УДК 378.(477)

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ

Бурдонос Людмила Ивановна
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Григория Сковороды
кандидат экономических наук

Аннотация
Высвечиваются вопросы единства и противоречия в развитии образования, науки, общества, государства, экономики, рынка труда, воспитании элиты нового поколения с европейским мышлением.

Ключевые слова: высшее образование, гуманизация образования, интеграция, квалифицырованные специалисты., социально-экономическое развитие, технологический прогресс, экономика


TOOLS OF THE HIGHER EDUCATION OF UKRAINE TO THE EUROPEAN STANDARDS

Burdonos Ludmila Ivanovna
Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named by Grigoriy Skovoroda
Ph.D. in Economical Science

Abstract
Questions displayed unity and contradictions in the development of education, science, society, state, economy, labor market, training a new generation of elite European thinking.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бурдонос Л.И. Приспособление системы высшего образования Украины к европейским стандартам // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31411 (дата обращения: 05.06.2017).

Актуальность.

Обществу, без развития науки и образования, богатства не достичь. Богатство сегодня – это не деньги, как считали  меркантилисты, и не накопление товаров (А.​​Смит, Д. Рикардо ), и не массовый платежеспособный спрос ( Р.Д.  Рузвельд  и Л.  Эрхард ) .

Нынешняя форма богатства народов – знания, которые рождаются в университетских аудиториях. Знание – это конкурентные преимущества, движущая сила новой экономики, носителями которой являются специалисты новой формации. Прирост научных и технических знаний открывает новые возможности для создания богатства. Новая реальность состоит в накоплении новых знаний, формировании глобального рынка знаний в межотраслевом и межстрановом пространстве.

Престиж любой страны, ее будущего определяет уровень образования, научный потенциал, класс инноваторов через органические связи между образованием, наукой, бизнесом и властью. Все это нужно отразить в новом Законе «О высшем образовании».  Государство должно способствовать созданию мощных региональных образовательно – научно – инновационных центров на базе ведущих университетов, научных центров, вокруг которых должнососредоточиться конкурентоспособное образование и наука.

Изложение основного материала.

Высшее образование передает достижения современного общества будущему поколению.Однако, нынешняя система образования в Украине является авторитарной. Она формирует человека – конформиста, приспособленца, который не способен к самостоятельному и ответственному поведению на основе сознательного отношения к действительности [ 1 , с . 26].

Бурная мировая глобализация вызывает модернизацию высшей школы. Речь идет об инновационной модели образовательной работы и интеллектуального капитала:внедрение менеджмента качества образования;индивидуально–консультативная работа студентов; диагностика знаний; взаимодействие с работодателями, расширение международных связей, формирование европейского типа отношений между преподавателем и студентом; формирование конкурентоспособного специалиста с научным мышлением и деятельностью; формированиефундаментальнихзнаний, быстро меняющихся к социально – экономическим условиям.

Болонский процесс стал частью процесса глобализации высшего образования, глобального рынка труда, достижением большей совместимости национальных систем высшего образования. К тому же Болонский процесс акцентирует на индивидуализации обучения, потому что в природе не существует среднестатистического студента .

Развитие системы высшего образования в Украине, ее приближения к европейским стандартам и интеграция в Болонский процесс требуют адекватного инвестиционного обеспечения. Сейчас же на фоне общего увеличения численности высших учебных заведений ( за счет прироста числа вузов III и IV уровней аккредитации ), рост числа студентов и отсутствия положительных тенденций в их материальном обеспечении, его состояние не улучшается. Можно выделить две основные причины этого. Первая – ограниченность возможностей государственного бюджета по улучшению уровня инвестирования системы высшего образования в Украине . Вторая – неразвитость самого механизма инвестиционного обеспечения вузов, который сводится, преимущественно, к получению бюджетных средств . Зато в Европе, США и Японии , странах , которые являются мировыми лидерами в сфере высшего образования , соответствующие органы власти делают все возможное для переориентации на негосударственные источники их инвестирования . Это вызвано ограниченностью бюджетных возможностей этих стран . Учитывая бюджетные реалии , адекватная постановка вопроса актуальна и в Украине . Кроме того, есть много замечаний к системе распределения бюджетных ресурсов , направляемых на инвестирование высшего образования в Украине. Современная модель их распределения не всегда адекватной потребностям и вклада вузов в подготовке студентов . Все это обусловило актуальность исследования современного состояния и направлений развития механизма инвестиционного обеспечения высшего образования в Украине .

Итак, для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной системы высшего образования, осуществить переход к суперцивилизации, ориентированной на постоянное повышение эффективности собственной деятельности, надо вникать в результаты глобального исследования нынешнего поколения, которое бросает нам вызов .

Речь идет не о всей студенческой массе, которая пришла в университеты, в частности третьесортные (правда, в нынешней демографической ситуации в Украине такие студенты заполнили аудитории и лучших вузов ), а о том, как найти общий язык с масштабномислимыми студентами, для многих из которых нынешние лекции и занятия становятся не интересными. Они, по сути, живут в «струе» высоких технологий, в совершенно непредсказуемом мире, в эпоху нестабильности, неопределенности. С удовлетворением можно учиться только тогда , когда тебе интересно, когда учебный материал вызывает интерес к самостоятельному поиску знаний .

Большинство масштабномислимых студентов рассматривает преподавателей как источник советов, информации, признания и понимания. Вместе с этим,разочарование в житейских надеждах ведет к апатии и цинизму, неуверенности в завтрашнем дне. Итак, исходя из настоящего, преподаватель должен стараться не научить, а заинтересовать, создать условия для того, чтобы студент сам мог разобраться, активизировав собственное               мышление .

В высшем учебном заведении следует создавать такие условия , при которых каждый студент получал бы возможность проявить свою индивидуальность. Отчасти это реализуется благодаря внедрению в учебный процесс современных информационных и дистанционных технологий обучения , самостоятельной работы студента. Однако главным при этом является дифференциация помощи в обучении для менее подготовленных и более подкованных студентов, профессиональная подготовка к рынку труда, обеспечения конкурентоспособности и элитности современного специалиста , чтобы направить процесс обучения на умение применять полученные знания в практической деятельности . А контролирующие как внутривузовские , так и Министерские рычаги влияния на студента не добавляют ему энтузиазма лучше учиться, а тем более серьезно заниматься наукой.

Главным критерием оценки работы преподавателя в учебных заведениях стало наличие сотен страниц методического обеспечения. Все учебные заведения обязаны лицензировать новые специальности и через каждые 5 лет акредитовать все специальности. Все это отнимает много времени у преподавателей, которые готовят дела для аккредитационных и профессиональных комиссий.

Мировое сообщество еще не готово к духовной революции и поэтому надеется , что наука, образование , научно -технический прогресс самостоятельно решит назревшие проблемы , ликвидирует разницу между богатыми и бедными, сделает невозможным процветания нынешней «мажоритарщины» , тунеядства , станетспособствовать росту духовности.

Молодой человек пытается получить образование, которое бы дало возможность быстрее заработать, разбогатеть. Поэтому и пытается выбрать специальность , которая , как ему кажется , является лучшей . Каждый абитуриент имеет на это право. В условиях рыночной экономики будущий студент в данном случае выступает в роли клиента -покупателя. И здесь возникает вопрос : неужели этот клиент , молодой человек , может более объективно оценить направление в науке на данном этапе, которое  для него является лучшим? Сегодня полная зависимость рынка образования от клиента еще не имеет  своего места . Не парадоксально ли, что в США, например, сегодня образование в фирме  «Майкрософт» имеет значительно большую популярность , чем в каком-то давно известном старинном университете? Все это результат, так называемой , американской идеи «образование – товар» . А за лучший товар нужно платить соответственно более высокую цену . Правда , эта идея не была поддержана во многих странах мира, в частности в Японии , Южной Корее и др.

Лучше используется то, что свободно покупается и продается . Можно ли это отнести к вузам? Так или иначе, рынок и дальше диктует свои правила, новые формы образования, в частности дистанционное . Но при этом не следует забывать, что лекция, живое слово, общение студента с профессором, преподавателем как и сотни лет назад, еще долго будет сохранять свою уникальную ценность.

В Украине устройство выпускников на работу происходит стихийно (самостоятельно).  И этот процесс почти не регулируется ни государственными , ни региональными органами власти . Кроме этого, на сегодня в Украине немало промышленных предприятий, которые не работают, или работают не на полную мощность. Поэтому устроиться на работу по специальности не так просто.Однако, рано или поздно, в Украине начнет нормально функционировать производство.Вот тогда почувствутся острая потребность в высококвалифицированных специалистах, которых готовят естественные технические заведения и факультеты. Пока в Украине есть избыточное количество юристов, экономистов и количество их продолжает расти, как и безработных из их числа. И эта тенденция пока продолжает сохраняться . Отсюда напрашивается вопрос: кем и чем будем управлять завтра, господа юристы, менеджеры ? Если так пойдет дальше, то основой экономики Украины станет экспорт сырья . Высшее образование в таких условиях станет самоцелью. Отсюда и апатия к обучению многих молодых людей, которые перестают верить в свое «светлое будущее». А дальше  приватизация высших (сегодня – государственных) учебных заведений. Однако во всех этих ситуациях , при всех сценариях развития экономики Украины, государство должно сохранять университеты общенационального значения, увеличив объемы их финансирования. Национальные классические университеты должны стать воплощением «идеи университета» в условиях перестройки высшего образования Украины в русле Болонского процесса .

Процветание национальной экономики прямопропорционально таким качествам граждан страны, как образованность, а отсюда – экономность и бережливость, трудолюбие , настойчивость , честность. Ксенофобия , религиозная нетерпимость, коррупция гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие экономики . И , наоборот , темпы экономического роста выше в тех странах, где выше образованность людей. Там процветают взаимное уважение, вера в индивидуальную инициативу человека и уважение к закону. Чем выше уровень образования, тем меньше вероятность того, что полученная молодежью от предков культурное наследие может негативно повлиять на уровень доверия между странами. Более образованные люди меньше подвержены влиянию традиций и общепринятых убеждений. Отсюда –появление элиты нового поколения .

Сознание современной молодежи не отягощена идеологией, она более прагматична и самостоятельна в выборе жизненного пути. Именно эти люди, прежде всего , интеллектуалы , принимают судьбоносные решения  вести страну в будущее. А кто и какие учебные заведения могут и должны готовить людей – специалистов , в том и тех же юристов и экономистов ? И здесь уместен вопрос: неужели какой-то вуз из числа вновь частных учебных заведений, вход в который чаще где-то там, «со двор », и ряда государственных , которые считают себя более или менее «солидными», может конкурировать, например, с Львовским национальным университетом имени Ивана Франко, одним из самых известных высших учебных заведений Украины с 350- летним стажем, известным в Европе и мире центром передовой классического образования и науки . Даже скромные статистические подсчеты показывают, что количество (и , безусловно, качество) подготовленных юристов и экономистов в Львовском национальном университете имени Ивана Франко полностью обеспечивает потребность в этих специалистах для большей части Западного региона Украины . Поэтому чрезмерное количество появления вновь как частных, так и государственных учебных заведенийюридическо- экономического направления в регионе лишние. Их нынешнее количество непосильно для бюджета Украины . Отсюда – целесообразность их укрупнения, отзыв лицензий на подготовку студентов тех специальностей, при подготовке которых институт не способен достичь установленного уровня качества. Целесообразно также пересмотреть правовые условия найма на работу в такие вузы преподавателей со стороны с целью создания «критической массы».

Ускорению процесса ликвидации таких заведений будет способствовать и переход на единые государственные стандарты подготовки и аттестации всех категорий специалистов в рамках Болонского процесса, принятие единой градации ученых степеней и квалификаций. Ведь всем известно, что количество преподавателей с учеными степенями в Украине растет на фоне резкого падения качества диссертаций , как правило , в среде вновь частных высших учебных заведениях.

Весь процесс развития высшего образования отражает непрерывное реформирование высшей школы. Это обусловлено отсутствием синхронности и определенным запаздыванием изменений , которые происходят в обществе . Если во время политико – экономического спада такое опоздание в большинстве бывает стабилизирующим для общества фактором, то в период экономической стабилизации и подъема оно играет отрицательную , тормозную роль, что в свою очередь приводит к кризисным явлениям в системе образования . То есть, эти явления есть проявлением неотъемлемого свойства процесса развития высшего образования – его инерционности в отношении развития общества .

Правда, период относительной стабилизации или спада со временем сокращается и может совпасть с резкими изменениями , которые происходят в обществе . Поэтому, чтобы адекватно удовлетворить потребности общества, высшее образование вынуждено будет систематически подвергаться коренным изменениям.Сегодня молодые люди  с образованием, которые не могут трудоустроиться в своей стране , эмигрируют . Среди тех кто остается , –конгломерат малообразованных и интеллектуалов. Последних ( интеллектуалов ) в каждом государстве все больше появляется, как правило, в состоятельных семьях. Молодые люди, в большинстве своем, с недостаточно обеспеченных семей и которые к тому же не обладают высокими способностями становятся    « лишними» для общества. Поэтому государство должно привлечь их к чему-то другому, чтобы они «не мешали» своим более способным собратьям и не стали лишними в этом уже занятом , с позиций Мальтуса , мире . Это обидно и над этим следует задуматься нашим молодым людям, студентам и учиться, чтобы превзойти этих «более способных собратьев» из состоятельных семей и занять должное ( по знаниям ) место в обществе .

Нынешний рынок труда требует другого отношения бизнеса и государства к человеку. Это не прибыль , а забота о человеке, его развитии . Ведь наиболее перспективным объектом для инвестиций является человек. 67 % мирового национального богатства –это человеческий капитал [ 2 , с.18 ] как отношения между индивидом , работодателем и государством по поводу реализации этого потенциала для получения дохода . Чтобы отечественная образовательная система обеспечивала качественный и количественный рост человеческого капитала в стране следует обеспечить пропорциональное инвестирование всех уровней образования не ниже европейского, привести в соответствии структуру высококвалифицированных кадров, выпускаемых учебными заведениями, потребностям рынка труда для обеспечения наибольшей отдачи от реализации человеческого капитала.

В наших учебных заведениях , в которых и формируется этот капитал , только около 15 процентов преподавателей занимаются наукой. Поэтому далекими от науки есть и студенты. Более того , сегодня у нас немало « ученых » со степенью никогда наукой не занимались , однако приходят к руководству научными коллективами со своим представлением о науке и «своими » кадрами . Если эти тенденции будут преобладать , то никакого будущего у нашего государства не будет [ 3 , с.7 ] . Ведь наука является одним из стратегических элементов безопасности каждого национального государства. Без серьезной науки ,  ее высоких технологий , членства в ЕС нам не видать.

Молодые люди в Украине недовольны , прежде всего, отсутствием единства поколений , разрешений перспективным студентам , аспирантам выбирать и разрабатывать направления , которые интересуют их. Поэтому студентам выпускных курсов и аспирантам следует предоставить такое право при выборе научных тем , независимо от того , утверждены они вышестоящими инстанциями , или нет. Правда, творчество нынешнего молодого человека начинается с отбора тех направлений научной деятельности, при меньших усилиях обеспечивают ей комфорт .

Украина заинтересована в научной элите. Ее еще представляют ученые среднего и выше среднего возраста , что не позволяет надеяться на перспективу. Возникает вопрос о новой элите . Сегодня будущую элиту не привлекают условия, прежде всего, оплаты труда. Чтобы заинтересовать перспективных молодых людей к дальнейшей науки, целесообразно исходя из опыта вузов передовых стран , например Германии , создать т.н. систему государственной профессуры . При этом отбор осуществлять на основе четких и достаточно жестких критериев , учитывая постепенно и цензовый возраст . Оплата их труда существенно должна отличаться от «других» [ 4 , с.16].

Конкурентоспособная высшее образование в Украине – это путь к европейским стандартам жизни . Поэтому надо сделать все , чтобы заинтересовать учить и учиться , прекратить отток из Украины заполненных знаниями «мозгов».

Наши вузы периодически информируют МОН Украины о количестве трудоустроенных выпускников , что должно свидетельствовать о качестве обучения . Однако , это не может быть критерием оценки работы вуза . Ведь способность выпускника трудоустроиться на работу, найти ее , удержаться на рабочем месте и перемещаться на рынке труда зависит , прежде всего , от профессиональной личности и способности випускника, от требований работодателей. А они ( работодатели ) при найме на работу учитывают, прежде всего, личные качества выпускника , рекомендации «весомых посредников» , а не его знания.

Безработица на региональном уровне не совсем обусловлена ​​относительным избытком лиц с этим или другим видом профессионального образования . Однако , в случае необходимости принятия решений о финансировании вузов данные о занятости выпускников должны учитываться с коррекцией на социально – экономические показатели региона , на который в основном «работает » тот или иной вуз.

Выпускника вуза следует информировать о рынке труда , в который пока не включен частный капитал. Выпускник должен иметь возможность воспользоваться открытой информацией о рынке труда , как и открытостью национальной экономики страны в целом.

Чтобы хотя бы частично обезвредить вышеуказанные и другие проблемы на пути выпускника к рынку труда, к более менее возможной на данном этапе социальной справедливости, Украине нужна сильная коррумпированная власть до экономической диктатуры, которую я предлагал еще в начале нашей независимости ( публикации в центральной прессе и др.)..Экономическая диктатура в то время могла бы в короткое время обеспечить порядок , социальную справедливость и защитить национальные интересы страны в мире , быть готовой к мировым финансовым кризисам. Ведь рынок не в состоянии осуществить дисциплинарные функции в отношении субъектов рынка , не допустить банкам переводить часть своих расходов на общество.


Библиографический список
  1. Семиноженко В.П. Ініціативна політика України як національний проект / В.П.Семиноженко  //   Економіка знань: виклик глобалізації та Україна. – К., 2007.
  2. Антильєв А.Г. Проблемы взаємодействия вузов и работодателей рынка труда / А.Г.Антильєв // Весник Высшей школы. – М, 2012. - № 4.
  3. Геєць В., Гриценко А. Економіка та суспільство: непізнані грані взаємовпливу. Економіка України. – 2012. – № 3.
  4. Поктєв В.М. Збереження  та відновлення науки – запорука розвитку України як передової держави / В.М. Поктєв // Вісник НАН України. – 2012. -№ 1.


Все статьи автора «Lyda»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: