УДК 79

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОГО ФИЛИАЛА ФГБОУ ВПО «ЧЕЛГУ».

Адушкина Екатерина Александровна
Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
преподаватель физической культуры, кафедры социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин, мастер спорта Республики Казахстан

Аннотация
В статье описывается работа специальных медицинских групп на примере Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», цель создания, основные задачи, общие положения и содержание работы специальных медицинских групп в системе физического воспитания.

Ключевые слова: заболевания, специальная медицинская группа, физическая нагрузка., физическое воспитание


FEATURES CLASSES OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY OF EXAMPLE KOSTANAI BRANCH VPO "CSU".

Adushkina Ekaterina Aleksandrovna
Kostanai VPO "Chelyabinsk State University"
teacher of physical culture, the department of social and humanitarian and natural science disciplines, Master of Sports of the Republic of Kazakhstan

Abstract
The article describes the work of the special medical groups on the example Kostanai branch VPO "CSU" purpose of creation, the basic tasks common position and content of special medical groups in the system of physical education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Адушкина Е.А. Особенности занятий студентов специальных медицинских групп в системе физического воспитания университета на примере Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ». // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31193 (дата обращения: 02.06.2017).

Необходимость создания специальных медицинских групп обусловлена тем, что в последние годы у студентов все чаще наблюдаются самые различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья, при которых они не могут заниматься в основной группе при максимальной физической нагрузке, а так же справляться с ежедневными нагрузками.

Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка  будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественной и творческой активности. Однако студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды.

Целью создания специальных медицинских групп являлось исследование физического  воспитания  студентов,  формирование социально-личностных компетенций, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

В создании специальных медицинских групп возникали следующие задачи:

  • Понять социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • Изучить научно-биологические основы физической культуры в вопросах  реабилитации организма при различных отклонениях в здоровье;
  • Овладеть системой средств и методов, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психофизических способностей, качеств и свойств личности;
  • Изучить опыт творческого использования знаний предмета «Физическая культура» для достижения жизненных и профессиональных целей.

Специальная медицинская группа, что же это за группа, и кто в неё входит?

В специальную медицинскую группу входят – учащиеся, у которых по результатам медицинского обследования диагностированы определенные нарушения в физическом развитии или в здоровье, такие студенты нуждаются в занятиях физическими упражнениями по специальным программам. Для учащихся, отнесенных к этой группе, предусмотрено обязательное посещение уроков физической культуры, где они получают специальные, индивидуальные задания.

Перед преподавателем, работающим со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, стоят следующие задачи:

  • Улучшить функциональное состояние учащихся, то есть улучшить душевное и физическое состояние посредством лёгких дозируемых физических нагрузок;
  • Повысить физическую работоспособность,
  • Снять утомление и повысить адаптационные возможности студентов,
  • Воспитать потребность в занятиях оздоровительной физкультурой.

Всё это нужно для большей активности, так как пагубно сказывается на студентах гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма, то есть ухудшает процессы обмена веществ и запаса энергии в организме. Только систематические (3 раза в неделю) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние учащегося, способствовать его выздоровлению.

Регулярные, дозированные физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

1. Как строится  программа занятий в специальных медицинских группах

Специальная медицинская группа состоит из студентов разных академических групп, разного возраста и пола, страдающих различными недугами и психологически не готовых к занятиям физической культурой в основной группе.

Комплектование специальных медицинских групп к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья до 1 июня по данным медицинского обследования, проводимого в апреле – мае текущего года.

Задача преподавателя оформить индивидуальные карты на студентов, занимающихся в специальной медицинской группе. В карте отражаются диагноз, рекомендации и дозировка физической культуры, индивидуальные комплексы упражнений, а также возможность оценить студентом своё состояние физической готовности на начало и конец года по 5ти бальной шкале, для того чтобы студент мог понять, как он был готов физически на начало года и как повлияли физические нагрузки на его здоровье по истечении учебного года, и помогли ли ему физические упражнения.

Проведение занятий со студентами в специальных медицинских группах позволяет избежать лишних методических и педагогических ошибок, беречь психику подростков, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние студентов и их адаптацию к нагрузкам. Практический учебный материал для данной категории студентов разрабатывается с учетом показаний и противопоказаний.

Учебный материал имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности занимающегося, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных  временными  или постоянными патологическими факторами.

Подобранные физические упражнения в зависимости от заболевания являются биологическим стимулятором, усиливая защитные реакции организма. Правильно подобранные упражнения оказывают трофическое и компенсаторное действие на организм студента.

2. Какие же упражнения мы используем в занятиях?

Физическая нагрузка специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость.

В зависимости от заболевания включаются следующие виды упражнений: ходьба, бег в сочетании с ходьбой, так как ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы. В основном в осенний и в весенний период, когда занятий проходят в парке, дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию, а при нарушениях осанки (сколиозах), что наиболее часто встречается у студентов, включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

Подвижные и спортивные игры, а так же тренинги и интеллектуальные игры которые мы проводим в конце занятия в оставшиеся 20 минут, потому как сложно всю пару выполнять физическую нагрузку, являются хорошим средством физического развития, нормализации эмоционального состояния, совершенствования координации движений. Включая игры в занятия физкультуры, можно значительно снизить умственную нагрузку за счет эмоционального фактора, а если их проводить в парке на свежем воздухе, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов.

  • Ходьба как физическое упражнение — ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечнососудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС студента имеющего отклонения в состоянии здоровья. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.
  • Бег — физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний сердечнососудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время занятия — в основной и в заключительной частях.

Что касается непосредственно самих упражнений и физической нагрузки, выполняемой студентами с различными заболеваниями.

Для студентов с заболеваниями сердечнососудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание,  дыхательные упражнения). Нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием [1].

Для студентов с заболеваниями органов дыхания занятия необходимо проводить тоже групповым методом на свежем воздухе если же занятия проводится в помещении, то зал хорошо проветривается. В занятие так же включают ходьбу, дозированный бег, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками. При проведении занятий акцент делается на правильное ритмичное дыхание, а также на дыхание с акцентом на выдохе[1].

Для студентов с функциональными нарушениями осанки (очень частое заболевание среди студентов сколиоз – это прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением) необходимы ежедневные занятия физкультурой (упражнения с гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включаются подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе. При регулярных занятиях удается ликвидировать функциональные нарушения осанки.

Для студентов с  заболеванием органов пищеварения наиболее часто встречаются гастрит, язва желудка. Кроме того, нередки опущения желудка. Влияние упражнений на пищеварение оказывает стимулирующее действие, улучшают функцию желудочно-кишечного тракта. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Включаются общеразвивающие упражнения, в положении лежа, сидя, с выполнением дыхательных упражнений[2].

Для студентов с  болезнями почек и мочеполовых путей наиболее часто встречаются следующие заболевания: пиелонефрит, опущение почки. В занятие рекомендуют включать дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или элементы спортивных игр), общеразвивающие и дыхательные упражнения, занятия на тренажерах. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений.

Для студентов с  заболеваниями эндокринной системы (К наиболее распространенным заболеваниям желез внутренней секреции и обмена веществ относятся сахарный диабет, ожирение). Заболевания связаны с нарушением обмена веществ (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией организма, гиподинамией. Мышечная деятельность оказывает регулирующее влияние на обменные процессы.

Лечебное действие физических упражнений при нарушении обмена веществ обусловлено их мощным трофическим влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и железы внутренней секреции[2].

В занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажеpax, подвижные игры.

Для студентов с болезнями суставов (По данным всемирной организации здравоохранения, каждый пятый житель планеты имеет нарушение функций суставов или предъявляет жалобы на боли в них). Из многочисленных заболеваний суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы). Это касается и наших студентов.

Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечнососудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

Активные движения следует выполнять в облегченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

При артритах в занятие включают ходьбу, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя.

При артрозах показаны занятия на тренажерах. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу.

Для студентов с заболеванием зрительного аппарата, а именно Миопия (близорукость) В настоящее время близоруких среди студентов составляет — 30—40%. У девушек этот показатель выше, из-за меньшей двигательной активности[2].

В зависимости от степени близорукости не показаны упражнения на поднятие тяжестей (штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения в  этом случае показаны ходьба, медленные бег.

В процессе занятий постоянно контролируется внешние признаки утомляемости студентов, так же ведется контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента.

3. Схема занятия в специальных медицинских группах.

Занятие в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.

В подготовительной части занятия (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части занятия. В этой части занятия не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки.

В основной части занятия (20-30 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение.

Подбор упражнений в этой части занятия предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений.

В заключительной части занятия (15-20 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.) а так же подвижные игры, элементы спортивных игр, тренинги.

4. Что касается планирования, учета и контроля учебного процесса.

Планирование учебного процесса в специальных медицинских группах осуществляется из расчета – 144 часа в год. Занятия по физическому воспитанию проводятся согласно рабочему учебному плану.

Критерием успешности усвоения учебного материала студентами является положительная динамика физического состояния.

Для объективной оценки учебной деятельности студента зачетные требования дифференцируются следующим образом:

- посещение занятий и работа на занятии.

- выполнение студентами практических заданий по организации и проведению учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- тестирования физической подготовленности по развитию физических качеств и овладению двигательными способностями в виде контрольных нормативов;

- учитываются помощь студентов в участии и организации соревнований.

Для студентов, освобожденных от любой физической нагрузки по медицинским показаниям дается на выбор тема реферат к рубежному контролю.

В целях быстрого восстановления работоспособности студента, имеющего нарушения в состоянии здоровья необходимо чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом в связи с наличием у них повышенной утомляемости организма, ослабленного различными заболеваниями.

5. На основании создания специальных медицинских групп можно сделать следующие выводы:

  1. Лечебная физическая культура – эффективное средство лечения и профилактики различных заболеваний у студентов отнесенных к специальной медицинской группе Она ведет к улучшению  физического состояния повышает самооценку, дает уверенность в себе, что положительно сказывается на эффективности обучения и последующей профессиональной деятельности.
  2. Лечебная физическая культура воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы.
  3. Для различных заболеваний используются различные методики занятий и контроля нагрузок.
  4. Создание специальных медицинских групп решит проблему занятости студентов во время учебного процесса, то есть студенты с ослабленным здоровьем тоже будут иметь возможность получать определенную физическую нагрузку, а не напрасно прогуливать время, ожидая следующее занятие.
  5. Студенты с ослабленным здоровьем будут иметь представление о физической культуре и о лечебной физической культуре, и применять физические упражнения исходя из своего заболевания в дальнейшем в жизни.

Библиографический список
  1. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для институтов физической культуры М.: Физкультура и спорт, 2009. -  34с.
  2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Пособие по ЛФК М.: Просвещение, 2011. – 139с.
  3. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие: Учебный курс ЛФК М.: Ростов-на-Дону: МарТ 2011. – 268с.


Все статьи автора «Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: