УДК 378.095

ПЕДАГОГИКА КАК ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ: УЧИМ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ УПРАВЛЕНИЮ

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье обозначены методы, формы и средства обучения, которые нацелены на развитие у будущих педагогов умений педагогического управления. Рекомендуется подбор форм и методов обучения, предполагающих решение профессиональных задач; использование в процессе обучения проектных заданий и разнообразных заданий, направленных на формирование и развитие у студентов самостоятельности; применение богатого потенциала педагогической практики; организация научно-исследовательской деятельности студентов, курсового и дипломного проектирования на проблемной и деятельностной основе.

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая ситуация, педагогическое управление, проблемное обучение, проектная технология, самостоятельная работа


PEDAGOGY AS THE ART OF MANAGING: TEACH THE MANAGEMENT FUTURE TEACHERS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
In the article are indicated methods, forms and means of teaching, which are aimed to develop in the future teachers skills of pedagogical management. These include the selection of educational forms and methods simulating solution of professional problems; the use in the learning process of project technology; the use different tasks aimed at forming and development of students' independence; the application of rich potential of pedagogical practice; the organization of research activities of students, spelling of course and diploma projects on the basis of the problematical character and activity.

Keywords: pedagogical management, pedagogical practice, pedagogical situation, problem-based learning, project technology, self-study


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Педагогика как искусство управлять: учим будущих педагогов управлению // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31262 (дата обращения: 02.06.2017).

Искусство управления (менеджмент) очень важно для любого современного человека, профессия которого так или иначе связана с людьми, взаимодействием с ними и воздействием на них. Умение управлять, подбирать такие способы воздействия, которые приводили бы к достижению высоких профессиональных результатов – неоценимое и обязательное умение современного специалиста любой отрасли.

Педагогическое управление (менеджмент) можно определить как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов воздействия на компоненты педагогической системы, имеющий целью повышение результативности её функционирования. Современное педагогическое управление – это научно-организованная система, в которой первый уровень – управление профессиональной деятельностью педагогического коллектива, второй – управление учебной деятельностью обучающихся.

Несомненно, что управление образованием – это иерархическая система, то есть структура с такой организацией входящих в неё элементов, при которой наблюдается воздействие более высоких уровней на более низкие, причём один и тот же уровень может быть и управляющим и управляемым. Это проявляется, во-первых, в том, что администрация образовательного учреждения – это и объект управления со стороны органов управления образовательным учреждением, и субъект управления по отношению к педагогическому коллективу. Во-вторых, сам педагог является и объектом управления со стороны администрации образовательного учреждения и органов управления образовательным учреждением, и менеджером учебно-познавательного процесса, то есть субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся. Разнообразные и разноуровневые умения организации процесса управления познавательной деятельностью обучающихся – наиболее важный, на наш взгляд, аспект профессиональной подготовки педагога.

В последнее время проблема эффективного управления становится всё более актуальной. В процессе становления находится даже специальная наука – социология управления [1]. По характеристике В.С. Диева, «современная теория управления включает в себя системный подход, признание неопределенности как неотъемлемого атрибута управленческих решений, установку на изучение процессов коммуникации, самоорганизации и адаптации к внешней среде. В системах управления всегда присутствует человек, поведение которого определяется ценностями, потребностями, мировоззрением, волей и другими личностными характеристиками» [2, с. 28].

Правда, предметом исследования большинства специалистов является промышленное управление, менеджмент в сфере производства товаров и услуг. Педагогическое управление как явление и процесс активно изучают современные педагоги, к примеру, В.И. Горовая, Г.И. Шевченко и другие, а также социологи [3]. Вопросы подготовки будущих учителей вообще и будущих бакалавров профессио нального обучения в частности к процессу педагогического управления рассматривают Р.Р. Алиева, М.Н. Недвецкая, А.А. Скамницкий, М.В. Чернышева и др.

Цель данной статьи – наметить пути (способы) работы по подготовке будущего бакалавра профессионального обучения к педагогическому управлению в процессе его обучения в вузе (на примере ФГБОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия», г. Зерноград), а именно – при изучении дисциплин профессионального цикла силами выпускающей кафедры (кафедра профессиональной педагогики и иностранных языков).

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) чётко обозначены те профессиональные компетенции, на формирование которых нацелен процесс подготовки бакалавров профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение». Среди них можно выделить те, которые связаны с педагогическим управлением: «целеполагание, планирование и принятие решения, организация, мотивация, контроль и коррекция» [4, с. 188], то есть практически все профессиональные компетенции педагогической направленности.

С целью создания условий для реализации указанных в ФГОС ВПО профессиональных компетенций, а значит, с целью формирования у будущих педагогов умений педагогического управления мы считаем необходимым использовать в обучении:

1.    Формы и методы обучения, предполагающие решение профессиональных задач.

2.    Проектные задания.

3.    Разнообразные задания, направленные на формирование и развитие у студентов самостоятельности.

4.    Богатый потенциал педагогической практики.

5.    Возможности научно-исследовательской деятельности.

6.    Курсовое и дипломное проектирование.

Рассмотрим данные явления, иллюстрируя их примерами.

Формы и методы обучения, предполагающие решение профессиональных задач, – это в первую очередь проблемные лекции, практические и лабораторные занятия, деловая игра и под. В силах преподавателя не проводить стандартных лекций, каждую лекцию сделать активной и интерактивной. Для этого можно использовать «проблемное чтение лекций» [5, с. 99], беседу как обязательный элемент лекционного взаимодействия, рассмотрение на лекциях примеров из профессиональной деятельности разных педагогов, наполнение лекций иллюстрациями из реальной профессиональной деятельности педагогов города и под. Главное – побуждать студентов к активному мышлению и формировать у них представление о сути педагогической работы.

отметить, что работать с будущими педагогами сложнее, чем со студентами других направлений, так как они уже с первого курса ознакомлены с основами педагогических знаний и могут стать строгими судьями тех своих преподавателей, которые допускают явные методические ошибки. Мы предлагаем, наоборот, использовать, в том числе на лекциях, имеющуюся у студентов подготовку, вводить в занятие частичный анализ методов, форм и средств обучения, использованных педагогом. К примеру, ознакомив студентов с требованиями к мультимедийной презентации к лекции, можно вместе с ними проанализировать презентации по любой дисциплине, зафиксировать находки преподавателя, а, возможно, и его упущения.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы сформировать у студента ощущение «равенства», партнёрства. Для этого важен «совместный труд на любой предметной основе» [6, с. 25], то есть в рамках любой профессиональной дисциплины. Студент и преподаватель должны быть равными и полноценными субъектами обучения, постепенный отход от субъект-объектного взаимодействия необходим.

Среди деловых и ролевых дидактических игр, используемых при подготовке будущих педагогов, основными являются те, которые способствуют «выяснению уровня педагогических знаний студентов, умений вычленять проблему, способности разрешать конфликты, моделировать предстоящее общение» [7, с. 24]. К примеру, на практическом занятии по теме «Метод анализа производственных ситуаций» (дисциплина «Методика профессионального обучения») мы предлагаем студентам разделиться на группы (команды), выбрать лидера и разыграть фрагмент занятия по решению одной из производственных ситуаций так, как это происходило бы в реальной педагогической деятельности. Им предлагаются исходные материалы (описание производственной ситуации, этапы её решения с указанием деятельности педагога, задания). Студенты с удовольствие включаются в игру, исполняя роли обучающихся, организуют дискуссию, ищут и обсуждают пути решения производственной ситуации.

В форме ролевой игры мы организуем также и такой важный элемент профессиональной подготовки будущих педагогов, как разыгрывание ими фрагментов занятий. Все студенты группы по очереди самостоятельно разрабатывают фрагменты занятий по отраслевым дисциплинам и проводят их со студентами своей группы. Роли распределяются следующим образом: студент, проводящий фрагмент занятия, – «преподаватель», остальные студенты группы – «учащиеся». Со стороны «учащихся» поощряется создание разнообразных рабочих ситуаций, требующих профессиональной педагогической реакции «преподавателя». «Преподаватель» в процессе подготовки занятия самостоятельно подбирает и изготавливает наглядный материал, оформляет доску, готовит раздаточный материал и т. д. По окончании фрагмента занятия «преподаватель» делает его самоанализ, а затем студенты-«учащиеся» анализируют фрагмент.

По-прежнему результативным является применение такого традиционного в практике подготовки педагогов, прекрасно освоенного поколениями обучающих и обучающихся метода обучения, как решение педагогических ситуаций. С помощью решения педагогических ситуаций формируется «умение выделять существенное, определять оптимальные варианты поведения» [7, с. 24]. К примеру, при изучении темы «Невербальные средства общения» (дисциплина «Педагогическая риторика») студентам предлагается такое задание: «На занятии сложилась такая ситуация, что вам надо без слов успокоить учащихся. Выйдите к доске и потренируйтесь на своих одногруппниках». При изучении темы «Индивидуальный стиль речи педагога» (та же дисциплина) можно дать такое задание: «Выйдите к доске и поприветствуйте студентов группы так, как это делает педагог в начале занятия. Постарайтесь найти свой индивидуальный стиль приветствия, подберите необычные слова, используйте невербальные средства. Помните, что даже обыкновенные слова должны звучать в речи каждого педагога по-своему, а начало задаёт тон всему занятию».

Для пробуждения интереса к специальности и более полного погружения студента в будущую профессию рекомендуется использование таких форм работы, как «педагогические этюды, сочинения» [7, с. 24]. Например, задание «Любимый педагог» (дисциплина «Педагогическая риторика»): «Проанализируйте индивидуальный стиль речи вашего любимого педагога, не забыв обо всех компонентах стиля: умении приветствовать и выбирать обращения, средствах привлечения внимания студентов, особенностях интонации, выражении эмоции, соблюдении норм литературного языка и т. п. Что из индивидуальных речевых особенностях этого педагога вы хотели бы заимствовать?». Выполнение творческих письменных заданий на педагогические темы будет способствовать рефлексии студентов, поможет им задуматься о своей будущей профессии, осознать её значимость для формирования личности обучающегося, становления его характера, даже для определения будущей судьбы.

Можно также сочетать различные методы обучения, к примеру, решение педагогических ситуаций и ролевую игру. Богатые возможности для создания проблемных мини-ситуаций имеет такой учебный курс, как методика профессионального обучения. К примеру, на практическом занятии, посвящённом мотивации на лекции (теоретическом уроке), студентам даётся следующее задание: «Перечислите и проанализируйте возможные варианты вашей реакции в случае, когда во время занятия вы замечаете, что кто-то из учащихся не работает (смотрит в окно, читает книгу, безучастно присутствует, пишет что-то явно не относящееся к лекции, пытается разговаривать с соседом)». После перечисления возможных вариантов реакции преподавателя можно разыграть этот фрагмент занятия, распределив роли между студентами в группе. Такая работа в числе прочего будет способствовать формированию и укреплению учебной мотивации студентов [8].

Проектные задания также необходимы для формирования у студентов умений педагогического управления. Проектные задания как интерактивная технология обучения должны применяться для обучения будущих педагогов при каждом удобном случае. И.Н. Смирнова считает, что «проектное обучение педагогов представляет собой сложное профессиональное явление образовательной практики, синтезирующее: 1) мысленное конструирование – замысел; 2) проектную идею, воплощаемую во вполне определённом продукте – образовательном проекте; 3) практическую реализацию замысла, выступающую в качестве целенаправленной деятельности…» [9, с. 229]. Мы считаем, что не все обозначенные выше этапы учебного проектирования необходимо реализовывать каждый раз, во всех проектах. Во избежание перегрузки студентов и с целью их постепенного погружения в атмосферу профессиональной деятельности можно чередовать проекты, включающие только два этапа (замысел и реализация проектной идеи) и включающие три этапа (замысел, реализация идеи и практическая реализация замысла), постепенно увеличивая долю последних. Проектами первого типа, к примеру, являются разработка инструктивной карты, инструкции по охране труда, кроссвордов, тестов и других элементов учебно-методического обеспечения занятий, включая план-конспект занятия (дисциплина «Методика профессионального обучения»). Проектами второго типа станут фрагменты занятий с использованием разработанного студентами дидактического и иллюстративного материала, разыгранные со студентами своей группы: лекция с мультимедийной презентацией, урок объяснения нового материала, видеопрактикум, нетрадиционное занятие (дисциплина «Методическое обеспечение образовательного процесса»), а также фрагмент внеклассного воспитательного мероприятия (дисциплина «Методика воспитательной работы»).

Регулярное выполнение студентами проектов указанных типов поможет им более уверенно себя чувствовать как на педагогической практике, так и – в перспективе – в будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельность – важнейшее качество любой личности, однако при подготовке будущего профессионального педагога к педагогическому управлению она имеет особое значение. Самостоятельная работа должна организовываться как на занятиях, так и во внеучебное время. Одной из важнейших форм самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям. На семинарские занятия выносится небольшое число вопросов наиболее интересной, дискуссионной темы (3-7) в зависимости от их сложности, актуальности, значения в профессиональной подготовке студентов. Проблемный характер самой темы подчёркивается эвристическими вопросами, задаваемыми преподавателем в ходе обсуждения. Например, при изучении темы «История развития трудового и профессионального обучения» (дисциплина «Методика профессионального обучения») мыслительную активность студентов могут стимулировать следующие вопросы:

1.   Зачем нужно знать историю трудового обучения?

2.   Что такое классовый подход к физическому труду? Есть ли он в современной России?

3.   Нужно ли формировать у всех граждан положительное отношение к труду? Почему?

4.   В какие периоды истории появлялось усиленное внимание к трудовому обучению?

5.   Влияла ли политика на развитие трудового и профессионального обучения?

Мы уже отмечали ранее, что «при работе с текстом (наиболее распространённой форме самостоятельной работы) должны даваться творческие задания: не просто прочитать и пересказать его – выделить главные мысли, что-то обосновать, сообщить, охарактеризовать, определить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод и под.» [10, с. 93].

Как отмечает Р.Р. Алиева, «в ходе педагогической практики совершенствуются и используются: умение анализировать педагогические ситуации, применять приёмы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического процесса, владение технологией проектирования, организации и управления педагогическим процессом; способами решения педагогических задач, рефлексией, анализом и синтезом педагогических ситуаций, технологией принятия решений» [11, с. 22]. В рамках практики важна организация общения будущих педагогов с педагогами действующими, а также методической службой и администрацией образовательного учреждения. Педагогическая практика не только «позволяет студентам адекватно оценить собственный уровень готовности к управлению качеством образования в непосредственной профессиональной деятельности» [7, с. 24], но и знакомит их с реальной иерархической системой педагогического управления, поэтому особенно важен выбор базы педагогической практики – образовательного учреждения. В условиях города Зернограда (Ростовская область) наилучшей базой педагогической практики для будущих педагогов профессионального обучения стал ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92», администрация и педагоги-наставники которого демонстрируют студентам оптимальное педагогическое управление «сверху» в то время, как они осуществляют собственное педагогическое управление в ходе взаимодействия с обучающимися.

Научно-исследовательская деятельность проявляется в основном посредством выполнения студентами исследований по частным педагогическим и методическим проблемам и участие в конференциях с соответствующими докладами. Педагоги выпускающей кафедры должны помочь студентам выбрать интересную тему, в которой заложена проблемность, например, темы выступлений на студенческой конференции АЧГАА 2014 года: «Проблемные ситуации как эффективный дидактический приём» (Медведева А.), «Деловая игра как способ обучения профессиональным дисциплинам» (Матвиенко Н.), «Организация работы в группах на занятиях по техническим дисциплинам с целью укрепления коллектива» (Белых А.). Необходимо стимулировать самостоятельность будущего педагога при исследовании, то есть воздействие преподавателя должно быть минимальным, только направляющим.

Курсовое и дипломное проектирование становится итогом исследовательской деятельности студентов по дисциплине или по всему обучению в целом. Для того чтобы данный вид работы способствовал формированию у обучающихся умений педагогического управления, необходимо подбирать проблемные темы, формулировать реальные гипотезы исследования, предоставлять студентам максимальную самостоятельность по проверке поставленных гипотез, создавать условия для полноценного взаимодействия с коллективом педагогов и учащихся образовательного учреждения, на базе которого проводится педагогическое исследование и т. д.

Актуальность постоянной работы преподавателя над повышением качества своего педагогического воздействия и, в частности, над обучением будущих педагогов умению управлять педагогическим процессом остаётся стабильно высокой в силу того, что уровень личной зрелости студентов на начальном этапе обучения обычно недостаточно высок. Личная зрелость студента должна обеспечить «сознательное принятие студентом профессионально значимых ценностей и его стремление реализовать себя в процессе учебной и профессиональной деятельности» [12, с. 52]. Личная зрелость будущего педагога профессионального обучения неразрывно связана с его профессиональной зрелостью, уровнем сформированности у него профессиональных компетенций вообще и умений педагогического управления в частности. Для этого от преподавателей дисциплин профессионального цикла требуется подбор форм и методов обучения, предполагающих решение профессиональных задач; использование в процессе обучения проектных заданий и разнообразных заданий, направленных на формирование и развитие у студентов самостоятельности; применение богатого потенциала педагогической практики; организация научно-исследовательской деятельности студентов, курсового и дипломного проектирования. Все методы, формы и средства обучения должны быть нацелены на развитие у будущих педагогов умений педагогического управления.


Библиографический список
  1. Чеглакова Л.М. К вопросу становления социологии управления: возможности изучения социального института промышленного управления // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 4. С. 27-30.
  2. Диев В.С. Современное управление: философские и методологические основания // Философия образования. 2008. № 4. С. 28-33.
  3. Черемных А.М. Управление образованием как предмет социологического изучения // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 3. С. 143-148.
  4. Чернышева М.В. Оценка результатов подготовки бакалавров профессионального обучения к педагогическому управлению // Вестник ЧГАА. 2012. Т. 61. С. 188-194.
  5. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 96-105.
  6. Горовая В.И., Шевченко Г.И. Роль методологических подходов в педагогическом управлении // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 6. С. 23-28.
  7. Недвецкая М.Н., Скамницкий А.А. Формирование готовности студентов к управлению качеством образования в современной школе // Среднее профессиональное образование. 2013. № 1. С. 22-24.
  8. Крылова М.Н. К вопросу о формировании интереса к профессии у будущих педагогов профессионального образования // Актуальные проблемы обществознания. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9. Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009.
  9. Смирнова И.Н. Проектное обучение как фактор инновационных изменений в профессионально-педагогической деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 3 (75). С. 226-232.
  10. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-95.
  11. Алиева Р.Р. Формирование способности будущего учителя к организации и управлению педагогическим процессом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 4 (21). С. 19-23.
  12. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 49-60.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: