнес-центры налаживания деловых связей, как например, китайские Шенжень и Ганьджоу.
Создание СЭЗ способствует развитию региональной инфраструктуры. Удачными примерами глобальных инфраструктурных изменений в результате создания СЭЗ демонстрирует Китай.
СЭЗ могут служить основой структурных реформ экономики, основой интеграции образования и экономики, основой создания высокотехнологичных рабочих мест для молодежи.
Очень важным социальным последствие является развитие человеческого капитала: повышается квалификация и уровень образования населения, за счет экономического роста развиваются системы образования и здравоохранения. Достаточно сложно измерить изменения в таком показателе как доступ к ноу-хау, новым знаниям и компетенциям.
Важной социально-экономической функцией является рост жизненного уровня населения в СЭЗ: с ростом квалификации и ростом конкуренции между резидентами СЭЗ за рабочую силу повышается уровень оплаты труда. Повышению уровня жизни населения способствуют темпы экономического роста соответствующего региона.
Дж. Ван и Ю. Халим выделяют как одну из важнейших функций создания СЭЗ в развивающихся странах политическую [1,с.2;11].
В качестве вспомогательной функции СЭЗ можно рассматривать создание конкуренции между резидентами СЭЗ за квалифицированные кадры, инвесторов и др., способствуя тем самым притоку квалифицированных кадров в специальные зоны, росту заработной платы, росту качества инвесторов, качеству реализуемых инвестиционных проектов.
Перечисляя аспекты положительного влияния СЭЗ на социально-экономические процессы, нельзя забывать и о негативных последствиях из создания.
Создание СЭЗ преимущественно вокруг крупных городов, как, например, в России (вокруг Москвы и Санкт-Петербурга) может способствовать росту диспропорций в экономическом развитии регионов страны [12, с.69].
Ориентируясь на экспорт, СЭЗ способствуют оттоку капитала из экономики страны. В этой связи следует создавать системы финансового контроля за использование неэффективных финансовых схем, в том числе с использованием оффшорных компаний.
Некоторые зарубежные исследователи выделяют эксплуататорско-дискриминационную функцию СЭЗ [10,с.33; 11].
В ряде СЭЗ, особенно в азиатском регионе, наблюдаются проблемы в области соблюдения трудовых прав наемных работников, прежде всего дискриминация в оплате труда, эксплуатация женского и детского труда, ограничивается деятельность профсоюзов, запрещаются забастовки. Часто работники работают сверхурочно без оплаты. В Малайзии отменен закон, запрещающий женщинам работать в ночную смену. В некоторых СЭЗ Китая, средняя продолжительность рабочей недели варьируется от 54 до 77 часов в неделю [10, с. 33;11].
В погоне за сверхприбылью известные мировые компании и бренды создают свои производства в СЭЗ, ориентируясь на низкие издержки и низкую стоимость труда, способствуют усилению экономических проблем страны. Экономический рост Бангладеш привел к энергетическому кризису в стране, износу основных фондов. Инвестиции направлены исключительно на увеличение экспорта, обеспечивающего высокую рентабельность. При этом, не осуществляются инвестиции в модернизацию производств, наблюдается колоссальная нехватка инвестиций в R&D (научные исследования и разработки), что привело к ухудшению качества хлопка, пестицидов, снижению рентабельности данной отрасли и в целом нанесло урон производству хлопка, поскольку фермеры сразу же стали переориентироваться на отрасли с более высоким уровнем рентабельности [10, с.33].
Причиной подобных проблем, на наш взгляд, является отсутствие детального анализа и стратегического планирования синергетического эффекта при создании СЭЗ. При разработке механизмов, стимулирующих деятельность резидентов СЭЗ, государство не создает механизмы, защищающие права населения и наемных работников, не создаются механизмы стимулирующие развитие обслуживающих СЭЗ организаций. При функционировании СЭЗ, как правило, действуют две независимые модели налогообложения, для резидентов и нерезидентов ОЭЗ, связанных с резидентами «цепочкой ценностей» [13, с. 45], что в результате приводит отрицательной синергии.
Подобные проблемы наблюдаются не только в азиатских странах, но и в СЭЗ созданных на российском Дальнем Востоке. По мнению Правительства России, эффективность организаций-участников СЭЗ находятся в прямой зависимости от деятельности горнодобывающих предприятий и предприятий энергетического комплекса [14], следовательно, необходима единая стратегия развития территории, а не отдельных ее резидентов.
В результате проведенного исследования функций СЭЗ в России и за рубежом можно сделать следующие выводы:
1. Специальные экономические зоны в современной глобальной экономике играют важнейшую роль, стимулируя и дестимулируя экономические, социальные, политические процессы мировой экономики.
2. Основой эффективного функционирования СЭЗ и выполнения ими стимулирующих экономическое развитие функций является грамотное государственное стратегическое планирование, в основе которого должны лежать тщательный анализ конкурентных преимуществ региона, возможных проблем и угроз в результате созданий подобных зон.
3. Кроме стратегического планирования, важнейшей функцией государства при управлении СЭЗ должна стать контрольная. Степень неэффективности действующей системы контроля за деятельностью российских СЭЗ подтверждают итоги аудиторской проверки управляющих компаний особых экономических зон, проведенной в 2013 г. Счетной палатой РФ. Результаты аудиторской проверки демонстрируют очень низкий уровень выполнения плана по стоимости строительства объектов СЭЗ (всего 26%) [7]. Пристального внимания требуют и такие сферы как соблюдение прав наемных работников и др.
4. Основой развития большинства СЭЗ является иностранный капитал. Импорт капитала не должен приводить к ухудшению экологии региона, нарушению трудового законодательства. Привлечение иностранного капитала должно стать основой технологической модернизации, а не основой дестабилизации социально-экономических процессов.
5. Государственная политика создания СЭЗ должна ориентироваться на развитие регионов, на формирование на их основе систем профессионального образования и повышения квалификации в области высоких технологий. Следует создавать стимулы для привлечения ведущих ученых и преподавателей в учебные заведения, создаваемые в СЭЗ. При этом, следует вести идеологическую работу, направленную на воспитание национального патриотизма, особенно среди молодежи.
При разработке грамотной государственной политики и стратегии специальные экономические зоны могут стать центрами возрождения российских регионов, способствовать развитию потенциала регионов, сохранению их кадров, снижению социальной напряженности.


Библиографический список
  1. Wang J. The Economic Impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese Municipalities. // Job Market Paper, Nov, 2009. [Электронный ресурс].  URL: http://se.shufe.edu.cn/upload/_info/42910_1001270253311.pdf  (дата обращения 31.01.2014).
  2. The  Government of  India. // Официальный сайт Правительства Индии.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.sezindia.nic.in/about-asi.asp (дата обращения 06.02.2014).
  3.  Об Особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации  № 116-ФЗ  от 25 июля 2005 г. (в ред. от 04 марта 2013)   // Официальный сайт. Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. http://www.russez.ru/management_company/normative/   (дата обращения 06.02.2014)
  4. Gebhardt H.,  Reuber P. The Theory and Practice of Free Economic Zones: A Case Study of Tianjin, People’s Republic of China. [Электронный ресурс].  URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/3244/1/fez-meng.pdf (дата обращения 01.02.2014).
  5. Особые экономические зоны / С. В. Приходько, Н. П. Воловик;  Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. – М., ИЭПП, 2007. 268 с.
  6. Совещание об основных принципах создания и управления территориями опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке.//Официальный сайт Правительства российской Федерации. [Электронный ресурс].  URL http://government.ru/news/10259. (дата обращения 06.02.2014)
  7. Березина Е. Зоны стоят на месте. // Российская газета.  – 2014. – 14 января. [Электронный ресурс].  URL: http://www.rg.ru/2014/01/14/zoni.html (дата обращения 06.02.2014).
  8. Чернявская Ю.А. Перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации // Место и роль России в мировом хозяйстве: сб. матер. междунар. науч. – практич. конф. Воронеж: Научная книга, 2006.
  9.  Алпатов А.А. Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008. № 3. С. 10–11. 
  10. Md. Mazedul  Islam,  Adnan Maroof  Khan,  Md. Monirul  Islam Textile Industries in Bangladesh and Challenges of Growth. // Research Journal of Engineering Sciences Vol. 2(2), 31-37, February (2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.isca.in/IJES/Archive/v2i2/7.ISCA-RJEngS-2013-002.pdf.
  11. Halim U.  Expansion of SEZs under Neoliberalism. [Электронный ресурс].  URL: //http://nancysullivan.typepad.com/my_weblog/2011/03/untold-agonies-from-asias-special-economic-zones-lessons-for-png-1.html  (дата обращения 06.02.2014).
  12. Рязанцева М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013.  № 5 . С. 67-69.
  13. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance: with a new introduction / Michael E. Porter. New York: Free Press.  1998. 520 c.


Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: