УДК 613.62

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Михайлова Светлана Владимировна, Борзенко Дарья, Глаголева Кристина, Норкина Екатерина, Розина Кристина

Аннотация
В статье представлена характеристика показателей здоровья и работоспособности водителей, определяемых во время и предрейсовых медицинских осмотров. В целом у водителей выявлены положительные результаты оценки здоровья и адаптационных возможностей. Безопасность дорожного движения и надежность водителя зависит не только от его квалификации и опыта, большое значение имеет состояние его здоровья и уровень адаптированности.

Ключевые слова: адаптацион-ный потенциал, безопасность дорожного движения., здоровье, Ключевые слова: водители, предрейсовый медицинский осмотр


INDICATORS OF HEALTH AND DRIVERS ROAD SAFETY

Mikhailova Svetlana Vladimirovna, Borzenko Daria, Glagoleva Christina, Norkina Catherine, Rosina Christina

Abstract
The article presents the characteristics of health indicators and performance drivers identified during the pre-trip and medical examinations. In general, drivers revealed positive results of health assessment and adaptation options. Road safety and reliability of the driver depends not only on his or her qualifications and experience is very important and his health level of adaptation.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К. Показатели здоровья водителей и безопасность дорожного движения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31760 (дата обращения: 02.06.2017).

Согласно 2 статье Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения характеризуется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [7, с.3].

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, определяет актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной из серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны [2, с.10].

Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает систему мероприятий, включающих медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий,  и медицинскую помощь при их совершении. Одним из основных факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет высокого роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Чтобы определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей  необходимо  систематически проходить  медицинскую диспансеризацию, а грамотно организованное проведение медицинских осмотров перед рейсом, является одним из главных  звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий [1, с.150].

Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно около 20% происшествий случаются  из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения. Особую тревогу представляет тот факт, что за последние годы в 3-4 раза повысилось количество водителей, управляющих автотранспортными средствами в состоянии наркотического опьянения и под действием других психоактивных веществ. Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из главных  задач в обеспечении безопасности дорожного движения [3, с.3].

С этой целью в Арзамасском филиале ННГУ им.Н.И.Лобачевского, имеющим автопарк, организовано прохождение в обязательном порядке предрейсовых медицинских осмотров водителями автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшим специальное обучение медицинским работником. Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. Медицинская профилактика дорожно-транспортных происшествий является важным звеном безопасности дорожного движения [4, с.11].

Цель исследования  дать оценку уровня здоровья и физического развития водителей по данным предрейсовых медицинских осмотров и разработать меры профилактики, способствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

Материалы и методы. Для анализа параметров физического развития использовали данные предрейсовых медицинских осмотров, в содержание которых входило:

- тщательный сбор анамнеза о состоянии здоровья для выявления признаков какого-либо заболевания или нарушений здоровья, которые могут повлиять на качество предстоящей работы;

- измерение температуры тела при подозрении на ее повышение;

- обязательное измерение артериального давления и частоты пульса;

- определение признаков опьянения или похмельного синдрома (по внешнему виду работника, по запаху алкоголя или перегара изо рта, с помощью алкотестера и т.п.) [1, с.151].

В ходе исследования проведено контрольное медицинское обследование 6 водителей с измерением длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД)  и частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Исследованы гемодинамические показатели (САД, ДАД, ЧСС) на основе 3955 обследований 7 водителей, проведенных в течение 2009-2013 гг. на базе Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского (ранее АГПИ им.А.П.Гайдара).

Применяемый в данной работе индекс Кетле-2 (ИК-2=МТ/ДТ2) позволяет оценить пропорциональность телосложения и гармоничность физического развития. Жизненный индекс (ЖЕЛ/МТ) характеризует мощность аппарата внешнего дыхания, а силовой индекс (ДПК/МТ) определяет степень развития мышечной силы кисти [6].

Характер нервной вегетативной регуляции определили с помощью  показателей гемодинамики – ЧСС, САД и ДАД, с расчетом индекса Кердо (1 – ЧСС/ДАД) и индекса Робинсона (ЧССхСАД/100) [3, с.5]. 

Для оценки степени адаптации применили метод скрининг-оценки адаптационного потенциала (АП), разработанный P.M.Баевским и соавт (1987) [5, с.111].

АП = – 0,273 + 0,011хЧСС + 0,014хСАД  + 0,008хДАД + 0,014хВ+0,009хМТ - 0,009хДТ +0,004хП

Используя предложенные В.П.Казначеевым рекомендации рассматривать степени напряжения регуляторных систем (степени адаптации организма к окружающей среде по методу Р.М.Баевского) в качестве «уровней здоровья», соответственно их классифицировали: первый уровень здоровья  -  состояние оптимальной, удовлетворительной адаптации;  второй уровень здоровья  - напряженность адаптационных механизмов;  третий уровень здоровья – неудовлетворительное состояние адаптации, при котором происходит рассогласованность отдельных механизмов функционирования организма;  четвертый уровень здоровья – срыв адаптации, состояние предболезни или даже болезни [3, с.4].

Результаты и их обсуждение.

Показатели гемодинамики являются критерием состояния сердечно-сосудистой системы под влиянием изменяющихся факторов окружающей среды.

Вычислили средние значения ЧСС, САД, ДАД и проанализировали их динамику за 5 лет. Результаты представлены в табл.1.

Таблица 1. Сравнительный анализ параметров гемодинамики водителей (М±σ)

№ п/п

Ф.И.О.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

1.

К.Ю.И.

74,4±4,00

77,4±3,74

76,4±2,78

74,4±3,54

74,8±4,01

2.

Ш.А.Н.

80,3±2,19

81,2±1,33

82,8±2,30

79,9±2,02

80,4±2,17

3.

Г.А.И.

74,4±3,36

75,5±2,15

73,4±3,51

74,1±4,28

76,8±4,62

4.

Д.Н.И.

-

-

60,7±5,22

61,1±1,77

62,8±1,44

5.

Т.И.Ф.

78,9±3,60

82,6±2,02

80,8±1,24

80,5±2,08

81,5±2,31

6.

П.А.В.

-

-

-

77,8±3,51

79,8±4,11

7.

Ш.В.А.

78,8±4,22

81,1±4,20

82,5±5,29

-

-

СИСТОЛИЧЕСКОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

1.

К.Ю.И.

120,5±4,66

119,4±4,27

124,3±3,92

126,2±3,56

128,8±4,21

2.

Ш.А.Н.

134,8±2,88

135,7±2,24

133,2±2,44

136,6±2,34

132,3±3,11

3.

Г.А.И.

125,7±2,88

120,7±3,14

124,3±3,29

126,6±2,88

127,5±3,07

4.

Д.Н.И.

-

-

138,6±5,22

140,6±4,12

140,8±4,59

5.

Т.И.Ф.

135,6±5,11

136,2±4,22

139,8±5,11

140,1±3,25

141,3±3,44

6.

П.А.В.

-

-

-

137,3±2,87

132,7±5,28

7.

Ш.В.А.

135,8±3,41

133,6±4,09

136,2±5,06

-

-

ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

1.

К.Ю.И.

71,2±3,44

74,4±3,77

74,3±3,59

75,5±4,22

75,2±3,23

2.

Ш.А.Н.

78,3±3,88

78,6±3,26

77,3±3,71

76,1±3,55

74,2±5,11

3.

Г.А.И.

76,1±3,55

77,4±4,30

78,5±3,56

81,4±3,62

80,7±4,28

4.

Д.Н.И.

-

-

80,2±4,18

82,1±4,10

83,0±3,73

5.

Т.И.Ф.

78,1±3,40

80,4±5,08

80,7±3,77

81,3±4,09

82,2±4,19

6.

П.А.В.

-

-

-

81,7±4,22

82,0±3,66

7.

Ш.В.А.

81,1±5,22

84,4±6,10

80,4±4,98

-

-

Выявлено, что ЧСС имеет узкий диапазон колебаний в течение анализируемого периода, что показывает на стабильность и устойчивость организма.

САД и ДАД имеют тенденцию к увеличению с возрастом, особенно у водителей старшего возраста.

С помощью индекса Кетле-2 определили, что водители имеют гармоничное соотношение длины и массы тела, за исключением одного обследованного (ИК-2=31,6). Учитывая параметры  его физического развития можно предположить преобладание мышечной силы и массы, определяющие избыточный вес (табл.2).

Таблица 2. Показатели индексов физического развития водителей и их оценка

№ п/п

 

Ф.И.О.

Индекс

Кетле

 

оценка

Жизненный индекс

 

оценка

Силовой

 индекс

 

оценка

1.

К.Ю.И.

24,1

2

59,6

2

49,6

1

2.

Ш.А.Н.

26,2

2

61,6

2

64,3

2

3.

Г.А.И.

24,3

2

65,3

3

55,6

1

4.

Д.Н.И.

29,5

2

52,0

2

40,0

1

5.

Т.И.Ф.

27,0

2

50,0

1

37,5

1

6.

П.А.В.

31,6

3

63,7

2

61,9

2

Примечание: 1- меньше нормы, 2 – нормальное значение, 3 – выше нормы

Исследование жизненного индекса у большинства показало хорошие результаты, т.е. в пределах нормы (51-65) и два результата с крайними вариантами (ниже и выше нормы). Оценки же силового индекса оказались несколько ниже по качеству: только у двух водителей рассчитаны значения в диапазоне нормы (61-80). Из полученных данных можно сделать вывод, что мощность дыхательного аппарата у водителей несколько выше мышечной, что возможно связано с особенностью профессиональной деятельности.

Таблица 3. Показатели индексов физического развития водителей и их оценка

№ п/п

 

Ф.И.О.

Индекс

Кердо

 

оценка

Индекс

Робинсона

 

оценка

 

АП

Уровень здоровья

1.

К.Ю.И.

0,05

2

94,2

2

3,0

второй

2.

Ш.А.Н.

-0,05

2

76,2

2

2,0

первый

3.

Г.А.И.

0,02

2

92,4

2

2,1

первый

4.

Д.Н.И.

0,24

3

114,5

3

3,1

третий

5.

Т.И.Ф.

0,07

2

95,1

3

2,9

второй

6.

П.А.В.

0,01

2

92,9

2

2,1

первый

Примечание: 1- меньше нормы, 2 – нормальное значение, 3 – выше нормы 

Степень влияния вегетативной нервной системы на кровеносную оценивалась с помощью индекса Кердо (табл.3). Значения индекса находятся в пределах физиологической нормы (от -0,1 до 0,1), за исключением одного водителя, имеющего исходный вегетативный тонус с преобладанием симпатических влияний (0,24). С тенденцией ваготонии выявлен один водитель (-0,05).

Для характеристики обменно-энергетических процессов, происходящих в организме, и  качества потребления кислорода миокардом использовали индекс Робинсона (ИР). Крайние значения ИР (95-верхнее и 70-нижнее) свидетельствуют о преобладающем влиянии симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы [6]. Уровень и качество полученного ИР подтверждает особенности нервной регуляции и характеристику функциональных резервов сердечно-сосудистой системы  в изучаемой выборке, полученную с помощью индекса Кердо. Значения индекса  у большинства обследованных находятся в пределах физиологической нормы, за исключением двух человек (табл.3).

Определив адаптационный потенциал (АП), соотнесли его с уровнем здоровья. Чем меньше величина, характеризующая адаптационный потенциал, тем он выше и тем выше уровень здоровья. В изучаемой выборке  значения АП  увеличиваются с возрастом, что соответствует норме, учитывая включение в формулу показатель возраста (табл.3).

В целом у водителей выявлены положительные результаты оценки здоровья и адаптационных возможностей: удовлетворительная адаптация (1-й «уровень здоровья») имеют 3 человека; в группу с функциональным напряжением (2-й «уровень здоровья») вошли  2 человека. Неудовлетворительная адаптация наблюдается у 1 водителя.

Таким образом, надежность водителя зависит не только от его квалификации и опыта. Большое значение имеет состояние его здоровья и его работоспособность. Сознательное и ответственное отношение к правилам дорожного движения должны быть неотделимы от сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, которое может быть укреплено и улучшено закаливанием, массажем, тренировкой воли и физического состояния и другими оздоровительными мероприятиями. Специфика работы водителя требует научного обоснования режима его труда, отдыха и рационального питания.


Библиографический список
  1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / авт.-сост. Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, В.Ю.Маслова. АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. –  316 с.
  2. Денисова С.В. Безопасность дорожного движения и здоровье водителей. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 80 с.
  3. Изучение морфофункционального статуса студентов, занимающихся в различных физкультурных группах, методом индексов / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова [и др.] // Электронный научный журнал «Медицинский университет» / [Электронный ресурс]. – 2013. – Вып. 4(15) Октябрь-Декабрь. С. 3-9.
  4. Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.). – М.,2002. – 22 с.
  5. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  6. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL:  http://www.health-control.ru. Дата обращения: 23.02.2014.
  7. Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: